"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)
Оценка 5

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

Оценка 5
Игры +2
doc
воспитательная работа +2
7 кл—8 кл
02.02.2017
"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)
Публикация является частью публикации:
Своя играЛ.Н.Т..doc
«Своя игра» Методический замысел мероприятия и обоснование его темы «Своя   игра»   ­   игра,   которая   идеально   подходит   для   итоговых   занятий, особенно   в   конце   года   или   полугодия.   Эта   викторина   может   быть использована учителем как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Она может быть связана с любым материалом, изученным на уроках литературы: с творчеством и биографией писателя, с работами критиков, с теоретическими   понятиями.   В   условиях   игровой   ситуации   происходит мобилизация психологических и интеллектуальных возможностей учащихся, а также актуализация накопленных знаний. Применение «Своей игры» может способствовать также и реализации межпредметных связей, если использовать такие,   например,   рубрики,   как   «Литература   и   география»,   «Исторический деятель   в   литературе»   и   так   далее.     Данная   игра   посвящена   личности Л.Н.Толстого   –   юбиляра   и   предназначена   для   учащихся   7­10   классов.   В каждой команде принимают участие 4­5 человек. Игрок выбирает рубрику и называет   цену   вопроса.   Право   ответа   принадлежит   той   команде,   которая первой   подняла   табличку   с   названием.   Если   команда   ответила   на   вопрос правильно,   то   на   ее   счет   переходит   количество   очков,   равное   стоимости вопроса и право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, то количество баллов снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит следующей команде. В игре встречаются следующие сектора: ­«Кот в мешке»: вопрос должен быть передан другой команде; ­«Своя игра»: стоимость вопроса может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой в данный момент располагает команда. Соперники могут   выкупить   право   ответа   на   этот   вопрос,   поставив   на   кон   большее количество   баллов.   Право   ответа   на   этот   вопрос   принадлежит   только выигравшей торги команде. Если одна команда идёт ва­банк, то есть ставит на кон   всю   имеющуюся   на   её   счету   сумму   баллов,   другие   участники   могут перекупить вопрос только своим ва­банком, если сумма баллов у них больше. В этом случае при неправильном ответе на счету команды остается 0 баллов, а при правильном – сумма баллов удваивается.   Победителем   является   та   команда,   которая   наберет   большее количество очков. Тип занятия: ­ обобщение и систематизация знаний о жизни и родословной  Л.Н.Толстого. Форма мероприятия: ­урок­игра. Цель: формированию   интеллектуальных   возможностей   и 1. Углубление знаний о  личности и родословной Л.Н.Толстого.  2.Привитие учащимся интереса  и уважения к отечественной литературе. 3.Способствование   эстетического вкуса школьников.  4.Совершенствование   навыков   работы   с   дополнительной   литературой   и Интернет­ресурсами. Форма организации учебной деятельности: ­индивидуальная; ­групповая. ОБОРУДОВАНИЕ: небольшая выставка книг и портреты писателей. Лев Николаевич Толстой  Посвящается биографии и родословной Л.Н.Толстого Разделы игры «Родословная» 10 Ясная Поляна Увлечения Спорт  Книги     10 10 10 10 Стоимость вопроса 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 Вопросы к игре «Родословная» 1.Откуда берёт начало  род Толстых? («Вспоминать предков – отцов, дедов,  прадедов моих мне … особенно радостно», ­ писал Лев Николаевич. Великий  русский писатель принадлежал к старинному дворянскому роду Толстых,  первое упоминание о которых относится к XVI веку; они вели свой род от  Индриса, который, как отмечает П.И.Бирюков, «выехал из немец, из  Цесарские земли» в Чернигов в 1353 г., с двумя сыновьями и с дружиною из  трех тысяч человек». Среди представителей этого рода были известные  государственные деятели, писатели, художники. Петр Андреевич Толстой,  один из наиболее прославленных предков, получил графский титул от Петра I  за успехи на дипломатическом поприще, он стал также тайным советником, президентом Коммерц­коллегии, сенатором, кавалером ордена Андрея  Первозванного. Жизнь его закончилась весьма драматически: после смерти  Петра I  он был лишен всех чинов, графского титула и умер в тюрьме  Соловецкого монастыря, куда был сослан с единственным сыном. 2.Кем приходился Толстому Л.Н.  служивший  при Иване Грозном воеводой  Крапивина Иван Иванович Толстой? (Пра­пра­пра­пра­прадедом). 3.