Таблица умножения без принуждения
Оценка 4.9

Таблица умножения без принуждения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
математика
1 кл—2 кл
21.01.2018
Таблица умножения без принуждения
Обобщение опыта по изучению таблицы умножения нетрадиционным способом. Собран материал за много лет работы, подведены итоги, сделан вывод. Даёт отличные результаты, легко усваивается. описан способ и подобраны дидактические игры. Начинаем пропедевтику с первого класса, ненавязчиво продолжаем до начала изучения этой темы во 2 классе.Обобщение опыта по изучению таблицы умножения нетрадиционным способом. Собран материал за много лет работы, подведены итоги, сделан вывод.
таблица умножения без принуждения.doc
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение   школа 509 Красносельский район Таблица умножения ­ без принуждения Использование нетрадиционных приёмов для усвоения табличного умножения и деления (Обобщение опыта) Оленюк Ольга Ивановна учитель начальных классов ГБОУ 509 Красносельский район 1 Санкт­Петербург 2018 ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ (Обобщение опыта по изучению таблицы умножения и деления) Проблема:  В   учебной   программе   начальной   школы   есть   много   ключевых   моментов,   требующих обязательного   запоминания   информации.   Одним   из   таких   моментов   является   таблица умножения.  Объект:  Изучение   таблицы   умножения   занимает   важное   и   необходимое   место   в   программе математики,   поскольку   в   практической   жизни   каждого   человека   знание   таблицы умножения   просто  необходимо.     Однако     известно,   что   усвоение   таблиц   умножения   и деления  представляет  значительную     трудность  для  детей.     Часто запоминание   таблиц превращается в зубрёжку.  Предмет исследования:  В   данной   работе   я   решила   обобщить   свой   многолетний   опыт   по   теме   «Таблица умножения»,   который   многие   годы   даёт   очень   хорошие   результаты,   потому   что практически исключает зубрёжку. Методика так и называется «Таблица умножения без принуждения».  Достигнутый уровень процесса исследования:  Контрольные работы, срезы, тесты по изучению табличного умножения и деления   дают очень высокие результаты: 100% выполнения, 89 % качества. Этой методикой пользуются не   только   мои   коллеги­педагоги,   но   и   учителя   школ   за   пределами   республики,   дети родственников и знакомых, которые проживают в других городах.           Элементы новизны результатов: Порядок подачи учебного материала по изучению таблицы умножения по моей методике осуществляется в полном соответствии с логикой учебного предмета и логикой учебного процесса.   Такой   порядок   подачи   материала   согласуется   с   дидактическими закономерностями   обучения   и   с   психологическими   закономерностями   усвоения   знаний детьми. СТАРТ (Всё начинается  с начала) А   начинаем   мы   изучать   таблицу   умножения   уже   в   первую   четверть   1   класса,   когда знакомимся с числами первого десятка.  Всё очень просто ­ закрепляя  чётные числа,  мы считаем  до 10 в прямом и обратном порядке по два:  2, 4, 6, 8, 10, 8, 6, 4, 2. Когда изучаем числа второго десятка, счёт продолжается: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 18, 16, 14, 12, 10.  Это уже таблица умножения на 2. Наши руки и пальцы заменяют нам счётную машинку, мы часто играем в игру, которая так и называется «Счётная машинка». ЛЕГКО И ПРОСТО Затем по той же методике мы присчитываем уже по четыре (зная, что 2 + 2 = 4): 4, 8, 12, 16, 20, 16, 12, 8,4.  То же самое происходит и со счётом по три: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 27, 24, 21,   18, 15, 12, 9, 6, 3. Когда начнётся изучение чисел в пределах 100, учащиеся считают легко и свободно по 2 до 20, по 3 до 30, по 4 до 40 и обратно. «Счётная машинка» помогает нам в этом. ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ 2 Таблицу умножения на 5 учащиеся усваивают очень быстро и легко. Во­первых, у них большой   опыт   и   навык   устного   счёта.   Во­вторых,   часто   в   обучении   помогает занимательный   материал,   потому   что   хорошо   запоминается   только   то,   что   вызывает интерес. Предлагаю детям игру: «ПОСЧИТАЙ ЛАДОШКИ!» Встаём в круг и, выставляя по очереди вперёд ладошку (5 пальцев), считаем по пять: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 45, 40, 35, 30, 25, 20, 15, 10, 5. Детям нравится эта игра. МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ При изучении таблицы умножения, раскрываю маленькие  «хитрости». Например, что при умножении 5 на чётные числа 2,4,6,8,10, получаются чётные числа, оканчивающиеся на 0.  (5Х 2,4,6,8,10 = …0)  А при умножении 5 на нечётные числа 1,3,5,7,9, получаются нечётные числа, причём  всегда оканчивающиеся  на 5!  (5 х 1,3,5,7,9 = …5) ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ   В 1 классе я знакомлю детей с действиями умножения и деления, но только на наглядном уровне и с применением практических заданий. Считаем учеников в парах, когда идём  в столовую или на экскурсию,  раздаём карандаши по 2, тетради по 3, конфеты по 4 и так далее.  Таким образом, когда во 2 классе начинаем изучать таблицу умножения, учащиеся практически уже понимают принцип умножения и деления. В этом мне помогает принцип опережающего обучения, он  даёт хорошие результаты.  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Таблица умножения запоминается без особых сложностей в песне: рифма всплывает сама собой,   когда   вдруг   забыл   правильный   ответ.   Музыка   –   это   особый   элемент   разрядки, эмоционального   всплеска,   отдыха   и   в   то   же   время   элемент   учебного   процесса, позволяющий   легче,   быстрее,   с   желанием,   улыбкой   и   без   принуждения   усвоить   или повторить   определённый   учебный   материал.   Прочность   запоминания   материала основывается на эмоциональной памяти. Непроизвольное запоминание в песне ключевых образовательных моментов делает процесс обучения доступнее каждому. Запоминание и воспроизведение материала происходит автоматически, без особых усилий, без постановки перед   собой   специальной   учебной   задачи.   И   контрольным   моментом   для   таблицы умножения как раз   является известная песенка   «Дважды  два­четыре»: «Дважды  два­ четыре, дважды два­ четыре, это всем известно в целом мире», «Пятью пять – двадцать пять – совершенно верно!», «Шестью шесть – прошу учесть – непременно тридцать шесть» и так далее. Совсем недавно в интернете я познакомилась с методикой учителя начальных классов   из   Костромской   области   Карповой   С.Н.   Обрадовалась,   увидев,   что   и   она использует методы музыкального запоминания. Причём, она сочинила свои песенки, при помощи которых  изучает не только таблицу умножения, но и правила русского языка. Мне очень хочется найти её, познакомиться, поделиться своим опытом и перенять её.  УДИВИТЕЛЬНАЯ ДЕВЯТКА Особый   случай  –  умножение  на  9.  В  обучении,  как   я уже   говорила,  важно   применять занимательный материал для того, чтобы заинтересовать учащихся. Так, например, при изучении умножения и деления на 9 я применяю два шуточных приёма.  ПЕРВЫЙ   ПРИЁМ.     Рассказываю   ученикам   сказку.   Лодырь   сдавал   зачёт     по   таблице умножения на 9, которую не выучил.     Пришёл, сел, написал столбиком число 9 и стал приписывать к ним числа от 1 до 9 (1): 1)    9 х 1=                  2)    9 х 1= 9           3)    9 х 1=9        9 х 2=                         9 х 2= 1                   9 х 2=18        9 х 3=                         9 х 3= 2                   9 х 3=27 3 9 х 4=                         9 х 4= 3                    9 х 4=36        9 х 5=                         9 х 5= 4                    9 х 5=45        9 х 6=                         9 х 6= 5                    9 х 6=54        9 х 7=                         9 х 7= 6                    9 х 7=63        9 х 8=                         9 х 8= 7                    9 х 8=72        9 х 9=                         9 х 9= 8                    9 х 9=81 2)  Вздохнул, начал рассуждать: 9 х 1 – я знаю, будет 9, а дальше ­  ничего не знаю.  Решил посчитать, сколько же он случаев умножения  не знает.  Считает и пишет: 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8 (2) Когда написал 8, думает: Много как я не знаю, ну­ка, ещё посчитаю, может, меньше не знаю, проверить надо! И снова числа от 1 до 8 пишет, только снизу считает (3). Тут учитель стал собирать листочки с ответами. А на следующий день Лодырь вдруг узнал, что получил отметку «5»! Но дома он так перепугался, что ничего не знает и получит «2», что выучил всю таблицу умножения! Как же так получилось? А посмотрите, какие ответы получились у Лодыря! Правильно? Вот такая история! ВТОРОЙ ПРИЁМ. Опять  нам  помогает   наша  личная   «Счётная  машинка».   Две   руки  держим  перед   собой. Начинаем   рассказывать   таблицу   умножения   на   9.   Зажимаем   слева   первый   палец­   9х1­ справа осталось 9 пальцев – 9 х 1= 9. 9 х 2­ зажимаем второй слева палец. Количество пальцев слева зажатого пальца­(1)­ это число десятков, а справа­ (8) ­число единиц. 