Театр как вид искусства
Занятие по «Истории театра»
в театральной студии
подготовила педагог детского театрального творчества:
Каширская Елена Александровна
Дом детского творчества
2023 год
Театр – это мысли свободной полёт,
Театр – здесь фантазия щедро цветёт,
В театре сердец расплавляется лёд,
Ведь чудо рождается здесь с третьим звонком!
Всякий раз попадая в зрительный зал театра, мы попадаем в его удивительную атмосферу, наши сердца замирают в ожидании чуда.
Любая встреча с ним – это праздник искусства и праздник души!
Сколько благодарных слов сказано в его адрес!
«Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины» Сервантес
«Волшебный край» А.С.Пушкин
«Театр располагает самой проторённой дорогой к уму и сердцу человека» Ф.Шиллер
«Театр – это кафедра, с которой можно много добра принести людям» Н.В.Гоголь
Театр!
Для большинства людей ТЕАТР – это
прежде всего развлечение.
НО! На протяжении всех веков своего существования театр был не только интересным зрелищем или развлечением,
Он всегда пробуждал размышления о жизни.
ТЕАТР – это прямой диалог сцены с современниками, обращение к их душам, сердцам, разуму.
Театр –это живое взаимодействие сцены и зрительного зала.
Сам принцип этого взаимодействия и определяет ОСОБЫЙ ЯЗЫК театра
как вида искусства.
Картина, статуя, литературное, музыкальное произведение могут существовать отдельно, «ожидая» до поры до времени своего читателя, слушателя, ценителя.
Спектакль, не может жить вне зрителя.
Он существует только в одном времени – настоящем и только для тех, кто его смотрит.
Только в театре глаза в глаза мы непосредственно
встречаемся с творцами.
Мы наблюдаем возникновение и движение мыслей, чувств, слышим биение их сердец, вместе ними живём всеми событиями, происходящими на сцене.
Мы не просто зрители, мы становимся соучастниками театрального действа.
Такое сопереживание и есть высокая радость, даруемая человеку театром.
Своё происхождение театр ведёт от древнейших
ритуальных и обрядовых действ.
Изначально театрализованные действа были адресованы божествам,
и люди, принимавшие в них участие, играли не для публики - вернее, для Высшей Публики, для самих богов.
От искренности и искусности игры зависело благоволение божественного покровителя, что сулило удачу и всевозможные радости в жизни смертных.
Во время обрядов в иносказательной, условной форме происходило игровое осмысление предстоящих событий (например – охоты) .
Поэтому театр – это
прежде всего ИГРА,
но игра не бессмысленная, а игра как условное создание какой-либо возможной ситуации, важной и значимой для человека.
В античном театре – сияет солнце, но вот актёр выносит фонарь, - значит, для героев наступила ночь. Выдвигается специальная платформа – место действия переносится в здание. Боги уносятся в воздух с помощью особых машин.
Театральное воображение легко переносит зрителя в самые невероятные места действия.
С того момента, как поднимается занавес, зритель начинает жить в непривычном для себя вымышленном мире.
Зрители одновременно верят и не верят тому, что происходит на сцене.
Верят – значит, эмоционально откликаются на происходящее, сочувствуют героям,
НО! при этом понимают, что театр – это не сама жизнь и от них не требуется, например, бежать на сцену и спасать добрых героев от злодеев.
Театр – это искусство ДЕЙСТВИЯ
Само слово «ДРАМА»,
которое является основой театрального представления означает в переводе с древнегреческого «ДЕЙСТВИЕ».
Это искусство динамичное. «зрелищное».
Именно своей действенной природой определяется специфика всех средств художественной выразительности театрального языка.
Художественное произведения театра - СПЕКТАКЛЬ
Содержание спектакля определяется ПЬЕСОЙ, написанной драматургом.
Следующий шаг – РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ – процесс сложный, глубоко индивидуальный.
Далее, режиссёр посвящает в свой замысел всех участников спектакля, старается увлечь им актёров, художника, композитора, разъясняет суть, «зерно» художественного образа.
Творческий процесс создания спектакля – репетиции (от лат. «повторение») – создание образов героев, мизансцен (от фр. «постановка на сцене»).
Театральный художник (сценограф) должен настроить зрителя на определённую «волну» спектакля, ввести его в мир пьесы, в мир героев ещё до того, как начнётся действие.
Искусство художника дополняют костюмеры, реквизиторы, гримёры.
Эмоциональная душа спектакля – его музыкальное оформление.
Высказывание В.И.Немировича-Данченко, развитое К.С.Станиславским
«Режиссёр – существо трёхликое:
Режиссёр- толкователь, он же – показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссёром-педагогом;
Режиссёр – зеркало, отражающее индивидуальные качества актёра;
Режиссёр – организатор всего спектакля.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.