Внеклассное занятие по русскому языку
«Тайны и загадки фразеологизмов»
Цель: создание условий для закрепления знаний учащихся о фразеологизмах и развития у них познавательного интереса к урокам русского языка;
Задачи:
- Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного материала, повышению культуры речи, обогащению словарного запаса;
- Прививать интерес к устному народному творчеству;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся
Планируемый результаты:
Предметные
-умеют отличать фразеологизмы от других словосочетаний;
Личностные
- применяют приобретённые навыки в практической деятельности
- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении письменных заданий
- проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Универсальные учебные действия
( метапредметные)
- формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую
( познавательные)
- умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения
- умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;
(регулятивные)
- умение составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(коммуникативные)
- умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать в совместном решении проблемы, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с вопросами: Что? Откуда? Зачем?; карточки с зашифрованным текстом; слова пословицы на отдельных листочках; карточки с заданиями.
Ход занятия
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо все за парты сели,
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Добрый день. Мы рады приветствовать сегодня вас всех в нашем классе на нашем занятии, которое будет посвящено… А вот чему оно будет посвящено вы догадаетесь, когда прослушаете небольшую присказку.
«Ученики 3г класса сегодня встали ни свет ни заря, оделись с иголочки и во все лопатки отправились в школу, ведь сегодня к нам гости пожаловать должны, а поэтому жизнь в классе бьёт ключом, здесь некогда без дела болтаться, нужно засучив рукава за работу браться. Чтоб не ударить в грязь лицом, нам не нужно считать ворон. Нужно ухо держать востро и отвечать быстро. Давайте не будем тянуть кота за хвост и ответим на вопрос. Кто прочитал между строк, о чём сегодняшний урок?»
Чем необычен этот текст? Что в нём часто встречается? (Дети называют тему занятия)
Тема сегодняшнего занятия «Тайны и загадки фразеологизмов». Тема для нас не новая, но всё же, что бы вы хотели знать и чему научиться на нашем сегодняшнем занятии? (Дети дают свои ответы, тем самым определяя цель и составляя план действий на внеклассном занятии)
Сегодня нам необходимо вспомнить, добраться до сути и намотать на ус, ЧТО же такое фразеологизмы, ОТКУДА они взялись и ЗАЧЕМ они нам нужны, а также научиться находить их в разных текстах и использовать в своей речи. (На доске вывешиваются вопросы, на которые должны найти ответы в течении занятия)
Чтоб ответить на эти вопросы, мы объединились с вами в группы, т.к. один в поле - не воин, а вместе мы – сила. Нам сообща справиться с испытаниями будет намного легче и быстрее. За каждое выполненное задание нам будут открываться слова, из которых мы в конце занятия составим пословицу. Ну что? Держите хвост трубой! Удачи!
Чтоб ответить на вопрос, что же такое фразеологизмы, нам необходимо расшифровать текст. А чтоб это было быстрее, каждая группа расшифрует по одному предложению, объединив которые, мы получим ответ на наш первый вопрос. (На карточках зеркально написан текст, который ученики расшифровывают и читают по одному предложению. Работа в группах. См. приложение 1)
После расшифровки текста на доске открывается слово «Ручьи»
Что такое фразеологизмы, мы вспомнили. Не будем тянуть кота за хвост и приступим к следующему испытанию. Откуда же взялись фразеологизмы? Есть предположения? (Ответы детей)
Оказывается, фразеологизмы возникли давно. Одни фразеологизмы к нам пришли из старославянского языка, например, беречь как зеницу ока, не из мира сего, другие возникли благодаря разным профессиям, третьи пришли из-за границы, четвёртые возникли благодаря разным историческим событиям. Есть фразеологизмы, пришедшие к нам даже из мифологии (авгиевы конюшни, ахиллесова пята). Есть, так называемые, «крылатые выражения», которые придумали писатели (а воз и ныне там, а Васька слушает да ест), из фольклора (за тридевять земель, добрый молодец). Остановимся на фразеологизмах, которые пришли к нам из разных профессий.