9 х 2 = 18.  Проверьте:  9 х 3 = 27,  9 х 4= 36, , 9 х 5 = 45, 9 х 6 = 54, 9 х 7= 63, 9 х 8 = 72, 9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90. Дети с интересом проверяют свои ответы по таблице, напечатанной в учебнике. А если серьёзно, то есть ещё один ПРИЁМ. Основан он на десятичном счислении, которым люди массово пользуются.  Что такое 9?  9   ­ это 10 без 1,                9 х 1 = 10 – 1= 9 18 – это 20 без 2,               9 х 2 = 20 ­ 2 = 18 27 – это 30 без 3,               9 х 3 = 30 – 3 = 27 36 – это 40 без 4,               9 х 4 = 40 – 4 = 36 45 – это 50 без 5,               9 х 5 = 50 – 5 = 45 54 – это 60 без 6,               9 х 6 = 60 – 6 = 54 63 – это 70 без 7,               9 х 7 = 70 – 7 = 63 72 – это 80 без 8,               9 х 8 = 80 – 8 = 72 81 – это 90 без 9,               9 х 9 = 90 – 9 = 81 ЧТО ОСТАЛОСЬ ВЫУЧИТЬ? 1 Х 1 = 1        1 Х 2 = 2        2 Х 2 = 4 1 Х 3 = 3        2 Х 3 = 6     3 Х 3 = 9 1 Х 4 = 4        2 Х 4 = 8     3 Х 4 = 12   4 Х 4 = 16 1 Х 5 = 5        2 Х 5 = 10   3 Х 5 = 15   4 Х 5 = 20  5 Х 5 = 25 1 Х 6 = 6        2 Х 6 = 12   3 Х 6 = 18   4 Х 6 = 24  5 Х 6 = 30 1 Х 7 = 7        2 Х 7 = 14   3 Х 7 = 21   4 Х 7 = 28  5 Х 7 = 35 1 Х 8 = 8        2 Х 8 = 16   3 Х 8 = 24   4 Х 8 = 32  5 Х 8 = 40 1 Х 9 = 9        2 Х 9 = 18   3 Х 9 = 27   4 Х 9 = 36  5 Х 9 = 45 Вот   эти   случаи   знакомы   ученикам   ещё   до   того,   как   начинается   изучение   таблицы умножения по программе.  Таблицу умножения на 9 мы тоже уже знаем Что же остается им выучить, когда приходит время? 6 х 6 = 36  ­ (знаем из песенки) 4 6 х 7 = 42        7 х 7 = 49 6 х 8 = 48        7 х 8 = 56      8 х 8 = 64 Таким образом, осталось выучить (заучить) всего 5 (ПЯТЬ!!!) случаев. Эта   методика   изучения   таблицы   умножения   пользуется   успехом   у   учителей   и нравится учащимся. А самое главное ­ даёт удивительные результаты! АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ Каждый учитель, работающий в начальной школе, знает, что основным требованием к знаниям,   умениям   и   навыкам   при   обучении   математике   является   знание   таблицы умножения   однозначных   чисел   и   соответствующих   случаев   деления   на   уровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются математические   игры.   Они   помогают   быстро   изучить   и   закрепить   знание   таблицы умножения,   освоить   соответствующие   случаи   деления.   Хочу   рассказать   о   некоторых дидактических математических играх, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков. Активизация   учащихся   при   обучении   ­   одно   из   основных   направлений совершенствования   учебно­воспитательного   процесса   в   школе.   Сознательное   и   прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовывать таким образом, чтобы учебный материал становился предметом активной деятельности ученика. 1.Игра "Да. Нет". На   доске   примеры:   4х6,   8х3,   4х5,   7х3,   9х4,   5х6.   Показываю   карточки   с   числами (ответами). Если число является ответом, (например­ 24), учащиеся хором говорят "Да", затем   произносят   пример   4х6=24   и   8х3=24.   Если   число   не   является   ответом,   говорят "Нет".  Подобную работу можно проводить и при изучении деления. 2. Интерактивная игра "Молчанка". Показываю карточки с примерами на умножение и деление. Дети на индивидуальных досках пишут ответы. (У каждого ученика есть  доска, мел, тряпочка). Кивком головы я показываю, правильный ответ или нет. У кого правильный­ стирают, у кого нет­ решают заново. 3. Игра "Кто быстрее?". На   доске   записаны   числа   или   прикреплены   карточки   с   числами.   Даю   задание: увеличить (или уменьшить) эти числа в несколько раз. Дети записывают ответы в тетради. Далее следует проверка (ученик, справившийся с заданием первым, читает ответы,   все проверяют свои записи), а ещё чаще взаимопроверка. 4. Игра "Угадай пример". Показываю   карточку   с   ответом   из   таблицы   умножения,   дети   должны   вспомнить пример. 5. Игра "Не скажу!". По заданию учителя ученики цепочкой (стоя) считают, например, от 1 до 60, а на числа, которые делятся на 6, они произносят "Не скажу!" или с 1 до 80, а не произносят числа, которые делятся на 8 (Не скажу!) Тот, кто ошибся, садится. Побеждает тот, кто остаётся стоять. Дети аплодируют этому ученику. 5 6. Игра "По порядку". На доске даны примеры: 8х3                                            3х6                                            5х3 Назвать значения выражений в порядке возрастания (или убывания). 3х2 7х3 3х9 7. Игра "Не ошибись!" На   плакате   написаны   числа   от   1   до   90.   