Таблицы по русскому языку
для учащихся начальных классов
Составила: Фролова М.И.-
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Изучение русского языка в начальной школе пред-ставляет собой этап
системы лингвистического образо-вания и речевого развития учащихся. Специфика
на-чального курса русского языка заключается в его тес-ной взаимосвязи со всеми
учебными предметами.
Наряду с
формированием основ элементарного гра-фического навыка и навыка чтения у
учащихся разви-ваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь,
осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Предмет «Русский
язык» представлен как совокуп-ность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой.
Орфографические
и пунктуационные правила рас-сматриваются параллельно с изучением фонетики, мор-фологии,
морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными
принципами рус-ского правописания.
Предмет
«Русский язык» представляет собой сле-дующие содержательные линии: основы лингвистичес-ких знаний: фонетика и орфоэпия,
графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфо-графия и
пунктуация; развитие речи.
Языковой
материал признан сформировать первона-чальное представление о структуре русского
языка с учётом возрастных особенностей младших школьни-ков, а также
способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение
орфографических и пунктуационных пра-вил, развитие устной и письменной речи
служат реше-нию практических задач с помощью предложенных мною видов упражнений
в виде таблиц размещенных в сборнике.
Правописание гласных после шипящих – Ж,Ш,Ч,Щ.
ж, ч, ш, щ |
гласные |
примеры |
Ж … … |
И …. ….
|
Жир, живот, ежи …, …, … …, …, |
Разбор слова по составу.
Слово |
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
отбежала города лесной песок |
|
|
|
|
Разбор слова по составу.
Слово |
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
травушка родник пригород рассада |
|
|
|
|
Разбор слова по составу.
Слово |
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
подберезовик берега рукоделье начальник |
|
|
|
|
Разбор слова по составу.
Слово |
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
красный зеленый желтенький золотой |
|
|
|
|
Разбор слова по составу.
Слово |
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
синенький дружный широкий голубой |
|
|
|
|
Спиши
слова, вставь пропущенные буквы.
1 вариант
подумай |
докажи |
напиши |
г..л..ва п..л..са ст..р..жить м..л..дой |
головы, головка … , …. …, …. …, …. |
голова … … … |
Спиши
слова, вставь пропущенные буквы.
2 вариант
подумай |
докажи |
напиши |
г..л..ва п..л..са ст..р..жить м..л..дой |
головы, головка … , …. …, …. …, …. |
голова … … … |
Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
1 вариант
подумай |
докажи |
напиши |
г..л..ва г..р..дить д..р..гой б..р…да |
головы, головка … , …. …, …. …, …. |
голова … … … |
Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
2 вариант
подумай |
докажи |
напиши |
г..л..ва г..р..дить д..р..гой б..р…да |
головы, головка … , …. …, …. …, …. |
голова … … … |
Части речи. Запиши из предложения слова в таблицу. 1 вариант.
Жил – был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов.
слово |
часть речи |
что обозначает |
на какие вопросы отвечает |
каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
|
Части
речи.
Запиши из предложения слова в таблицу.
2 вариант.
Письмо само никуда не пойдёт, но в ящик его опусти – оно пробежит, пролетит, проплывёт тысячи верст пути.
слово |
часть речи |
что обозначает |
на какие вопросы отвечает |
каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
|
Заполни таблицу. Падежи. 1 вариант.
падежи |
вопросы |
предлоги |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный |
|
|
Заполни таблицу. Падежи. 2 вариант.
падежи |
вопросы |
предлоги |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный |
|
|
Запиши
окончание имен существительных.
1 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 1 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Запиши
окончание имен существительных.
2 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 1 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Запиши
окончание имен существительных.
1 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 2 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Запиши
окончание имен существительных.
2 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 2 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Запиши
окончание имен существительных.
1 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 3 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Запиши
окончание имен существительных.
2 вариант
Падежи |
Окончание имен существительных 3 – го склонения |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
Заполни таблицу. Напиши имена существительные, выдели окончания. 1 вариант.
|
слова |
||
падеж |
1-е |
2-е |
3-е |
И.п. Р.п. В.п. |
|
|
|
Заполни таблицу. Напиши имена существительные, выдели окончания. 2 вариант.
|
слова |
||
падеж |
1-е |
2-е |
3-е |
И.п. Р.п. В.п. |
|
|
|
Заполни таблицу.
падежи |
предлоги |
Окончание имен существительных |
||
склонение |
||||
|
|
|
||
И.п. Р.п. Д.п. В.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
|
|
|
Заполни таблицу.
