Сюнь-цзы (прибл. 313-238г.г. до. н. э.) царство Чжао царство Чу) — известный также под именами Сюнь Куан и Сюнь Цин, китайский мыслитель конфуцианской традиции.
Взгляды Сюнь-цзы представляют собой синтез конфуцианства, даосизма и легизма. В основе его мировоззрения — натурфилософское понимание природы (Неба — тянь) как единственной естественной реальности, существующей независимо от человека. Она — источник всего сущего, что предполагает отрицание божественного, сверхъестественного начала (воли Неба — тянь чжи), способного определять судьбы людей.
Неортодоксальный основоположник ханьского конфуцианства, первым осуществивший универсальную интерпретацию конфуцианского канона. В своем религиозном скептицизме был более последовательным, чем Конфуций. Именно в варианте Сюнь-цзы, представляющем Конфуция способным на жестокость ради справедливости.
Часто считается, что Сюнь-цзы внес наибольший среди философов вклад в мощный процесс синтеза древнекитайской мысли на закате Чжоу. По мнению Фэн Юланя (1895—1990), значение Сюнь-цзы для китайской культуры сравнимо со значением Аристотеля для Запада.
Идеалистическая школа – привнес идеи даосизма ( путь к избавлению от страданий). Он исходит из концепции первоматерии Ци инь-ян , два против начала, лежащие во всех является мужское и женское начало
Инь – ян приобрели характер космических сил, они в противоборстве, благодаря взаимству этого происходит развитие.
В центре философии Сюнь-цзы стоит концепция Неба — основа подлинной природы всех вещей. Однако, в отличие от представителей даосского алхимического натурализма, Сюнь-цзы отрицает волюнтаристский смысл этого понятия и ограничивается истолкованием Неба как части Вселенной, парной Земле и составляющей триаду с Землей и человеком.
Небо Сюнь-цзы - не божество, а общепринятое имя для законов Природы. Оно упорядочено, но не имеет ни телесной формы, ни стремления к какому-то действию, и непричастно к человеческой морали. Воплощением Неба является Дух, в нем Дао находит свой предел: Когда небесное назначение установлено и небесный результат получен, только тогда образуется телесная форма и рождается Дух.
Окружающий мир развивается из взаимодействия природных сил: Инь, Ян и пяти стихий. А боги и духи — создание человеческого воображения, руководимого эмоциями («небесными чувствами»), органами чувств («небесными чиновниками») и сердцем («небесным государем»).
У Сюнь –Цзы – небо – активный, естественный элемент мира, однако не небо управляет человеком, а наоборот – небо может быть использовано в интересах людей.
От человека зависит счастье и несчастье, Бог и нищета, здоровье и болезни, порядок и смута.
Если люди увеличивают свое добро и экономно его расходуют, то небо не может их сделать бедными.
Если они своевременно берегли свое здоровье, то небо не может сделать их больными.
Если они соблюдали «дао» и не допускали ошибок, то небо не может сделать их несчастными.
Человек рождается злым, с чувством наживы и необходимого воздействия на него. Искоренить можно с помощью просвещения, воспитания, обучения. Ли–этикет, Ли -закон.
Если человек соблюдает закон – ритуал, выполняет долг (законопослушный), тогда человек будет обладать добродетельностью и культурой.
Процесс совершенствования длится всю жизнь.
Справедливость и мера.
Корпус сочинений Сюнь - Цзы
Сочинения Сюнь-цзы дошли до нас полностью или почти полностью. Совершенно точно, что в II—I веках до н. э. произведения Сюнь-цзы были распространены в Китае в многочисленных списках. Цитаты и выписки из произведений Сюнь-цзы зафиксированы в разных памятниках, время составления которых приходится на конец периода Сражающихся государств – раннюю Хань. Об этом свидетельствует и Лю Сян, который стал первым редактором и систематизатором трудов Сюнь-цзы. Он сличил и сверил 322 связки бамбуковых планок (т.е. текстов), хранившиеся в императорской библиотеке, отбросил 290 из них как повторы и инициировал перепись оставшегося на новых 32 связках. Лю Сян, видимо, делал оглавление и рекомбинировал части связок, т.е. выступал и как составитель. Он озаглавил сборник Сунь Цин синь шу, 孫卿新書 – «Новое [издание] сочинений Превосходительства Суня». Да, именно Суня, 孫, а не Сюня, 荀, ибо он изменил фамильный иероглиф философа, видимо, в связи с табу на написание личного имени одного из ханьских императоров того времени.
Измененное написание фамилии сохранилось вплоть до IX века н.э., когда первый комментатор Сюнь-цзы Ян Лян, 楊倞 (618—907) восстановил старое написание. Он же в 818 г. сделал новое издание памятника под названием Сюнь-цзы. Там были те же главы, но он поменял их порядок. Этот порядок и сам текст в современных изданиях сохраняется от Ян Ляновой версии. В средневековье было много разных редакций этого памятника, нам с вами их сейчас не нужно перечислять. Но важно, что в 1891 г. Ван Сяньцянь, 王先謙, осуществил наиболее полное издание памятника «Сюнь-цзы» — Сюнь-цзы цзицзе, 荀子集解 – «“[Сочинения] Учителя Сюня” с собранием комментариев», в котором сведены воедино и проанализированы все предшествовавшие издания и комментарии. Сейчас это общепризнанная версия памятника.
