Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»
Оценка 4.6

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
5 кл
19.04.2019
Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»
Цель проведения мероприятия: воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; сохранение комфортного психологического климата в классе с многонациональным составом. Задачи: 1. способствовать формированию у детей понятий « традиция», «обычай»; 2. познакомить детей с историей, традициями и обычаями праздника Навруз; 3. способствовать воспитанию эстетической культуры детей; 4. способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность; 5. развивать у детей умение слушать, критическое мышление, память.
Сценарий внеклассного мероприятия классного часа «Весенние празд.doc
Сценарий внеклассного мероприятия  классного часа «Весенние праздники народов мира». Цели:   воспитание   толерантности   по   отношению   к   окружающим   людям   различной национальности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; сохранение   комфортного   психологического   климата   в   классе   с   многонациональным составом. Задачи: 1. способствовать формированию у детей понятий « традиция», «обычай»; 2. познакомить детей с историей, традициями  и обычаями праздника Навруз; 3. способствовать воспитанию эстетической культуры детей; 4. способствовать   сплочению   детей   и   родителей   через   совместную   творческую деятельность; 5. развивать у детей умение слушать, критическое мышление, память. Методы: беседа, рассказ, игра. Оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран,   презентация   «Весенние праздники народов мира», национальная одежда народа, празднующего Навруз, блюда и продукты хафт сина. План классного часа: 1. Вступительное слово учителя – обоснование выбора темы классного часа. 2. История Навруза, подготовка к празднику и его проведение. 3. Что мы узнали о Наврузе? 4. Заключение. Ход классного часа: На экране слайд 1. «Весенние праздники народов мира». Учитель: Россия всегда была многонациональным государством, и поэтому, чтобы жить в нашей стране нормальной полноценной жизнью, каждому человеку не обойтись без умения жить в согласии с людьми иной культуры, языка, веры.  Слайд 2.  Учитель:  на территории России в настоящее время проживают представители около 200 народов. В ЦСТТ на игре «Этномозаика» мы узнали о том, сколько народов проживает   в   Санкт­Петербурге.   Назовите   количество  (ответы   учащихся,   на  слайде   2 появляется число153). В нашем классе тоже есть  представители разных народов: русские, украинцы,   азербайджанцы,   таджики,   лезгины  (на   слайде   2   появляется   число   5). Анализируя   анкеты   по   вашим   родословным,   я   увидела,   что   среди   ваших   родителей, дедушек, бабушек, кроме уже названных народов, есть белорусы, татары, цыгане и японцы. Наш класс – очень дружный, в нашем коллективе легко приживаются все новые ученики, независимо от принадлежности к тому или иному народу.  Хотелось бы, чтобы мы всегда понимали и уважали друг друга, а для этого необходимо учиться общению, знакомиться с культурой   и   традициями     разных   народов.   В   этом   учебном   году   наш   класс   начал знакомиться   с   этнокалендарём.   О   каких   праздниках   народов   мира   вы   уже   узнали? (   ответы   учащихся:   масленица,   праздник   фонарей   в   Китае,   Праздник   Калевалы, пурим). Сегодня мы совершим виртуальное путешествие «Весенние праздники народов мира». Слайд 3.  Учитель:  школьный автобус привёз нас в страну Праздников. А вот и мальчик Митя. Он будет помогать нашему перемещению по разным станциям маршрута.  Итак,   мы   начинаем   путешествие.   Первая   остановка   на   станции   «Весна,   здравствуй!» (Митя перемещается на станцию «Весна, здравствуй!»). В культуре разных народов есть обычай праздновать встречу весны. У славянских народов (русских, украинцев, белорусов и   некоторых   других)   таким   праздником   является   …?  (учитель   интонацией   просит учеников дать ответ). Учащиеся отвечают: масленица. Учитель:  уже несколько лет в нашей школе очень весело отмечается масленица. В этом году мы провели классный час, посвящённый масленице. Девочки подготовили интересные компьютерные презентации. Давайте вспомним, как празднуют масленицу. Слайд   4.  Учитель:  Посмотрите   на   слайд   и   назовите   традиции   и   обряды   масленицы. Ответы детей: народные гулянья, катание на лошадях, хороводы, игры, блины, наряжание и сжигание чучела Масленицы. Слайд 5. Учитель: посмотрите, какие разные блины готовят на масленицу: и сладкие, и с икрой. Слайд 6. Учитель: на этом слайде мы видим наряженную Масленицу, её сжигание, катание с гор на санях. Слайд 7. Учитель: а вот фотографии с празднования масленицы в нашей школе. Мы вспомнили, как встречают весну славяне.  Слайд 8. Учитель:  посмотрите, нас приглашает на праздник очаровательная девушка из Азербайджана.  Раздаётся   стук   в   дверь,   входит   девушка   в   народном   костюме,   в   руках   поднос   с угощением. Девушка: ( Здравствуйте, приходите ко мне на Новруз). Вы познакомитесь с этим весёлым весенним праздником. А в конце вашего путешествия  я  угощу вас. Учитель:  Ну что, поедем?     