падежи |
предлоги |
Окончание имен существительных |
||
склонение |
||||
|
|
|
||
И.п. Р.п. Д.п. В.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
|
|
|
Заполни таблицу.
падежи |
предлоги |
Окончание имен существительных |
||
склонение |
||||
|
|
|
||
И.п. Р.п. Д.п. В.п. В.п. Т.п. П.п. |
|
|
|
|
Заполните таблицу. Напиши существительные.
1 вариант.
Открываем календарь-
Начинается январь.
В январе, в январе.
Много снегу на дворе.
существительное |
род |
число |
падеж |
склонение |
|
|
|
|
|
Заполните таблицу. Напиши существительные.
2 вариант.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая
Распускается
сирень.
существительное |
род |
число |
падеж |
склонение |
|
|
|
|
|
Заполни таблицу. 1 вариант.
слово |
часть речи |
род |
число |
падеж |
склонение |
время |
|
|
|
|
|
|
|
Заполни таблицу. 2 вариант.
слово |
часть речи |
род |
число |
падеж |
склонение |
время |
|
|
|
|
|
|
|
Разобрать имена прилагательные по схеме. 1 вариант.
прилагательное |
род |
число |
падеж |
К какому прилагательному относится |
|
|
|
|
|
Разобрать имена прилагательные по схеме. 2 вариант.
прилагательное |
род |
число |
падеж |
К какому прилагательному относится |
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу местоимений.
1 вариант.
лицо |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
1 – е 2 – е 3 – е |
|
|
Заполнить таблицу местоимений.
2 вариант.
лицо |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
1 – е 2 – е 3 – е |
|
|
Запиши глаголы. Разбери по схеме. 1 вариант.
Рыхлый снег темнее в марте Зайчик бегает по парте
Тают льдинки на окне. И по карте на окне.
глагол |
на какой вопрос отвечает |
время |
лицо |
число |
спряжение |
|
|
|
|
|
|
Запиши глаголы. Разбери по схеме. 2 вариант.
Ясным утром сентября Мчатся птицы за моря-
Хлеб молотят села, И открылась школа.
глагол |
на какой вопрос отвечает |
время |
лицо |
число |
спряжение |
|
|
|
|
|
|
Заполнить таблицу о глаголе. 1 вариант.
Что обозначает |
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется
|
Каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени существительном. 1 вариант.
Что обозначает
|
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется
|
Каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
Заполнить таблицу о глаголе.
2 вариант.
Что обозначает |
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется
|
Каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени существительном.
2 вариант.
Что обозначает
|
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется
|
Каким членом предложения бывает |
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени существительном. 1 вариант.
слово |
член предложения |
часть речи |
род |
число |
падеж |
время |
лицо |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени существительном. 2 вариант.
слово |
член предложения |
часть речи |
род |
число |
падеж |
время |
лицо |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени прилагательном. 1 вариант.
Что обозначает |
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется |
Каким членом предложения является |
|
|
|
|
Заполни таблицу об имени прилагательном. 2 вариант.
Что обозначает |
На какие вопросы отвечает |
Как изменяется |
Каким членом предложения является |
|
|
|
|
Заполни таблицу о глаголе.
1 вариант.
глагол |
время |
лицо, число, род |
неопределенная форма |
спряжение |
|
|
|
|
|
Заполни таблицу о глаголе.
2 вариант.
гла-гол |
время |
лицо, число, род |
неопределенная форма |
спряжение |
|
|
|
|
|
Содержание
1.
Пояснительная записка …………………….. 2
– 3
2. Правописание
гласных после шипящих –
Ж, Ш,Ч,Щ. ………………………………………… 4
3. Разбор слова по составу ……………………….. 4 - 5
4. Спиши слова, вставь пропущенные буквы ….. 6 – 7
5. Части речи. Падежи. Окончание ……………… 8 - 14
6. Разобрать имена прилагательные по схеме……15 - 17
7. Местоимение. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол ………………………….. 18 - 24
Литература
1. Т. Г. Рамзаева «Уроки русского языка во 2 классе», Пособие для учителей, 2 – изд., перераб. И доп., М, Просвещение, 1982 г. – 192 с.
2. Р. Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык», 1 класс, Москва, «Баллас», «С – ИНФО», 1977 г.
3. Т. Г. Рамзаева «Уроки русского языка в 3 классе», Пособие для учителя. М.Просвещение, 1977 г.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.