Кто из предков писателя был военным? ( Дед Илья Андреевич  Толстой  служил во флоте, вышел в отставку бригадиром; дед со стороны матери –  Николай Сергеевич Волконский – генерал­аншеф, екатерининский вельможа;  отец Николай Ильич служил, участвовал в заграничном походе) 4. К какому роду принадлежала мать Толстого? Мать Льва Николаевича принадлежала к древнему роду князей Волконских, которые   происходили   от   Рюрика   и   князя   Михаила   Черниговского, замученного в Золотой Орде в 1245 г.. Сын первого князя Волконского (фамилия   произошла   по   названию   реки   Волконы,   протекавшей   по Тульской и Калужской губерниям), Федор Иванович, погиб в Мамаевом побоище.   По   линии   Волконских   Толстой   состоял   в   родстве   с декабристами. Прадед Толстого, князь Сергей Федорович Волконский, участвовал в Семилетней войне в чине генерал­майора. Дед Толстого, князь   Николай   Сергеевич   Волконский   (1753­1821),   генерал   от инфантерии, в 1780 г. в свите императрицы Екатерины II присутствовал при ее встрече с эрц­герцегом австрийским Иосифом II. В 1793 г. был назначен послом в Берлин. Князь Н.С.Волконский женился на княжне Екатерине   Дмитриевне   Трубецкой,   которая   умерла,   когда   их единственной   дочери   Марии   исполнилось   два   года.   При   императоре Павле  I  Князь   Волконский   оказался   в   опале,   потом,  отказавшись   от поста   военного   губернатора   Архангельска,   он   с   дочерью   переехал   в Ясную Поляну, где с увлечением занялся строительством усадьбы.  У Николая Ильича и Марии Николаевны Толстых было пятеро детей: четыре сына – Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь – Мария.  5. Своя игра. Что связывает фамилии А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой? (По  материнской линии Толстой приходится Пушкину четвероюродным  племянником). «Ясная Поляна» 1.Кто такие муравейные братья? Что такое зелёная палочка? (Родные и близкие Толстых участвовали в военных событиях, были близки по  духу к декабристам. Дети жили мечтами лучших сынов России о мире и благополучии. Неспроста талантливый и чуткий брат Льва Толстого  Николенька придумал игру в "муравейных братьев”, о которой с  благодарностью помнил всю жизнь Л. Толстой: “... Когда нам с братьями ...  было мне 5, Митеньке ­ 6, Сереже ­ 7 лет” Николенька “объявил нам, что у  него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди  сделаются счастливыми. Не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто  ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются  муравейными братьями. И я помню, что слово “муравейные” особенно  нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в  муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья,  загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там в темноте,  прижимаясь друг к другу. Я помню, испытывал особенное чувство любви и  умиления и очень любил эту игру.  “Муравейные братья” были открыты нам, но главная тайна ... Николенька  говорил ... написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на  краю оврага... И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой  написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и  даст им то, что она обещает”).  2. Когда Ясная Поляна стала музеем­усадьбой? ( Решением ВЦИК 10 июня  1921 года благодаря усилиям Александры Толстой, дочери писателя. Она и её брат Сергей – первые директора музея). 3.Кот в мешке. На какой из железнодорожных станций  нашей страны и  почему часы всегда показывают одно и то же время: 6 часов 5 минут? 7 ноября 1910 года на малоизвестной станции Астапово в 6 часов 5 минут  скончался Л.Н.Толстой. С тех пор часы станции показывают только это  время. 4.Пострадало ли имение во время Великой Отечественной войны?   Экспонаты были эвакуированы в Томск, а Ясная Поляна была оккупирована  45 дней. При отступлении немецко­фашистских войск дом Толстого был  сожжен, но пожар удалось потушить. К маю 1942 года усадьба была вновь  открыта для посетителей.   5.Своя игра.  Какие бренды с названием Ясная Поляна вам известны?  Населенные пункты в России, в Болгарии, на Украине. Кондитерская фабрика в Туле. Конфеты «Ясная Поляна», выпускаемые этой фабрикой. Литературная премия им Л.Толстого. Музыкальная пауза. Звучит вальс любимого композитора Льва  Толстого  Фредерика  Шопен. 1.Какие предметы изучались в школе Толстого? «Увлечения» Занятия  в Яснополянской    школе  начались  ранней  осенью  1859 г., «после Покрова». В основу Яснополянской школы был положен устав, разработанный самим Толстым. В одном из писем к Рачинскому он замечает, что  у него «11 студентов   и   все   отличные   учителя».   Толстой   создал   новую   систему воспитания   и   образования,   отвечающую   «потребностям   народа».   