Учащиеся:  да.  Учитель с детьми усаживают гостью за одну из парт. Слайд 9. Митя перемещается на станцию «В гостях». Слайд 10. Учитель:  Навр з (другие произношения Новруз, Ноуруз, Нооруз, Наурыз,  Наврез). Посмотрите, как произносят название этого праздника разные народы.  Международный день Навруз, праздник весны и начала нового года ряда народов Евразии.  Он широко и красочно празднуется в Иране, Азербайджане, Афганистане, Узбекистане,  Таджикистане, Кыргызстане, Казахстане, в западных провинциях Китая, у курдов в  Турции, у татар и башкир на юге России. Название  Навруз в переводе с персидского языка означает «новый день». Отмечается в  дни, на которые приходится весеннее равноденствие с 21 марта, как государственный  праздник. В Иране празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5  дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Напоминает ли вам это  описание какой либо из праздников, отмечаемых и в России? Какой? Учащиеся: да, Новый  год. Слайд 11: Учитель: Навруз имеет древнейшую историю. Событие отмечалось уже в 648— 330 гг. до н. э. Происхождение праздника ­ древнеиранское, связанное с культом Солнца.  Этот праздник уходит корнями в языческие времена, задолго до того, как появился ислам.  То есть Навруз не связан с верой. День Навруз символизирует пробуждение природы,  благоденствие и окончание зимы. Народы Кавказа чаще отмечают Навруз как праздник  первой борозды. Слайд 12. Учитель: давайте узнаем, как народ готовится к празднику? (Митя  перемещается на станцию «Праздник в дверь стучится!») Слайд 13. Учитель: по древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.  Накануне праздника, до восхода утренней звезды, уу необходимо   завершить   все   домашние   хлопоты:   приготовление   еды,   тщательную   уборку жилья   и   украшение   комнат   цветущими   ветками   деревьев.   Обязательно   в  эти   дни   надо получить благословение старших, родителей, учителей, наставников. Слайд 14. Учитель: К началу праздника Навруз жители одеваются в новые одежды белого или красного цвета. Мужчины подправляют усы и бороду, сбривают волосы. Незадолго до праздника принято разводить костры и очищаться огнем, прыгая через костер. Все, от мала до велика, должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом следующие слова: «Все мои невзгоды тебе, а твою радость мне». Слайд   15.   Учитель:  Главным   среди   обычаев   празднования   Навруза   в   Средней   Азии, пожалуй,   остается   новогоднее   угощение   "сумалек"   (сумаляк)   ­   блюдо,   сваренное   на дровяном   огне   из   муки   и   проращенных   зерен   пшеницы,   иногда   с   добавлением   специй. Проросшее зерно ­ символ жизни, тепла, изобилия и здоровья. Как готовится сумаляк? Проращивают зерна пшеницы. Пропускают их через мясорубку, кладут в казан, заливают водой,   добавляют   муку   и   варят   часов   10­12,   и   при   этом   все   время   помешивают.   Что интересно, в казан кладут гладкие камушки и грецкие орехи в скорлупе ­ чтобы опять­таки не подгорело. И кому попадется орех или камушек, считается, что тому повезло. Очень сладкая штука, хотя сахар туда вообще не добавляют. Сумалек варят в одном казане сразу на несколько семей. Каждый должен хоть недолго помешать его. При этом принято петь песни, веселиться. Давайте посмотрим видеоролик о подготовке к Наврузу в одном из селений Средней Азии (учитель включает видеоролик продолжительностью 2 минуты). Слайд 16. Учитель: а теперь давайте узнаем как происходит празднование Навруза (Митя перемещается на станцию «Навруз, Навруз!»). Мадина: счастливым»). Слайд 17. Мадина: «Иди хуш пах тон» (Счастливого праздника, весёлого праздника»). Слайд 18. Учитель: Посмотрите, как люди празднуют Навруз? (учащиеся отвечают, что они видят на фотографиях и рисунке слайда). Застолья на улицах и в домах, танцы, игры, бои на лошадях, зрелищные бои с участием домашних животных (овец, коз).Обязательным элементом является проращенное зерно пшеницы. Слайд 19. Учитель: В этот праздник принято прощать и забывать обиды, наряжаться в нуждающимся, веселиться самим и дарить радость окружающим. Традиции празднования новые   одежды   и   ходить   в   гости,   дарить   подарки   и   крашенные   яйца,   помогать  «Наурыз   Мейрамы   Кутты   болсын»   («Праздник   Навруза   пусть   будет Навруза у  разных  народов  примерно  одинаковы   и сохранены  столетиями.  Появилась  и современная   атрибутика:   с   концертами   в   парках   и   скверах,   торговыми   ярмарками, национальными  конноспортивными состязаниями. Главный  день праздника ­ первый,  21 марта. В последующие тринадцать дней принято ходить в гости, посещать родственников, покупать   и   сажать   саженцы   молодых   фруктовых   деревьев,   собираться   веселыми компаниями на лоне весенней природы. Слайд 20.Учитель: Одним из традиционных ритуалов во время Навруза является  компонование хафт сина, своеобразного набора блюд к праздничному столу. Хафт син включает в себя 7 элементов, названия которых начинаются с буквы С — «Син», пятнадцатой буквы персидского алфавита: маслины, яблоки, чеснок, житный пудинг, злаки, вино, сумах.  