Сценарий внеклассного мероприятия "Мы за чаем не скучаем"

  • Культурные мероприятия
  • Работа в классе
  • doc
  • 21.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: 1. Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития. 2. Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий самовар. 3. Познакомить с традициями чаепития в других странах. 4. Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях. 5. Развивать познавательную активность учащихся. 6. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям. 7. Способствовать сплочению классного коллектива.
Иконка файла материала Мы за чаем не скучаем.....doc
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития Задачи:  1. Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания  детей о традициях русского гостеприимства и чаепития.  2. Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий  самовар. 3. Познакомить с традициями чаепития в других странах. 4. Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях. 5.  Развивать познавательную активность учащихся.  6. Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям. 7. Способствовать сплочению классного коллектива. 8. Подготовка к занятию: 1. Поисковая работа учащихся (подбор пословиц и поговорок о русском  гостеприимстве). 2.  Подготовка костюмов. 3. Разучивание песен «Горница ­ узорница», «Самовар». Оформление: 1. Мероприятие проходит в школьном музее: оформлен в русском стиле:  вышитые полотенца, скатерти, на столе самовар, обвитый баранками, пряники,  бублики, сахар­рафинад, разные сорта чая, чайная посуда, варенье разных  видов. 2. Для проведения конкурсов: веники (2 шт.), два обруча, кубики, шишки, платки  для завязывания глаз, ложки, стаканы с водой, минусовки  исполняемых песен. ХОД ПРАЗДНИКА:  Учитель: Дорогие гости! Как говорится – Милости просим. В нашу светлицу. Не нужно платы, 1И робеть не надо. Всем, чем богаты. Тем вам и рады.  ­ Родители и гости присаживайтесь на стулья, с изображением самовара (команда  «Самоварчики»), а ученики 3 класса на стулья с изображением чайника (команда  «Чайники»).  1­й ученик.  Не стесняйтесь, проходите В нашу горницу, друзья, И улыбки захватите – Ведь без них никак нельзя.  2­й ученик.  От души признаться надо, Что давно вас в гости ждем Вы своим приходом радость Принесли в наш светлый дом.  3­й ученик.  Здесь, без всякого сомненья,  Чай душистый всех вас ждет.  Несколько сортов варенья,  Пироги, ватрушки, торт.  4­й ученик.  Мир вам, гости долгожданные,  Что явились в добрый час.  Встречу теплую, желанную  Мы готовили для вас.  (Дети исполняют песню «Горница – узорница»Муз. Л. Деревягина, сл. В. Степанов)     1. Бабушка с порога приглашает в горницу. Долгая дорога – надо отдохнуть. Бабушкина горница, горница­узорница, Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза). 2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули, На столе сосновом пироги и чай. Улыбнется бабушка, улыбнется горница, 2А подушки горкой – сладко засыпай! (2 раза). 3. За окошком тихо, в светлой дымке вечер, Из трубы поднимется к синим звездам дым. Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы, Горницы­узорницы улетают вниз (2 раза). 4. Бабушка с порога приглашает в горницу. Долгая дорога – надо отдохнуть. Бабушкина горница, горница­узорница, Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза). Учитель: Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям? (О чае) Учитель: Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства.  Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства:  всегда, во все времена гостей встречали хлебом­солью и добрым отношением. 1. Конкурс. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве? (работа в командах) Гостю почёт – хозяину честь. Хоть не богат, а гостям рад. Гость в дом – радость в дом. Учитель: А откуда появился чай?  Существует легенда: однажды, давным­давно, 5 тысяч лет назад, китайский  император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся  ветер, и в воду упало несколько листьев с чайного куста – и вода потемнела, от неё  начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это  было первое в мире чаепитие. Итак, родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по­китайски  означает «молодой листочек» – «ту­ай­не». Выращивание и изготовление чая в Китае  было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от  чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран,  Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не  знали даже, как его заварить. Чай один из древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с  национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов.  3Ученица: В США, штат Южная Дакота, находится город под названием Теа (Чай).  