Исследование функций, содержания методической работы, индивидуальных и коллективных форм методической работы, места методиста в образовательном учреждении осуществлялось как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах Ю. К. Бабанского, И. В. Жуковского, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинского, Т. Н. Макаровой, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, Т.И. Олифиренко, М. М. Поташника, Т. А. Сергеевой, В.А. Скакуна, Н. М. Уваровой и др.
В качестве исходного можно назвать определение методической работы в ОУ, данное Ю. К. Бабанским, А. M. Моисеевым: это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ОУ в целом, а, в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развитии учащихся.
Сущность понятий «методическая работа», «методическая
деятельность».
Исследование функций,
содержания методической работы,
индивидуальных и коллективных форм методической работы, места
методиста в образовательном учреждении осуществлялось как с
теоретических, так и с научнопрактических позиций в трудах Ю. К.
Бабанского, И. В. Жуковского, Л. П. Ильенко, В. М. Лизинского, Т. Н.
Макаровой, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, Т.И. Олифиренко, М. М.
Поташника, Т. А. Сергеевой, В.А. Скакуна, Н. М. Уваровой и др.
В качестве исходного можно назвать определение методической работы
в ОУ, данное Ю. К. Бабанским, А. M. Моисеевым: это целостная, основанная
на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном
анализе учебновоспитательного процесса система взаимосвязанных мер,
действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение
квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и
воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным
самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов),
на развитие и повышение творческого потенциала педагогического
коллектива ОУ в целом, а, в конечном счете на совершенствование учебно
воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования,
воспитания и развитии учащихся.
С незначительными изменениями и дополнениями данная трактовка
понятия «методическая работа» (МР) встречается у многих авторов.
В педагогическом энциклопедическом словаре методическая работа
характеризуется как «часть системы непрерывного образования
преподавателей, воспитателей», целью которой является «освоение наиболее
рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
повышение уровня общедидактической и методической подготовленности
педагога к организации и ведению учебновоспитательной работы; обмен
опытом».
проводимых администрацией школы,
Т. Н. Макарова считает, что методическая работа является «основным
видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность
мероприятий,
учителями и
воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно
воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во
внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных
форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного
процесса».
Н.В. Немова, подчеркивая, что методическая работа – это особый вид
деятельности, отличающийся от педагогической и исследовательской, дает
более широкую трактовку методической работы – «это деятельность пообучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению
наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических
разработок для обеспечения образовательного процесса».
Методическая работа также рассматривается и как управление
процессом профессионального и личностного развития педагогических
кадров,
развертывания творческого потенциала и педагогической
индивидуальности каждого педагога.
В более современной трактовке МР определяется как особый вид
педагогической, исследовательской управленческой деятельности, которая
направлена на обучение и развитие педагогических кадров, выявление,
обобщение и распространение передового педагогического опыта, создание
собственных методических разработок для обеспечения образовательного
процесса,
как «многофункциональное направление обеспечивающей
деятельности ОУ. связанное с решением: задач кадрового, концептуального,
программнометодического улучшения жизнедеятельности ОУ и
образовательного процесса».
В последние годы в связи с активным внедрением исследовательской
компоненты в деятельность педагогических коллективов стали разделять
понятия «методическая работа» и «научнометодическая работа».
Таким образом, методическая работа в ОУ – это:
звено непрерывного профессионального образования педагогических
кадров;
целостная система мероприятий, действий, направленных на повышение
профессионального мастерства педагогов, развитие творческого
потенциала педагогического коллектива в целом, на достижение
оптимальных результатов образования и воспитания;
особый вид педагогической, исследовательской управленческой
деятельности, которая направлена на повышение профессионализма и
квалификации преподавателей как показателя качества кадрового
потенциала ОУ.
Понятие «методическая деятельность» встречается в научных
источниках значительно реже, оно связывается с выполнением методических
функций, осуществляемых разными категориями педагогических работников:
методистами, управленцами. О деятельности мы говорим тогда, когда имеет
место целенаправленная, планомерная, организованная система действий.
Согласно А.Н. Леонтьеву и др., одну деятельность от другой отличают: цели,
предмет деятельности, содержание, способы и средства, результаты, в
соответствии с этим методическую деятельность можно определить как
«совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и
распространение методических знаний»,
систему «методического
обеспечения качества и развития педагогической практики средствами
методического знания».Понятие «методическая деятельность» чаще используется как синоним
«деятельности методиста», реже как особый вид трудовой (педагогической)
деятельности. Методическая деятельность, по мнению В. М. Лизинского
выступает и «как наука, и как технология, и как ремесло, и как вид реально,
продуктивно ориентированного творчества».
предмета
методической деятельности выступает научнометодическое знание, которое
может быть представлено в разных формах: технология, методика, форма
работы, метод, прием, модель, программа и т.п. Методические знания
получаются в результате методического исследования, репродуцируются из
практики, проектируются как новый образец (облик) объекта, заимствуются в
готовом виде.
В качестве
Таким образом, методическая деятельность это особый вид
педагогической и исследовательской деятельности как педагогических и
руководящих работников, связанный с разработкой методик, методов,
программнонормативной и
учебнопрограммной документации,
методических средств обучения.
может
Методическая деятельность
осуществляться на
профессиональном уровне (ее осуществляют методические работники) и
непрофессиональном (осуществляется педагогами). Большинство авторов эту
категорию употребляют относительно профессиональной деятельности,
осуществляемой методистами (то есть субъектами, занимающими должность
методиста) (Ильина Т.В., В.Ю. Кричевский, Е.В. Титова и др.), но в обиходной
речи понятия «методическая работа» и «методическая деятельность» нередко
отождествляются.