Не   было телесных   наказаний   и   принуждений.   В   школе   преподавались  грамматика, математика,   история,   география,   физика,   рисование,   черчение,   пение, землемерство   и   закон   Божий.   В   Яснополянской   школе   к   весне   1860   г. насчитывалось   около   50   мальчиков   и   девочек.   Школа   располагалась   во флигеле. Толстой описал школу в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь   месяцы»:   «Две   комнаты   заняты   школой,  одна  –  кабинетом,  две   – учителями. А еще раньше, в письме к А.А.Толстой, он так писал о школе: «Дом школы теперь почти отделан. Три большие комнаты – одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате, кроме  того, музей. По полкам, кругом стен расположены камни, бабочки, скелеты, травы, цветы, физические инструменты и т.д. По воскресениям музей открывается для всех и немец из Иены … делает эксперименты. Раз в неделю класс ботаники, и мы все ходим в лес за цветами, травами и грибами. Пения четыре класса в неделю. Рисования шесть …, и очень хорошо. Землемерство идет так хорошо, что мальчиков уже приглашают мужики. Учителей всех, кроме меня, три. И еще священник два раза в неделю» 2.Кличка любимой лошади Толстого (Делир). Толстой много ездил  верхом  на протяжении всей своей жизни. Один из его знакомых,   Н.В.Давыдов,   вспоминал:   «Лев   Николаевич   любил   движение, поездки в экипаже были ему не по душе, он предпочитал верховую езду, не оставляющуюся им до конца жизни. А ездил Лев Николаевич превосходно; он чувствовал себя на лошади как дома; это замечалось тотчас же, как только взглянешь   на   его   красивую   свободную   посадку   на   лошади».     А   вот   как описывает верховые прогулки Толстого его сын Лев Львович: «В три часа у подъезда стоит рыжая верховая лошадь отца, и он едет на обычную прогулку по   прекрасным   окрестностям   Ясной   Поляны.   Он   поедет   через   глухой казенный   лес,   по   лесной   зимней   дороге,   где   ничто   не   нарушит   хода   его мыслей, или он поедет по полю, где не встретит никого. Из окна я всегда наблюдал, как отец садился верхом, как он собирал поводья в левую руку и ловким движением закидывал правую ногу за седло. Не успев вдеть ногу в стремя,  он   отъезжал   от   крыльца,  увозя   с  собой   на   простор   природы   свои мысли и вдохновение».   3.Как назывался педагогический журнал, издаваемый Толстым?  Студенты­учителя принимали деятельное участие в издании журнала «Ясная  Поляна». Среди них были П.В.Шейн, Н.В.Успенский, Н.П.Петерсон,  М.Ф.Бутович. В открытых школах царила совершенно особенная атмосфера  взаимопонимания, любви и уважения. В июле 1861 г. Толстой писал  А.А.Толстой: «Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого  нельзя оторваться – это школа».    Первый номер журнала «Ясная Поляна»  вышел 5 февраля 1862 г., всего было напечатано 12 книжек журнала. Толстой  опубликовал в журнале целый ряд своих статей программного характера,  многие из них подверглись резкой критике со стороны ученых, писателей,  педагогов. В своих статьях Толстой поднимал проблемы, которые затрагивали области религии, философии, искусства, литературы, политики и, конечно,  образования. 4.Были ли покупатели  у Толстого – сапожника? В Московском музее­усадьбе Л.Н.Толстого хранятся штиблеты Фета и сапоги М.С.Сухотина (зятя Толстого), сшитые великим писателем. «Рассказывают,  что, получив сапоги, Сухотин привязал к ним ярлычок с надписью «Том 13» и  поставил их на книжную полку рядом с двенадцатитомным собранием  сочинений Толстого. Фет же выдал Толстому свидетельство: «Сие дано 1885­го года января 15­го  дня в том, что настоящая пара ботинок на толстых подошвах, невысоких  каблуках и с округлыми носками сшита по заказу моему для меня же автором  «Войны и мира» графом Львом Николаевичем Толстым, каковую он принёс ко мне вечером 8­го января сего года и получил за неё с меня 6 рублей. В  доказательство полной целесообразности работы и начал носить эти ботинки  со следующего дня.  Действительность всего сказанного удостоверяю  подписью моей с приложением герба моей печати». 5.Умел ли  Толстой играть в шахматы? Шахматная игра  доставляла Толстому огромное удовольствие как в молодости, так и в преклонные годы. В зале, самой большой комнате Дома Толстого, сохраняется шахматный столик как напоминание о той поре, когда Толстой   увлеченно   играл   в   этой   комнате   в   шахматы   с   Тургеневым, Сухотиным, Урусовым, Танеевым, Гольденвейзером, Чертковым и другими. А.Б.