Твблички:
1. Стили речи (1. Научный стиль2. Публицистический стиль3. Официально- деловой стиль4. Художественный стиль5. Разговорный стиль)
2. Типы речи
3. Жанры
4. Роды литературы
5. Сюжеты
6. Средства художественной выразительности и тропы (1. Эпитет2. Метафора3. Сравнение4. Метонимия5. Гипербола6. Синекдоха7. Олицетворение8. Перифраза9. Антономасия10. Металепсис11. Литотес12. Ирония 13. Синонимы14. Антонимы15. Омонимы16. Паронимия )
7. Диалог и монолог
стили жанры.doc
Таблица 1
Стили речи
Функция
Где используется
Основная его функция
— сообщение
информации, а также
доказательство ее
истинности. Для него
характерно наличие
малых терминов,
общенаучных слов,
абстрактной лексики, в
нем преобладает имя
существительное,
немало отвлеченных и
вещественных
существительных.
Информация
предназначена не для
узкого круга
специалистов, а для
широких слоёв
общества, причём
воздействие направлено
не только на разум, но и
на чувства адресата.
Основная функция
официальноделового
стиля —
информационная
(передача информации).
Сфера использования
этого стиля — наука,
адресатами текстовых
сообщений могут
выступать учёные,
будущие специалисты,
ученики, просто
любой человек,
интересующийся той
или иной научной
областью; авторами
же текстов данного
стиля являются
учёные, специалисты в
своей области.
Он встречается в
жанрах статьи, очерка,
репортажа, фельетона,
интервью, ораторской
речи и
характеризуется
наличием
общественно
политической
лексики,
эмоциональностью.
Сфера применения
официальноделового
стиля — право,
автор — юрист,
правовед, дипломат,
просто гражданин.
Стиль речи
1. Научный стиль
Описание стиля
Научный стиль — стиль
научных сообщений.
Целью стиля можно
назвать описание
законов, выявление
закономерностей,
описание открытий,
обучение и т. п.
2. Публицистический
стиль
Публицистический стиль
служит для воздействия
на людей через средства
массовой информации.
3. Официально
деловой стиль
Деловой стиль
используется для
сообщения,
информирования в
официальной обстановке
(сфера законодательства,
делопроизводства,
административно
правовой деятельности).
Этот стиль служит для
оформления документов:
законов, приказов т. д. 4. Художественный
стиль
5. Разговорный стиль
Художественный стиль
воздействует на
воображение и чувства
читателя, передаёт
мысли и чувства автора,
использует всё богатство
лексики, возможности
разных стилей,
характеризуется
образностью,
эмоциональностью,
конкретностью речи.
В этом стиле речи
большую роль играют
внеязыковые факторы:
мимика, жесты,
окружающая обстановка.
В нём часто используется
разговорная и
просторечная лексика.
Эмоциональность
художественной речи
выполняет
эстетическую функцию.
Используется в
художественных
произведениях.
Разговорный стиль
служит для
непосредственного
общения, когда автор
делится с
окружающими своими
мыслями или
чувствами.
Обычная форма
реализации
разговорного стиля —
диалог, этот стиль
чаще используется в
устной речи. В нём
отсутствует
предварительный
отбор языкового
материала.
Тип речи
Описание типа
В каком стиле, жанре
используется
Примеры
Таблица 2
Типы речи
1. Описание
Описание может быть
использовано в любом
стиле речи, но в
научном
характеристика
предмета должна быть
предельно полной, а в
художественном
акцент делается
только на самых ярких
деталях.
Описание — это
изображение какого
либо явления
действительности,
предмета, лица путем
перечисления и
раскрытия его
основных признаков.
Цель описания в том,
чтобы читатель увидел
предмет описания,
представил его в своем
сознании.
Примеры описания в
научном и
художественном стиле:
1. Яблоня — ранет
пурпуровый —
морозостойкий сорт.
Плоды округлой
формы, диаметром 2,5
—3 см. Вес плода 17—
23 г. Сочность
средняя, с
характерным сладким,
слегка вяжущим
вкусом.
2. Липовые яблоки
были крупные. Если
посмотреть сквозь
яблоко на солнце, то
оно просвечивалось
как стакан свежего
липового меда.