Я читаю фразеологизм, а вы угадываете благодаря какой профессии он возник.
А как вы думаете, когда произносят фразеологизм: покажу, где раки зимуют?
Оказывается, это выражение пришло к нам из далёкого прошлого, когда ещё были богатые люди помещики. Так вот эти помещики отправляли бедных провинившихся крестьян искать и ловить в ледяной речке раков, чтоб ими потом полакомился помещик. После таких поисков часто крестьяне заболевали опасной болезнью воспалением лёгких.
Есть и другие интересные истории о происхождении фразеологизмов. Можете их найти на просторах Интернета или в библиотеке.
На доске появляется слово «сольются»
Не успели и глазом моргнуть, уже третье испытание на носу. Чтоб узнать для чего нам нужны фразеологизмы, выполните такое задание:
В предложениях вам необходимо заменить выделенные слова подходящим фразеологизмом. (Работают в группах; См. приложение 2)
Прочитайте, что у вас было и что получилось. (Каждая группа читает по одной паре предложений)
Как вы думаете, для чего используют в речи фразеологизмы? (Ответы детей)
Фразеологизмы принято называть жемчужинами русского языка. Они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.
Открывается слово «реки»
Работы ещё непочатый край, но я уверена, что вместе нам море по колено и горы по плечо. Сейчас мы с вами посмотрим, хорошо ли мы знаем фразеологизмы и умеем ли находить их в тексте. Выполните работу так, чтоб комар носа не подточил. Кто больше найдёт? (Каждая группа получает карточку См. приложение 3)
После проверки выполненной работы появляется слово «люди»
Сейчас я буду называть фразеологизм, а вы – объяснять его.
Как снег на голову - неожиданно.
Яблоку негде упасть - тесно.
Хоть глаз выколи - темно.
Стреляный воробей - опытный.
Держать язык за зубами - молчать.
Возносить до небес – хвалить.
Водить вокруг пальца – обманывать.
Рассеиваться как дым - исчезать.
С гулькин нос – очень мало.
Появляется слово «объединятся»
Мы работали до седьмого пота и осталось рукой подать до заключительного испытания. Сейчас мы проверим вашу смекалку и ваш острый ум. Я показываю картинку, вы отгадываете фразеологизм и объясняете его.
Появляется слово «сила»
Вот и все слова открыты, а все наши сегодняшние вопросы закрыты. В библиотеке вы можете найти словарь фразеологизмов, а кому интересно, можете даже сами его создать.
Пора брать быка за рога и объяснить пословицу, которая у нас получилась. Как вы понимаете пословицу? Подходит она к нашему сегодняшнему занятию?
Ручьи сольются – реки, люди объединятся – сила.
Наша дружба и единство помогли нам сегодня справиться со всеми заданиями, а вместе пройденные испытания закалили наш характер и укрепили дружбу.
Можете выбрать из всех фразеологизмов те, которые соответствуют вашей сегодняшней работе и настроению. (На слайде или на карточках)
Всем огромное спасибо, а нашим гостям пожелаем быть всегда на гребне волны, не плыть по течению, радоваться жизни и быть на седьмом небе от счастья.
Приложение 1.
Текст для расшифровки: «Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Их значение определяется в целом. Здесь нельзя заменить одно слово на другое. Фразеологизмы очень трудно перевести на другой язык. Например: сесть в лужу – оказаться в неловком положении.»
Приложение 2.
1.Вова никогда ни с кем не согласен, с ним невозможно договориться. 2. Командир вечером обошёл все посты. Велел часовым внимательно наблюдать. 3. Стёпа бездельничал с утра до вечера: ни маме не помог, ни уроки не сделал. 4. Маша училась хорошо. Была очень сообразительной. Всё усваивала быстро и легко. 5. Надежда Васильевна сказала: «Запомните хорошенько! Приставка стоит перед корнем».
Подсказка: схватывать на лету, зарубить на носу, каши не сваришь, смотреть в оба, валять дурака, сидеть сложа руки, кот наплакал.
Приложение 3.
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.