Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"
Оценка 4.8

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
doc
классное руководство
3 кл—4 кл
21.02.2018
Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"
Задачи: 1. Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития. 2. Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий самовар. 3. Познакомить с традициями чаепития в других странах. 4. Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях. 5. Развивать познавательную активность учащихся. 6. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям. 7. Способствовать сплочению классного коллектива.
Мы за чаем не скучаем.....doc
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития Задачи:  1. Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания  детей о традициях русского гостеприимства и чаепития.  2. Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий  самовар. 3. Познакомить с традициями чаепития в других странах. 4. Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях. 5.  Развивать познавательную активность учащихся.  6. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям. 7. Способствовать сплочению классного коллектива. 8. Подготовка к занятию: 1. Поисковая работа учащихся (подбор пословиц и поговорок о русском  гостеприимстве). 2.  Подготовка костюмов. 3. Разучивание песен «Горница ­ узорница», «Самовар». Оформление: 1. Мероприятие проходит в школьном музее: оформлен в русском стиле:  вышитые полотенца, скатерти, на столе самовар, обвитый баранками, пряники,  бублики, сахар­рафинад, разные сорта чая, чайная посуда, варенье разных  видов. 2. Для проведения конкурсов: веники (2 шт.), два обруча, кубики, шишки, платки  для завязывания глаз, ложки, стаканы с водой, минусовки  исполняемых песен. ХОД ПРАЗДНИКА:  Учитель: Дорогие гости! Как говорится – Милости просим. В нашу светлицу. Не нужно платы, 1 И робеть не надо. Всем, чем богаты. Тем вам и рады.  ­ Родители и гости присаживайтесь на стулья, с изображением самовара (команда  «Самоварчики»), а ученики 3 класса на стулья с изображением чайника (команда  «Чайники»).  1­й ученик.  Не стесняйтесь, проходите В нашу горницу, друзья, И улыбки захватите – Ведь без них никак нельзя.  2­й ученик.  От души признаться надо, Что давно вас в гости ждем Вы своим приходом радость Принесли в наш светлый дом.  3­й ученик.  Здесь, без всякого сомненья,  Чай душистый всех вас ждет.  Несколько сортов варенья,  Пироги, ватрушки, торт.  4­й ученик.  Мир вам, гости долгожданные,  Что явились в добрый час.  Встречу теплую, желанную  Мы готовили для вас.  (Дети исполняют песню «Горница – узорница»Муз. Л. Деревягина, сл. В. Степанов)     1. Бабушка с порога приглашает в горницу. Долгая дорога – надо отдохнуть. Бабушкина горница, горница­узорница, Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза). 2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули, На столе сосновом пироги и чай. Улыбнется бабушка, улыбнется горница, 2 А подушки горкой – сладко засыпай! (2 раза). 3. За окошком тихо, в светлой дымке вечер, Из трубы поднимется к синим звездам дым. Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы, Горницы­узорницы улетают вниз (2 раза). 4. Бабушка с порога приглашает в горницу. Долгая дорога – надо отдохнуть. Бабушкина горница, горница­узорница, Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза). Учитель: Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям? (О чае) Учитель: Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства.  Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства:  всегда, во все времена гостей встречали хлебом­солью и добрым отношением. 1. Конкурс. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве? (работа в командах) Гостю почёт – хозяину честь. Хоть не богат, а гостям рад. Гость в дом – радость в дом. Учитель: А откуда появился чай?  Существует легенда: однажды, давным­давно, 5 тысяч лет назад, китайский  император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся  ветер, и в воду упало несколько листьев с чайного куста – и вода потемнела, от неё  начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это  было первое в мире чаепитие. Итак, родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по­китайски  означает «молодой листочек» – «ту­ай­не». Выращивание и изготовление чая в Китае  было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от  чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран,  Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не  знали даже, как его заварить. Чай один из древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с  национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов.  3 Ученица: В США, штат Южная Дакота, находится город под названием Теа (Чай).  