Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
27.03.2017
На уроке ребята познакомятся со свойствами воды и её состояниями в природе;
расширят свои представления о значении воды в нашей жизни. Дети будут совершенствовать своё
умение анализировать и формулировать выводы, развивать внимание, мышление, память, воображение,
проявлять свои индивидуальные творческие способности. Проведение самостоятельной работы в конце урока, даст учителю возможность увидеть результат достижения целей урока и понимание темы детьми.На уроке ребята познакомятся со свойствами воды и её состояниями в природе;
расширят свои представления о значении воды в нашей жизни. Дети будут совершенствовать своё
умение анализировать и формулировать выводы, развивать внимание, мышление, память, воображение,
проявлять свои индивидуальные творческие способности.
урок свойства и состояния воды.doc
Урок составила Антонович Елена Генриховна, учитель ГБОУ «Марьина
Роща имени В.Ф.Орлова, УК 1414».
УМК «Школа России», программа А.А.Плешакова по окружающему
миру.
3 класс.
Тема урока : свойства и состояния воды.
Цели урока:
познакомить ребят со свойствами воды и её состояниями в природе;
расширять представления детей о значении воды в нашей жизни,
развивать умение анализировать и формулировать выводы,
развивать внимание, мышление, память, воображение,
развивать индивидуальные творческие способности детей.
Оборудование урока : комплект лаборатория «Лого», соль, сахар,
растительное масло, песок и глина; глобус, физическая карта России;
видеофильм « Превращения воды». Учитель. Ребята, мы сегодня продолжим знакомство с необыкновенным
чудом – водой.
Как вы думаете, много ли на Земле воды?
Посмотрите на глобус. Такой видят нашу Землю космонавты из космоса.
(учитель быстро вращает глобус) Вам кажется, что он одноцветный
голубой. А всё потому, что на нём этой краски больше всего. Голубым
цветом изображены моря, океаны, реки, озёра нашей планеты.
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду.
Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар.
И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.
Вода есть и под землёй.
Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов.
Там лёд на суше и в океане.
Вода входит в состав любого живого организма. Живой организм
постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Человеку в сутки
требуется более 2 литров воды.
А какое значение вода имеет для вас, для человека?
Ученик.
Вода главное условие для жизни. Никто не может жить без воды.
Она находиться везде. Даже когда её не видно, знай, всё равно она здесь,
рядом. Наше тело на 2/3 состоит из воды., а растения состоят из воды на
9/10. Человек без воды проживёт всего несколько дней, хотя без пищи
может прожить несколько месяцев.
Ученик.
Вода есть в земле, в воздухе.
Вода есть и под землёй. Если вы начнете копать колодец, то на глубине 7
12 метров ( гдето больше, гдето меньше) найдёте подземные воды.
Вся почва пропитана водой. Копая яму или вскапывая огород, вы
обнаружите, что земля – влажная. Недаром в сказках и стихотворениях
землю часто называют сырой: « мать – сыра земля».
Обычный камень в мельчайших трещинах содержит микроскопическое
количество воды.
Ученик.
Воду пьют поля, леса. Без неё не могут жить ни звери, ни растения, ни
птицы, ни люди. Вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам плывут
тысячи рыболовецких судов. Вспомните названия многих морепродуктов.
Ученик.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.
Вода все и всех моет.
Ученик.
Вода – ещё и удобная дорога. По ней плывут суда и везут разные грузы,
пассажиров.
Ученик.
Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу,
ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не
сделать без воды.
Учитель.
Её исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен
Международным днём воды.
И сегодня на уроке мы познакомимся с ней поближе. Вы внимательно
посмотрите опыт, попробуйте догадаться какие превращения будут
происходить с водой и почему.
У учителя на столе стоит колба с трубкой, заполненная подкрашенной
водой.
1. Учитель нагревает воду и затем в неё опускает трубочку с
подкрашенной жидкостью. ( Вода в трубочке поднимается.)
Как, ребята, вы думаете, почему поднялась вода?
Ответы детей.
2. Эту же колбу учитель ставит в тарелку со льдом. ( Вода в трубочке
опускается.)
Какой сейчас можно сделать вывод?
Ответы детей.
3. Учитель наливает немного воды и подогревает на пламени спиртовки.
Выше на штативе закреплено стекло.
Что произошло с водой?
Какое свойство воды установили?
Что же происходит с водой при нагревании ? А при охлаждении?
Давайте посмотрим фрагменты из фильма и потом ещё раз сделаем
вывод.
Просмотр фрагмента учебного фильма
Кто же сделает вывод, что он уже узнал о воде? Ученик.
Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Далее класс разбивается на группы по 4 человека. Для каждой группы
приготовлены прозрачные стаканчики с водой, соль, сахар, растительное
масло, песок и глина. Раздаётся каждой группе инструкция по
выполнению практической работы и вопросниктест после её
выполнения.
