Занятие для обучающихся, воспитанников специальной коррекционной школы-интерната VIII вида «Тайны царства воды»
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
1. Формирование экологических знаний о значении воды.
2. Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.
3. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды.
МК ОУ «Краснинская школаинтернат»
для воспитанников 8 класса
«Тайны царства
воды»
Воспитатель: Фризен Ольга Ивановна
с. Красное, 2013
Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
1. Формирование экологических знаний о значении воды.
2. Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.3. Воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды.
Начать наш воспитательский час мне хотелось бы со стихотворения с такого
Ход классного часа:
стихотворения:
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…воды!
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Ребята, вы уже обратили внимание на оформление классной доски? И, наверное,
догадались, что говорить мы будем о воде. 22 апреля отмечается как
Международный день воды. Что же такое вода? Какая она бывает? Какое значение
она имеет в природе и жизни человека? Как изменяется вода? На эти вопросы мы и
постараемся сегодня ответить. Я надеюсь, вы мне в этом поможете.
22 марта – международный день воды. Почему же эта бесцветна жидкость
удостоена такого внимания? Наверное, она по праву заслужила этого. Вода на
планете есть повсюду. И даже там, где, казалось бы нет ничего живого. Вода
занимает большую часть площади Земли (демонстрация глобуса). Но разве вода –
это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Какая же бывает вода?
(ответы детей). В каком виде вода может содержаться на Земле? Вы ответите на
этот вопрос, если отгадаете загадки.
1.Кругом вода, а с питьем беда
(море, океан)
2. Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чутьчуть голубоват.
А порой – такой красивый
Кружевной и синийсиний!
(небо, облака)
3.Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет,
На всех садится,
Никого не боится (снег)
4.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша толстое стекло (лед)
5.С неба звезды падают,
Лягут на поля,
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Многомного звездочек
Тонких, как стекло:
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)
Смотритека, ребята! А водато, оказывается, путешественница! Она может быть и
на земле, и на небе, и под землей! А давайте посмотрим, как путешествует вода
(демонстрация схемы «Круговорот воды», опыта с испарением воды)
Что мороз рисует шустро
И на ветки валит густо? (узоры на стекле, иней) – слайд 8 Ребята! А водато еще и художница! Она делает нашу землю очень красивой и
радостной.
Мы знаем, что вода приносит много пользы людям, она помогает производить
электричество, растить плоды. Значит, вода – труженица. А еще, ребята, вода
может творить настоящие чудеса (демонстрация и обсуждение результатов
опыта с проращиванием луковицы). Значит, вода волшебница!
А что вы знаете, ребята о водах нашего края? (ответы детей о реках и озерах)
Но только ли пользу приносит вода? (ответы детей)
Вот какой разной может быть вода! Она и художница, и путешественница, и
строитель, и труженица! Она – волшебница! Она может быть и разрушительницей.
Что же произойдет, если вода на земле исчезнет вода? (демонстрация иллюстраций
«Пустыня» и «Цветущий луг»; обсуждение)
Физ.минутка. Игра на внимание: если слово содержит воду – хлопните в ладоши,
если предмет имеет косвенное отношение к воде – руки вверх, если предмет не
имеет никакой связи с водой – руки в стороны.
(Лужа, лодка, стул, книга, корабль, облако, плот, парусник, карандаш, река,
тетрадь, окно, яхта, болото, водопад, рыба, камень, озеро, акула, пруд, гора, пиявка,
окунь, соловей).
Куда же может исчезнуть вода?
А как мы с вами относимся к воде? Бережем ли мы воду в нашей школе?
ЭТО ИНТЕРЕСНО…
1. Во Флориде для выращивания апельсинов, необходимых для получения 1
стакана сока расходуется 50 стаканов воды.
2. Самые крупные капли с небес в d =6,5 мм, несутся вниз на землю со V= 7,5 м/с,
большинство капли – круглые.
3. Снежинки имеют ажурную кристаллическую структуру и фактически на 90 %
состоят из воздуха.
4. Мировые запасы воды огромны – 1,5 млрд. куб. м, но человек может
использовать только около 1 %
5. Каждый куб. км. морской воды содержит тонны золота и других ценных
металлов, минералов и соли.
6. Запас воды в кактусе может обеспечить его потребность в воде в течение двух и
более лет.
7. В мировой океан ежегодно сбрасывается водами рек более 320 млн.т Fe, 6,5
млн. т. фосфора; На его поверхность выпадает 200 тыс.т. свинца, 5 тыс. т ртути, 9
млн.т. нефти, 18 млрд.т углекислого газа.
8. Если бы растаяли льды в Арктике и Антарктиде, уровень Мирового океана
поднялся бы на 50 м.
9. Если выпарить всю воду в океане, то вещества покроют дно слоем 60 м.
10. На острове Мадагаскаре растет бутылочное дерево, которое накапливает воду
более 1 т., ее хватит на целый год.
11. На каждого жителя России приходится 2,5 кв. м. площади озер.12. Взрослый человек весом 70 кг в течение жизни(6070 лет) потребляет 64 т воды.
При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом,
современное человечество 6 млрд. людей нуждается ежегодно в 5, куб. км. только
для удовлетворения физиологических потребностей.
13. Для того, чтобы создать массу органического вещества, требуется ежегодно
около 1 тыс. куб.км.воды. Можно утверждать, что гидросфера – это продукт живых
организмов, среда, которую они создали сами для себя.Задание – нарисовать небольшие плакаты к Дню воды, оформить небольшую
выставку.
Вот мы и поговорили о Волшебнице воде. Какая она? (обобщение и выводы
детей). Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим
друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как
и все живое на земле! И пусть сегодняшний воспитательский час заронит в ваши
души капельку добра!
Литература
1. Большая энциклопедия Природы. Т 10 Вода и воздух. «Мир книги» Современная
педагогика М., 2002 г.2. А. Безруков, Г. Пивоварова « Занимательная география» М., АСТ Пресс., 2001 г.
3. Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко « Нравственно экологическое воспитание
школьников» М., 2005 г.
4. Т.С. Сухова, В.И. Строганов « Тайны природы» Центр ВентанаГрафф, 2001 г
5. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко « Школьный летний лагерь» М, ВАКО, 2004г.
6. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова « Мои первые уроки и учеба и игра»
природоведение.
7. В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова « География Новосибирской области»
Новосибирск, Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996 г.
Атлас Новосибирской области.
8.
9. Г.Н. Кучина, С.К. Швайковская « Чистая вода глазами детей» Новосибирск Изд
во СОРАН 2000г, 2002 г
10. Календарь перекидной «Государственная водная служба» 2003 г.
11. В.С. Пропалов «Все в какой то дороге» Новосибирск 2002 г. Стихи.