И еще предметы, названия которых начинаются на персидском языке на букву "ш" ­ сахар,  сироп, мед, конфеты, молоко и рис. На праздничном столе должны непременно присутствовать: ­ зеркало, которое отражает прошлое и показывает будущее, чтобы люди разумно его  планировали; ­ свечи, олицетворяющие собой свет и энергию праведной жизни; ­ курильница для благовоний; ­ сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь,  полную деятельности и движения. Вот   мы   и   познакомились   с   весёлым   праздником   Навруз.   Понравилось   вам,   как   его отмечают? (ответы детей) Слайд 21. Учитель: Вы познакомились с традициями и обычаями празднования Навруза. Готовы ли Вы пригласить на праздник своих друзей? Давайте проверим. Вы сидите по колонкам. Каждая колонка будет одной командой. Слайд   22.   Учитель:   В   первом   конкурсе  «Хафт   син»   участвуют   по   три   человека   от команды. Задание: накрыть стол по правилам Хафт сина из предоставленных продуктов. А наша гостья (девушка) оценит, какая команда лучше справилась с заданием (слайд 23)   Второй конкурс – викторина «Что мы знаем про Навруз?»  проходит одновременно с первым.   В   викторине   участвуют   оставшиеся   члены   команд.   Команда   получает   лист   с вопросами и лист для написания ответов. За правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл.  Вопросы викторины: 1. Когда принято отмечать Навруз? (назовите дату и объясните, почему именно в этот день) (21 марта в день весеннего равноденствия) 2. В   каких   государствах   отмечают   Навруз?   (Иран,   Азербайджан,   Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, в западных провинциях Китая, у курдов в Турции, у татар и башкир на юге России) 3. Что символизирует Навруз? (Новый год, встреча весны, праздник первой борозды) 4. Как принято отмечать Навруз? (заранее убрать и украсить помещения, надеть новую одежду красного или белого цветов, накрыть стол хафт син, приготовить блюдо из пророщенных зёрен пшеницы, застолья на улицах и в домах, танцы, игры, бои на лошадях, зрелищные бои с участием домашних животных) Девушка Мадина и присутствующие гости проверяют правильность ответов. В это время детям предлагают сыграть в таджикские народные игры в холле. Первая   игра   «Баланварак»:   участники   команд   выстраиваются   парами   в   колонну.   По команде ведущего каждая пара по очереди прыжками продвигается от линии старта до линии финиша, плотно соединив обе ноги (или стоя рядом, взяв друг друга под руку). Когда   одна   пара   заканчивает   движение,   вторая   его   начинает.   Выигрывает   та   команда, участники которой первыми и без нарушений закончили движение. Втора   игра   называется   «Панчара»   («Плетень»):  участники   команд   выстраиваются   в шеренги   друг   напротив   друга.   Участники   заплетают   плетень   –   берутся   за   руки   через одного, перекрестно. Команды шагают навстречу друг другу и приговаривают: «Мы друг друга   поздравляем   и   здоровья   всем   желаем!».   Затем   все   выстраиваются   в   затылок, отпустив руки, и идут за ведущим, который старается сделать так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, все команды становятся на свои места и снова заплетаются  в плетень.  Обычно после  этого появляются   лишние  руки.  Игра  шуточная, поднимает настроение и её не обязательно оценивать. Учащиеся   и   ведущая   возвращаются   в   основное   помещение,   и   Мадина   подводит   итоги первых двух конкурсов. Слайд   25.   Мадина:  «Офарин!»   (Молодцы).   Все   справились   с   заданием.   Вы   мне   очень понравились и я, как и обещала, по окончании вашего праздника угощу вас одним из блюд Навруза. Также я постараюсь прийти к вам в гости ещё раз. Слайд 26. Учитель:  Вот и подходит к концу наше виртуальное путешествие. Теперь вы знаете. Как празднуют встречу весны славянские народы и народы Средней Азии и части Кавказа. Но, как вы можете догадаться. У других народов также есть свои праздники встречи весны. Например, в Дагестане, который входит в состав России, таким праздником является Яран сувар. И в нашем классе есть представитель одного из народов Дагестана – лезгин.   Поэтому   на   следующем   классном   часе   мы   познакомимся   с   этим   праздником, который   празднуется   в   конце   марта   –   начале   апреля   (Митя   перемещается   на   станцию «Праздник весны, Яран сувар!») Слайд 27. Учитель:  вот и пришла пора расставаться. Наш Митя садится  в школьный автобус и уезжает навстречу новому празднику. Класс – это маленькая семья. Сегодня, как и несколько недель назад, мы опять вместе и дружно веселились,  знакомясь с праздником Навруз. Я рада,  что в отношениях друг с другом для вас главными являются качества личности и поступки человека. И хотелось бы, чтобы не только в нашем классе всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы  ссор и ругани, но и в мире в целом. Слайд 28. До новых встреч!

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Весенние праздники народов мира»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019