В современной версии памятник состоит из 32 глав, делящихся на 4 тематические группы: главы 1–6 – о самосовершенствовании личности, главы 7–16 – об этико-политической теории, главы 17–24 – о фундаментальных концептах теории познания, логики, онтологии, ритуала и музыки, и главы 25–32, в них содержатся вспомогательные для школы Сюнь-цзы афоризмы, исторические анекдоты и его поэзия, т.е. то, чем можно было пользоваться как готовым материалом на дебатах. В целом признается, что материал в этих главах подлинный. Хотя некоторые главы выглядят гетерогенно (например, в некоторых местах явно идут оригинальные заголовки) и ясно, что Лю Сян их скомпилировал из более дробных кусочков, которые раньше вполне могли циркулировать отдельно, и что он, видимо, сам придумал какую-то часть названий для глав.
В целом, у современных ученых нет сомнений, что все это принадлежит либо непосредственно перу Сюнь-цзы (большая часть памятника), либо записано его учениками (как, например, записи дискуссий Сюнь-цзы с разными людьми в гл. 8, 15, 16), либо использовалось в его школе в качестве вспомогательных материалов и имеет более древнее происхождение (многое из раздела гл. 25–32). Есть данные, на основании которых можно пытаться атрибутировать написание глав, связать их с разными этапами жизни Сюнь-цзы. Но для нас с вами это не важно, мы попробуем посмотреть на философию Сюнь-цзы в целом и в законченном виде.
Влияние Сюнь-цзы
Влияние Сюнь-цзы было довольно значительным в ранний период империи Хань, в эпоху становления и интерпретации канонических конфуцианских текстов, особенно по ритуалу. Но к 100 г. до н.э. его влияние в значительной степени угасло. В средневековой китайской философии он тоже не был популярным автором, потому что, во-первых, его связывали с легистами и, во-вторых, из-за его провокационной философской идеи о «дурной природе человека». Как ни странно, сегодня интерес к Сюнь-цзы возрастает. Первое что мне приходит в голову, это попытка построить конфуцианско-христианский синтез в рамках современного конфуцианства в так называемой школе «Бостонских конфуцианцев», которые активно вдохновлялись идеей «дурной природы человека».
Исходное основание философии Сюнь-цзы, на котором он строит свои рассуждения сразу в нескольких трактатах – это влиятельная под конец периода Сражающихся государств, как я ее называю, «теория желаний». Она должна быть вам знакома по философии поздних моистов с их идеей определения полезного и вредного через постоянно желаемое и постоянно ненавистное. Она прослеживается у Мэн-цзы в его идее следования естественным желаниям народа как критерии гуманного правления и определения «хорошего» как «допустимо желательного»; у Шан Яна, когда он описывает легистский путь как то, что заставляет людей делать то, что они ненавидят – но только для того, чтобы смогло реализоваться то, что они любят; и даже у Чжуан-цзы, когда он сетует, что люди не знают, откуда приходят и куда уходят их желания и эмоциональные состояния, порабощенные вещами, и от этого скорбят. Но у Сюнь-цзы эта теория много более детально разработана и эксплицитна.
Теория желаний
Сюнь-цзы исходит из того факта, что хотя у всех в Поднебесной разные мысли (тэ и, 特意), но есть то, в чем все соглашаются, или, как он дословно говорит, «то, что [они все] жалуют» (ю со гунюй, 有所共予). Это подтверждается тем, что в мире имеются такие великие «законодатели мод» в своих областях, как, например, повар И Я, кухню которого все хвалят, или великий музыкант наставник Куан, музыкой которого все восхищается. И даже когда дело доходит до обсуждения дел порядка в Поднебесной, все так или иначе признают, что три царя – основатели династий Ся, Инь и Чжоу – смогли установить правление порядка.
Общее людей содержится в их цин, 情 – «естестве/сущностных проявлениях»: это стремление всех людей желать богатства – вплоть до состояния владения всей Поднебесной, знатности и влиятельности – вплоть до позиции Сына Неба, и славы – вплоть до такой, какая есть у древних совершенномудрых царей. А также, например, желать всеми распоряжаться и чтобы ими никто не распоряжался – вплоть до желания объединить под своей властью всю Поднебесную, вплоть до того состояния, когда за тебя умирают и следуют за тобой как эхо. И особенно не чуждо людям желание наказывать тех, кто ведет себя девиантно (не по ритуалу), и желание, чтобы исчезли все отдаляющиеся от добродетели, т.е. преступники (11.13). Он перечисляет еще некоторое количество общих для всех людей желаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.