Все жители – поклонники этого напитка. Городской праздник – День Чайника,  проходит с карнавалами, парадами. В этот день среди взрослых жителей города  выбирают Маму и Папу Заварного Чайника, а среди детей – Мисс Чайник и Мистера  Блюдце.  Ученица: В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек  оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями. Во время  чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. А в России за чаем  общаются, поют песни и частушки, проводят игры. ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ  РАЗНЫХ НАРОДОВ В хорошей посуде и чай вкуснее. (Японская пословица) Выпьешь чаю – прибавятся силы. (Китайская пословица) Не спеши пить чай – язык обожжёшь. (Турецкая пословица)  2 Конкурс “Натаскай воды”. Для чая нам нужна вода, надо ложками переносить воду из одного стакана в другой. Носят по ­ очереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду. Ребята, но почему так поздно, лишь в XVIII веке, возникла традиция чаепития?  Ответ детей: Потому что чай, который мы пьем, не русский напиток, и появился он  на Руси лишь в середине XVII века. Учитель: Совершенно верно. Послушайте, как это было. Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был  завезён в Россию в XVII веке. В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые  дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь  передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых  монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой. – А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки. – Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель,  улыбаясь. Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого  зелья, и он ему ужасно не понравился. Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о  «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в  4Москву.  О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из  них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду,  молвил: «Ещё!» Однако по другой версии, царю, напиток не понравился. Иначе чем же можно  объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет  после описываемых событий. Ученик:  Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить. А я отроду не знаю, как проклятый чай варить! Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок, Да приправил перцем, луком и петрушки корешок. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить? А потом­то догадался – чай забыл я посолить. Учитель: В такие курьёзы попадали не только русские люди. У английского моряка,  мама, получив от сына в подарок 1 кг чая, решила угостить своих соседей. Сварила  весь чай, слила всю тёмную воду, чайные листья положила в тарелки и заправила  маслом!» Учитель: Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?  Существует много способов заваривания чая. У нас наиболее распространён следующий способ: 1. Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». Не  нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Не следует в кипячёную воду  доливать свежей, а также кипятить воду многократно.  2. Перед завариванием фарфоровый чайник нужно 2­3 раза ополоснуть кипятком. 3. В нагретый чайник положить порцию чая, залить кипящей водой примерно на   чайника и накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым,  ⅓ иначе чай запарится и изменит свой вкус.  4. Дать настояться 4­5 минут и затем долить в чайник доверху кипяток и  размешать.  Ароматным, вкусным и полезным чай бывает первые 8­10 минут после  заваривания. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму, а чай  оставленный на ночь, – подобен укусу змеи». 3 конкурс «Лучший знаток чая»: 5Учитель: А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая. Определите на  вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с  лесными ягодами и т.