2. Повествование
Повествование — это Повествование как тип Пример речи очень
распространен в таких
жанрах, как
воспоминания, письма.
рассказ, сообщение о
какомлибо событии в
его временной
последовательности.
Особенность
повествования в том,
что в нем говорится о
следующих друг за
другом действиях.
Рассуждение — это
словесное изложение,
разъяснение,
подтверждение какой
либо мысли.
3. Рассуждение
повествования:
Я стал гладить Яшкину
лапу и думаю: совсем
как у ребеночка. И
пощекотал ему
ладошку. А ребеночек
то как дернет лапку —
и меня по щеке. Я и
мигнуть не успел, а он
надавал мне оплеух и
прыг под стол.
Пример рассуждения:
Развитие значений
слова идет обычно от
частного
(конкретного) к
общему
(абстрактному).
Вдумаемся в
буквальное значение
таких, например, слов,
как воспитание,
отвращение,
предыдущий.
Воспитание буквально
означает
вскармливание,
отвращение —
отворачивание (от
неприятного лица или
предмета),
предыдущий —
идущий впереди.
Литературный жанр
1. Рассказ
Описание
Таблица 3
Жанры
2. Сказка
3. Басня
Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как
более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным
жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе;
часто неотличим от новеллы, а с 18 в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк
рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Сказка — вид повествовательного, в основном прозаического фольклора
(сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в
содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует
строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит
"строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза).
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение
нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится
краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В 4. Анекдот
5. Притча
Род литературы
1. Драма
2. Эпос
3. Лирика
№
1. Завязка
2. Кульминация
3. Развязка
басне высмеиваются пороки людей.
Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица) — жанр фольклора — короткая
смешная история. В современной трактовке анекдот чаще всего не основан
на реальных событиях и имеет, как правило, необычную, парадоксальную
концовку, которая и вызывает юмористический эффект.
Притча — это малый поучительный рассказ в дидактикоаллегоричном
литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное
поучение. Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление
в мировом фольклоре и литературе.
Виды, жанры
Драматические жанры:
трагедия, драма (жанр), драма
в стихах, пьеса для чтения,
мелодрама, иеродрама,
мистерия, комедия, водевиль,
фарс.
Жанры эпоса: повесть, рассказ,
новелла, роман
____________
Таблица 4
Роды литературы
Описание
Драма — один из родов
литературы. Отличается от
других родов литературы
способом передачи сюжета —
не посредством повествования
или монолога, а через диалоги
персонажей.
Эпос род литературы,
повествование о событиях,
предполагаемых в прошлом
(как бы свершившихся и
вспоминаемых
повествователем).
Лирика, лирическая поэзия
воспроизводит субъективное
личное чувство или настроение
автора.
Таблица 5
Сюжеты
Описание
Завязка — это событие, которое является началом действия. Она
или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама
создаёт конфликты. Завязка является одним из ключевых
элементов сюжета.
Кульминация — это момент наивысшего напряжения сюжета в
художественном произведении.
Развязка сюжета — исход событий, решение противоречий
сюжета. Средства художественной выразительности и тропы
Таблица 6
Название
1. Эпитет
Описание
Эпитет это один из тропов, являющийся
художественным, образным определением.
2. Метафора
Метафора вид так называемого сложного
тропа, речевой оборот, при котором свойства
одного явления (предмета, понятия)
переносятся на другое.
3. Сравнение
Сравнение это художественный прием, при
котором образ создается посредством
сравнения одного объекта с другим.
Сравнение отличается от других
художественных сопоставлений, например,
уподоблений, тем, что всегда имеет строгий
формальный признак: сравнительную
конструкцию или оборот со сравнительными
союзами как, будто, словно, точно, как будто
и подобными. Выражения типа он был похож
на… нельзя считать сравнением в качестве
тропа.
Роль, функция и примеры
1) Образно охарактеризовать
предмет: сияющие глаза, глаза
бриллианты;
2) Создать атмосферу, настроение:
хмурое утро;
3) Передать отношение автора
(рассказчика, лирического героя) к
характеризуемому предмету: "Куда
поскачет наш проказник?"
(А.Пушкин);
4) Совмещать все предыдущие
функции в равных долях (в
большинстве случаев употребления
эпитета).