Все жители – поклонники этого напитка. Городской праздник – День Чайника,  проходит с карнавалами, парадами. В этот день среди взрослых жителей города  выбирают Маму и Папу Заварного Чайника, а среди детей – Мисс Чайник и Мистера  Блюдце.  Ученица: В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек  оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями. Во время  чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. А в России за чаем  общаются, поют песни и частушки, проводят игры. ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ  РАЗНЫХ НАРОДОВ В хорошей посуде и чай вкуснее. (Японская пословица) Выпьешь чаю – прибавятся силы. (Китайская пословица) Не спеши пить чай – язык обожжёшь. (Турецкая пословица)  2 Конкурс “Натаскай воды”. Для чая нам нужна вода, надо ложками переносить воду из одного стакана в другой. Носят по ­ очереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду. Ребята, но почему так поздно, лишь в XVIII веке, возникла традиция чаепития?  Ответ детей: Потому что чай, который мы пьем, не русский напиток, и появился он  на Руси лишь в середине XVII века. Учитель: Совершенно верно. Послушайте, как это было. Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был  завезён в Россию в XVII веке. В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые  дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь  передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых  монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой. – А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки. – Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель,  улыбаясь. Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого  зелья, и он ему ужасно не понравился. Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о  «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в  4 Москву.  О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из  них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду,  молвил: «Ещё!» Однако по другой версии, царю, напиток не понравился. Иначе чем же можно  объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет  после описываемых событий. Ученик:  Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить. А я отроду не знаю, как проклятый чай варить! Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок, Да приправил перцем, луком и петрушки корешок. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить? А потом­то догадался – чай забыл я посолить. Учитель: В такие курьёзы попадали не только русские люди. У английского моряка,  мама, получив от сына в подарок 1 кг чая, решила угостить своих соседей. Сварила  весь чай, слила всю тёмную воду, чайные листья положила в тарелки и заправила  маслом!» Учитель: Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?  Существует много способов заваривания чая. У нас наиболее распространён следующий способ: 1. Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». Не  нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Не следует в кипячёную воду  доливать свежей, а также кипятить воду многократно.  2. Перед завариванием фарфоровый чайник нужно 2­3 раза ополоснуть кипятком. 3. В нагретый чайник положить порцию чая, залить кипящей водой примерно на   чайника и накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым,  ⅓ иначе чай запарится и изменит свой вкус.  4. Дать настояться 4­5 минут и затем долить в чайник доверху кипяток и  размешать.  Ароматным, вкусным и полезным чай бывает первые 8­10 минут после  заваривания. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму, а чай  оставленный на ночь, – подобен укусу змеи». 3 конкурс «Лучший знаток чая»: 5 Учитель: А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая. Определите на  вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с  лесными ягодами и т.д.) Ведущий: Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный. Ученик: Я хочу открыть секрет  И полезный дать совет: Если хворь с кем приключится,  Чаем можете лечиться. Чай всех снадобий полезней,  Помогает от болезней, Чай в жару нас освежает,  А в морозы согревает, И сонливость переборет,  И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг,  Чай здоровью – лучший друг! Учитель: Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся  семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола... Стоит толстячок,  Подбоченивши бочок, Шипит и кипит,  Всем чай пить велит. (Самовар) Ученик: Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находился  специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые  шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу  снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё  долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая  является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на  самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется  специальное приспособление. Ученик: Самовар считался предметом роскоши. Его берегли, передавали по  наследству. Было принято, чтобы чай подавала сама хозяйка, в крайнем случае, ее  дочь, если таковая имелась. Неспешное времяпровождение за чаем, создающего  покой и уют, приобрело характер национального обычая.  