Гольденвейзер в своей книги воспоминаний «Вблизи Толстого» отмечал: «Лев Николаевич утверждал, что шахматы не утомляют его, что они, как это ни странно, являются лучшим для него отдыхом: он объяснял это тем, что шахматы занимают, по­видимому, совсем  другие мозговые  центры, чем те, которые утомлены его предшествовавшей умственной работой».   «Спорт» 1.Своя игра. Что Толстой называл «Мои четыре упряжки»? Свой день писатель делил на четыре части. Первые три приходились на  утреннее время, день его начинался не позднее 5 часов утра. Первую часть он  посвящал физическим упражнениям и зарядке. Его зарядка напоминала  тренировку спортсмена и продолжалась не менее часа. Зарядку сменяла  прогулка, неизменная в любое время года: пешая, когда расстояние в пять­ шесть километров покрывалось быстрыми шагами, верхом на лошади или на  велосипеде. Утро продолжал полезный физический труд. Лев Николаевич  пилил и колол дрова, раскладывал их у десяти печей, привозил воду за день.  Третья часть дня была посвящена умственной работе – он писал. Четвертая  часть дня – общение с людьми. 2.Как относился Толстой к новым изобретениям в области спорта?         В 66 лет Толстой увлекся ездой на велосипеде. Он часами упражнялся в саду московского дома в Хамовниках, а в Московском манеже в 1895 г. он брал уроки велосипедной езды. Он научился свободно ездить по московским улицам, иногда совершал поездки из Ясной Поляны в Тулу. 3.В романе  «Война и мир» Толстой дает красивые сцены охоты. А сам он  любил охотиться?             Охота  была   одним   из   страстных   увлечений   Толстого,   особенно   в молодости. Толстой много охотился в окрестностях Ясной Поляны, выезжал на   охоту   в   другие   места   Тульской   и   Орловской   губерний,   охотился   на Кавказе. Изучал жизнь охотничьих собак, восторгался их красотой и грацией. Великолепные сцены охоты встречаются в таких произведениях Толстого, как «Детство», «Война и мир», «Анна Каренина», «Охота пуще неволи» и других. В Доме Толстого до сих пор сохраняются ружья и охотничьи принадлежности великого писателя. Вот как описывает сборы на охоту Илья Львович Толстой своей книге «Мои воспоминания»: «Какое     это было счастье, когда утром лакей Сергей Петрович будил нас рано­рано пред рассветом, со свечкой в руках! Мы вскакивали бодрые и счастливые, дрожа всем телом от утреннего озноба, наскоро одевались и выбегали в залу, где кипел самовар и уже ждал нас папа. Иногда мама выходила в халате и надевала на нас лишние пары шерстяных   чулок,   фуфайки,   варежки.   –   Левочка,   ты   в   чем   поедешь?   – обращалась   она   к   папа.   –  Смотри,   нынче   холодно,  ветер.   Опять   в   одном кузминском пальто? Поддень хоть что­нибудь, ну для меня, пожалуйста».  4.Писатель считал, что «знает этих животных до малейших подробностей». О  ком идет речь?      О лошадях.  Толстой много ездил верхом на протяжении всей своей жизни. О прогулке верхом по лесу с 79­летним Толстым вспоминает художник  И.Репин: «Я изо всей силы стараюсь догнать его. Боже! Да ведь впереди  березка в руку толщиной – перегнулась и стоит перед ним барьером на высоте лица – а он несётся?! – Он быстро наклоняется к самой шее лошади, и  опасность прошла».  5.Назовите любимый зимний вид спорта писателя (коньки). Спортивные занятия он не оставлял до преклонного возраста. 21 декабря 1897 года С.А.Толстая записывает в дневнике: «Лев Николаевич сегодня утром у  нас в саду разметал каток и катался на коньках; потом ездил верхом на  Воробьевы горы и дальше. Ему что­то не работается». «Книги» 1.Кот в мешке. В жизни писателя Толстого случались интересные вещи. К  примеру, книги продавали на вес и гонорар присылали за каждый проданный  пуд. О каких книгах идет речь?  ( О многотомной  «Азбуке»). 2.Какое произведение Л.Толстой посвятил  писателю И.С.Тургеневу? Рассказ «Рубка леса». «Эта мысль пришла мне потому, что, когда я перечел  статью, я нашел в ней много невольного подражания его рассказам»,­ писал он редактору «Современника » И.И.Панаеву. 3. Правда ли, что Толстой ставил баллы писателям? Да, от нуля до пяти. Горький с Чеховым неизменно получали один­ два… 4.Назовите произведение Толстого, действие которого  происходит не в  России. Где и когда писатель был за границей? «Люцерн». Толстой дважды побывал за границей. 1857: первый раз ­ во  Франции, Швейцарии, Италии, Германии с целью впитать европейскую  культуру. Посещает театры, музеи, слушает лекции в Сорбонне и  т д. Второй  – 1860­1861­ с целью повидать умирающего от чахотки в Гиоре   (юг Франции) брата Николая и узнать положение школ за границей. 5. Своя игра. Сколько экземпляров книг было в личной библиотеке великого  мастера? 22 тысячи книг.

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)

"Своя игра", посвященная Л.Н.Толстому (7-8 класс)
Скачать файл