Даю   задание:   назвать   числа,   которые встречаются в таблице умножения на 7 (или на любое другое число). 8. "Круговые примеры". Заранее готовлю карточки с примерами на умножение и деление, подбирая их так, чтобы   ответ   предыдущего   примера   являлся   началом   следующего.     Дети   записывают   в тетради эти круговые примеры. 9. Игра "Чей ряд лучше?" Учащиеся   первого   ряда   задают   вопросы   ученикам   второго   ряда   по   таблице умножения (включая и случаи деления). Затем ученики второго ряда готовят примеры для ребят третьего ряда. А ребята третьего ряда задают вопросы ученикам первого. Учитель подсчитывает количество правильных ответов каждого ряда. 10. Игра "Какой ряд быстрее полетит на Луну?"                     Изготовлены перфокарты   в виде   ракеты. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры  на умножение и деление.  Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, "летит в космос" первой! Завтра ракета опять готова к полёту!  Можно   аналогично   проводить   игры   "Кто   быстрее   окажется   на   таинственном острове?", "Какой ряд сегодня умники и умницы?" 11. Игра "Найди закономерность". На доске запись:  … 18, 24…, …,…, …,16, …, …, …,…, …,…, 72. …,…,….,20,….,…,35,….,…, 21,…,….,…,47,…, 12. Игра "Знаток таблицы". На доске в 3 столбика написаны примеры на умножение и деление. Дети с каждого ряда по очереди выходят и решают их. Когда все примеры решены, начинаем проверку ответов. Команда победительница получает звание "Знаток таблицы". 13. Игра "Таблица умножения". Учащиеся   цепочкой   называют   числа,   которые   встречаются   в   таблице   умножения (например, на 2,3,6,9,). Ученик, который ошибся, выходит из игры. Победитель получает аплодисменты. 6 14. Игра "Математическое домино". Каждый   учащийся   получает   карточку.   Она   разделена   на   2   части:   в   первой   части написан пример на умножение или деление, во второй части ­ ответ на другое задание. Первый   ученик   читает   свой   пример.   Тот,   у   кого   карточка   с   ответом   на   прозвучавшее задание, называет этот ответ и произносит новый пример. Отвечает следующий ученик и называет своё задание и т.д. 15. Игра "Математическое лото". (Очень хорошо играть на перемене). Все ученики берут по одной карточке. Их у меня 24. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Я показываю классу карточку с выражением, например 5х3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке.  16. Игра "Найди пару". К доске  по  очереди   выходят  по 1  ученика   от  каждого  ряда.  Задание:   записать   в окошках числа, чтобы получились верные равенства. 9 х 4 = ? + ? 76 ­ 44 = ? х ? 42 : 6 = ? ­ ? 27 + 27 = ? х ? Это   лишь   некоторые   виды   работ   на   уроках   математики,   которые   активизируют деятельность   учащихся.   При   выполнении   описанных   выше   заданий   ребята   думают, сравнивают, анализируют. И это способствует более прочному и осознанному усвоению знаний. Данные математические игры можно использовать на различных этапах урока: на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления, на этапе проверки знаний, умений и навыков. А ещё ребята любят играть на перемене, особенно в «Математическое лото». Использование игр на уроках математики  позволяет более творчески подходить к оценке   знаний   учащихся,   привлекать   к   работе   всех   учащихся   класса,   способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность. ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ДЛЯ ПАПЫ Каждый   ребёнок   умён,   сообразителен,   любопытен   и   способен   легко   научиться   всему. Учитывая   психологию   ребёнка,   можно   без   принуждения,   с   лёгкостью   подтолкнуть   его самого заняться делом, которое считаете для него полезным.  Хороший приём для укрепления изученного материала и знаний – это обучение родителей. Наверно, вы и сами замечали, что когда вам приходилось кому­то что­либо объяснять, вы ещё   лучше   разбирались   в   своих   знаниях   и   закрепляли   их   в   своей   памяти   на   более длительное время, чем просто полученную информацию.  Например, изучая с вашим ребёнком таблицу умножения, попросите объяснить её потом папе. А он, в свою очередь, пусть будет не очень понятливым учеником и задаёт разные каверзные вопросы. Вы даже не представляете, какое удовольствие доставите своему чаду, позволив научить вас чему­нибудь.   УСПЕХОВ ВАМ! 7 8

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения

Таблица умножения без принуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018