Свойства воды.
Практическая работа.
1. Налейте немного воды на стекло. Что произошло с водой? Какое
свойство воды обнаружили?
2. В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? Сделайте вывод.
3. Понюхай те воду. Имеет ли она запах?
4. Попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод.
5. Налейте воду в стакан, в бутылочку, в мисочку ( в сосуды разной
формы). Имеет ли вода собственную форму?
6. Насыпьте в один стакан немного соли, а в другой – немного сахара.
Помешайте воду. Что заметили? О чём говорит этот опыт?
7. В один стакан положите песок, в другой глину, в третий налейте
немного подсолнечного масла. Размешай всё. Что наблюдаете?
Растворяются ли они в воде? Что из них легче воды, а что тяжелее?
Отметьте свойства воды, которые вы получили ( подчеркните их ) :
Вода
1. Обладает текучестью / не обладает текучестью
2. Имеет постоянную форму / не имеет постоянную форму
3. Прозрачна / не прозрачна
4. Имеет вкус / не имеет вкуса
5. Имеет цвет / не имеет цвета
6. Имеет запах / не имеет запаха 7. Является растворителем / не является растворителем
8. При нагревании вода расширяется / сужается / сохраняет прежний
9. При охлаждении вода расширяется / сужается / сохраняет прежний
объём
объём
10.Испаряется / не испаряется
Учитель следит за проведением практической работы и потом проверяет
правильность ответов теста.
Учитель. А сейчас, ребята, вы посмотрите маленький спектакль и
подумайте над вопросом ( высвечивается на доске):
В скольких и каких состояниях вода может находиться в природе?
Зелёный театр.
Автор. Было начало лета. Стоял погожий денёк. Ласково пригревало
солнышко. На берегу маленького лесного болотца сидели старая лягушка
и лягушонок.
Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода пахучая, а в
соседнем ручейке – ничем не пахнет?
Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, а в нашем болоте гниют
остатки растений.
Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода тёмная, а в ручейке
– прозрачная?
Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, без примесей, а в нашем
болоте чего только не плавает – гнилушки, старый мох, прелая трава и
ещё много всего.
А знаешь внучек, вода может ещё испаряться и замерзать. Когда вода
испаряется, она превращается в водяной пар, который поднимается над
поверхностью воды. Мы его не видим.
Лягушонок. И так всё наше болото улететь может?
Лягушка. Нет, испаряется только немного воды с самой поверхности. Всё
болото испарится, только если всю воду очень сильно нагреть, но это
сделать невозможно, так что не бойся.
Лягушонок. А как вода замерзает? Лягушка. Она превращается в твёрдое вещество – лёд. Осенью увидишь.
Лягушонок. Бабушка, а могут пар и лёд потом опять водой стать?
Лягушка. Могут, конечно. Пар, если его охладить, опять станет водой. И
лёд станет водой, если его нагреть.
Учитель. Какой можно увидеть воду в природе, в каких состояниях?
Ответы детей.
Учитель. А чтобы лучше запомнить, попробуйте отгадать загадки.
Нахмурится, насупится,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Вечером родится, ночь живёт, утром умирает.
С неба пришёл, в землю ушёл.
Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Зимой он был крышей для речки, пруда.
Весной не осталось от крыши следа.
Белая морковка зимой растёт.
Посыпался горох на тысячу дорог,
Никто его не соберёт.
И не снег, и не лёд, а серебром деревья убирает. Я бегу струей из крана,
Бью ключом из под земли.
Я качаю в океанах
Великаны корабли.
Учитель. А теперь блицтурнир. ( Ребята, правильно и быстро
ответившие, получают призы )
1. Если вода не прозрачна, что это значит?
2. От чего зависит различное состояние воды?
3. В какое состояние постоянно переходит вода в открытых
4. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0
сосудах?
градусов?
5. Что произойдёт с водяным паром. Если его охладить?
6. Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?
7. При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в
твёрдое и наоборот?
8. Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?
9. При каком условии водяной пар переходит в воду?
10.Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду,
стирает бельё, моется сам?
11.Предположим, у нас есть смесь из песка, соли и опилок. Как
отделить их друг от друга при помощи воды?
Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ответы детей.
Самостоятельная работа ( 12 минуты)
Вместо точек впиши пропущенные слова.
Вода при нагревании …………………….. и при охлаждении
………………….
В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший
…………………….. . Воду можно очистить с помощью …………………
Учитель отмечает детей, которые работали на уроке. Домашнее задание: попробуйте придумать свой фильтр для очистки
воды, которым можно было бы пользоваться в походе.
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Свойства и состояния воды. Разработка урока по окружающему миру ( 3 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.