д.) Ведущий: Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный. Ученик: Я хочу открыть секрет  И полезный дать совет: Если хворь с кем приключится,  Чаем можете лечиться. Чай всех снадобий полезней,  Помогает от болезней, Чай в жару нас освежает,  А в морозы согревает, И сонливость переборет,  И с усталостью поспорит, Сокрушит любой недуг,  Чай здоровью – лучший друг! Учитель: Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся  семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола... Стоит толстячок,  Подбоченивши бочок, Шипит и кипит,  Всем чай пить велит. (Самовар) Ученик: Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находился  специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые  шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу  снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё  долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая  является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на  самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется  специальное приспособление. Ученик: Самовар считался предметом роскоши. Его берегли, передавали по  наследству. Было принято, чтобы чай подавала сама хозяйка, в крайнем случае, ее  дочь, если таковая имелась. Неспешное времяпровождение за чаем, создающего  покой и уют, приобрело характер национального обычая.  6Ученица: Русские помещики начинали завтрак с чая, а потом “…ели битого мяса со  сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям  изготовят манный суп. Соединение чая с плотной едой останется в русском чаепитии навсегда – и климат к этому располагал, и натура россиянина, тяготевшая к  хлебосольным трапезам. Ученица: Обычай пить чай повлёк за собой появление таких предметов, как:  фарфоровые чашечки, блюдца, сахарницы, заварочные чайники, щипчики и топорики  для сахара, и подстаканники. Подстаканники появились на Руси в 19 веке, когда  «стекла стало больше». Мужчины пили чай в стаканах с подстаканниками, а  женщины из блюдца. Дети исполняют песню «Самовар» (музыка Татьяны Музыкантовой, слова Татьяны Музыкантовой и Евгения Залманова) Расскажу вам не про море, Расскажу не про загар. Не про пальмы, не про горы, А про русский самовар. Он высокий и пузатый, Он блестящий чаевар. Он ушастый и носастый Наш красавец – самовар.    ПРИПЕВ:  Самовар, самовар К потолку пускает пар, Чай душистый прямо с жаром Будем пить из самовара. Ух – ух – ух!        Самовар на день рожденья  Подарила мне сестра И сказала: «Пить без сушек Самоварный чай нельзя!» Мы и сушки, и ватрушки,  И оладьи напекли, А ещё варенья банку По сусекам наскребли. ПРИПЕВ:  тот же Буду всех из самовара  Сладким чаем угощать, Самоварные частушки Для застолья сочинять. 7На столе у нас пирог, Пышки, да ватрушки, Так споёмте ж про чаёк Чайные частушки!  Самовар, самовар Золотая ножка Я посеяла горох, Выросла картошка. Ух – УХ! Вот стоит толстячок, Подбоченивши бочок И шипит, и кипит Наливать нам чай велит! ПРИПЕВ:   4 конкурс “Собери шишки”. Ну вот, воды натаскали, самовар поставили, теперь воду надо вскипятить. Как  раньше кипятили воду в самоваре? Что под ёлками найдёшь, если к ёлкам ты придёшь Жарким летом, и весною, и осеннею порою? (Шишки) Ну, считайте, вы в лесу, вот вам шишки, вот вам ёлки. Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу. От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза, кто больше соберёт? Учитель: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но  традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась. Многие любят чай пить с вареньем,  мёдом, такой чай тоже очень полезен. И сейчас  мы с вами проведём конкурс “Угадай варенье”.  5 конкурс «Угадай варенье» Приглашаются  по 1 участнику от каждой команды: участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают из чего было сварено варенье.  Пока самовар поспевает,  Хозяюшки дом убирают.  А ну­ка, веник берите,  Сюда бегите,  Чистоту наведите! 6 конкурс «Конкурс для девочек»  8На полу лежат два обруча, в них кубики. Их надо по одному заметать на совок и  складывать в ведро. Кто быстрее? Учитель:  Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Конечно, за одну  встречу невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Мы  сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы  переходим к самой вкусной части нашего праздника. Ученик: Всех гостей мы угощаем  Ароматным крепким чаем.  Тех, кто чай с охотой пьет,  Стол накрытый давно ждет. Ученица: Для всех вас, взрослые и детишки:  Калачи, ватрушки, пышки.  Наливайте, не стесняйтесь,  Сладким чаем забавляйтесь!  Ученик: Приглашаем к самовару! Вкусным чаем угощаем! И внакладку, и вприкуску. Все:  Пейте чай, друзья, по­русски! Литература: 1. Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в  начальной школе», – Ярославль: Академия развития, 2001 г.  2. Детская энциклопедия “Я познаю мир” 2001, с.362­364.  3. Журнал “Классный руководитель”, №1 ,2000, с.121­127.  4. Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Искусство чайного стола. М., 1990.  5. Канаева М.А. «Праздник чая», – ж. «Начальная школа» №5 – 2002 г.  6. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. «Русская кухня: традиции и обычаи», – М.:  «Советская Россия», 1990 г.  7. сайт WWW.1 september.ru  9