Примеры метафоры:
Не жаль мне лет, растраченных
напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины
красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин)
Пример сравнения:
И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги по ветру летят.
(А. Ахматова)
Роль: иногда авторы используют так
называемое развернутое сравнение,
раскрывая различные признаки
явления или передавая свое
отношение к нескольким явлениям. 4. Метонимия
Метонимия вид тропа: образное обозначение
предмета по одному из его признаков.
5. Гипербола
6. Синекдоха
7. Олицетворение
Гипербола это прием, при котором образ
создается посредством художественного
преувеличения.
Синекдоха это случай, когда целая вещь
узнается по малой части или когда по целому
узнается часть.
Олицетворение художественный прием, при
котором неодушевленному предмету,
явлению или понятию придаются
человеческие свойства (не перепутайте,
именно человеческие!).
8. Перифраза
9. Антономасия
10. Металепсис
11. Литотес
12. Ирония
13. Синонимы
Перифраза способ изложения, описывающий
простой предмет посредством сложных
оборотов.
Антономасия замена собственного имени
другим, как бы извне заимствованным
прозвищем.
Металепсис замена, представляющая как бы
переход от одного тропа к другому.
Литотес преуменьшение, выражающее
посредством отрицательного оборота
содержание положительного оборота.
Ирония выражение в словах
противоположного их значению смысла.
Синонимы слова одной части речи,
различные по звучанию и написанию, но
имеющие одинаковое или очень близкое
лексическое значение.
Примеры метонимии:
Здесь барство дикое, без чувства, без
закона,
Присвоило себе насильственной
лозой.
И труд, и собственность, и время
земледельца…
(А.Пушкин)
Не ошибитесь: здесь прием
метонимии используется дважды.
Пример гиперболы:
«бег, скорейший ветра и молнии»
(Ломоносов)
Классический пример, приводимый
Квинтилианом — «корма» вместо
«корабль».
"Край ты мой заброшенный"
(С.Есенин);
"Мама и убитый немцами вечер",
"Скрипка и немножко нервно"
(В.Маяковский).
Задача олицетворения соотнести
изображаемый предмет с человеком,
сделать его ближе читателю, образно
постичь внутреннюю сущность
предмета, скрытую от
повседневности. Олицетворение
является одним из древнейших
образных средств искусства.
«Юная питомица Талии и
Мельпомены, щедро одаренная
Аполлоном»
(Пушкин).
Классический пример, приводимый
Квинтилианом «разрушитель
Карфагена» вместо «Сципион».
«Десять жатв прошло...: здесь через
жатву разумеется лето, через лето —
целый год»
(Ломоносов)
Пример:
«немало» в значении «много»
Пример:
приводимая Ломоносовым
характеристика Катилины у
Цицерона: «Да! Человек он боязливой
и прекроткой...».
Примеры: кавалерия — конница,
смелый — храбрый. Служат
для повышения выразительности
речи, позволяют избегать
однообразия речи. 14. Антонимы
15. Омонимы
16. Паронимия
Служат для обозначения
противодействия в тексте
Примеры: правда ложь, добрый
злой, говорить молчать..
Примеры: ключ — музыкальный знак,
ключ — от двери, ключ — природный
источник воды, ключ гаечный ключ.
Примеры:
употребление слова адресат вместо
адресанта; боцман вместо лоцман;
кремень вместо кремний.
Антонимы это слова одной части речи,
различные по звучанию и написанию,
имеющие прямо противоположные значения:
Омонимы разные по значению, но
одинаковые по написанию и звучанию
единицы языка (слова, морфемы и др.).
Паронимия частичное звуковое сходство
слов при их семантическом различии (полном
или частичном). Например, является
паронимией, а слова, составляющие такие
пары, называются паронимами.
Таблица 7
Диалог и монолог
Диалог/ монолог
1. Диалог
2. Монолог
Описание
Тип речевой коммуникации, осуществляющейся
в отличие от монолога в виде словесного обмена
репликами между двумя и более
взаимодействующими собеседниками.
Речь действующего лица, главным образом в
драматическом произведении, выключенная
из разговорного общения персонажей и не
предполагающая непосредственного
отклика, в отличие от диалога; речь,
обращённая к слушателям или к самому
себе.
Таблички
Таблички
Таблички
Таблички
Таблички
Таблички
Таблички
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.