6 Ученица: Русские помещики начинали завтрак с чая, а потом “…ели битого мяса со  сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям  изготовят манный суп. Соединение чая с плотной едой останется в русском чаепитии навсегда – и климат к этому располагал, и натура россиянина, тяготевшая к  хлебосольным трапезам. Ученица: Обычай пить чай повлёк за собой появление таких предметов, как:  фарфоровые чашечки, блюдца, сахарницы, заварочные чайники, щипчики и топорики  для сахара, и подстаканники. Подстаканники появились на Руси в 19 веке, когда  «стекла стало больше». Мужчины пили чай в стаканах с подстаканниками, а  женщины из блюдца. Дети исполняют песню «Самовар» (музыка Татьяны Музыкантовой, слова Татьяны Музыкантовой и Евгения Залманова) Расскажу вам не про море, Расскажу не про загар. Не про пальмы, не про горы, А про русский самовар. Он высокий и пузатый, Он блестящий чаевар. Он ушастый и носастый Наш красавец – самовар.    ПРИПЕВ:  Самовар, самовар К потолку пускает пар, Чай душистый прямо с жаром Будем пить из самовара. Ух – ух – ух!        Самовар на день рожденья  Подарила мне сестра И сказала: «Пить без сушек Самоварный чай нельзя!» Мы и сушки, и ватрушки,  И оладьи напекли, А ещё варенья банку По сусекам наскребли. ПРИПЕВ:  тот же Буду всех из самовара  Сладким чаем угощать, Самоварные частушки Для застолья сочинять. 7 На столе у нас пирог, Пышки, да ватрушки, Так споёмте ж про чаёк Чайные частушки!  Самовар, самовар Золотая ножка Я посеяла горох, Выросла картошка. Ух – УХ! Вот стоит толстячок, Подбоченивши бочок И шипит, и кипит Наливать нам чай велит! ПРИПЕВ:   4 конкурс “Собери шишки”. Ну вот, воды натаскали, самовар поставили, теперь воду надо вскипятить. Как  раньше кипятили воду в самоваре? Что под ёлками найдёшь, если к ёлкам ты придёшь Жарким летом, и весною, и осеннею порою? (Шишки) Ну, считайте, вы в лесу, вот вам шишки, вот вам ёлки. Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу. От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза, кто больше соберёт? Учитель: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но  традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась. Многие любят чай пить с вареньем,  мёдом, такой чай тоже очень полезен. И сейчас  мы с вами проведём конкурс “Угадай варенье”.  5 конкурс «Угадай варенье» Приглашаются  по 1 участнику от каждой команды: участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают из чего было сварено варенье.  Пока самовар поспевает,  Хозяюшки дом убирают.  А ну­ка, веник берите,  Сюда бегите,  Чистоту наведите! 6 конкурс «Конкурс для девочек»  8 На полу лежат два обруча, в них кубики. Их надо по одному заметать на совок и  складывать в ведро. Кто быстрее? Учитель:  Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Конечно, за одну  встречу невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Мы  сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы  переходим к самой вкусной части нашего праздника. Ученик: Всех гостей мы угощаем  Ароматным крепким чаем.  Тех, кто чай с охотой пьет,  Стол накрытый давно ждет. Ученица: Для всех вас, взрослые и детишки:  Калачи, ватрушки, пышки.  Наливайте, не стесняйтесь,  Сладким чаем забавляйтесь!  Ученик: Приглашаем к самовару! Вкусным чаем угощаем! И внакладку, и вприкуску. Все:  Пейте чай, друзья, по­русски! Литература: 1. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в  начальной школе», – Ярославль: Академия развития, 2001 г.  2. Детская энциклопедия “Я познаю мир” 2001, с.362­364.  3. Журнал “Классный руководитель”, №1 ,2000, с.121­127.  4. Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Искусство чайного стола. М., 1990.  5. Канаева М.А. «Праздник чая», – ж. «Начальная школа» №5 – 2002 г.  6. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. «Русская кухня: традиции и обычаи», – М.:  «Советская Россия», 1990 г.  7. сайт WWW.1 september.ru  9

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018