Театр арқылы мектепке дейінгі балалардың сөйлеу қабілеттерін дамыту

  • Карточки-задания
  • docx
  • 25.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театрализованные игры являются играми-представлениями, где с помощью атрибутов (картинок, кукол, костюма) и разнообразных выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) разыгрывается определенное литературное произведение, воссоздаются конкретные образы, взятые из литературных, сказочных произведений. Герои произведений становятся действующими лицами игры, а их приключения, иногда изменяемые детской фантазией – сюжетом. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания, а иногда и наличие зрителей.
Иконка файла материала Маржан Ерлановна.docx
Театр арқылы мектепке дейінгі балалардың сөйлеу қабілеттерін дамыту Театрализованная  игра как средство развития связной речи дошкольников   Театрально­игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,  знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,  связную речь, мышление, способствует нравственно­эстетическому  воспитанию  каждого ребенка.  Театрализованные игры являются играми­представлениями, где с помощью  атрибутов (картинок, кукол, костюма) и разнообразных выразительных  средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) разыгрывается  определенное литературное произведение, воссоздаются конкретные образы,  взятые из литературных, сказочных произведений. Герои произведений  становятся действующими лицами игры, а их приключения, иногда  изменяемые детской фантазией – сюжетом. Характерными особенностями  театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа   содержания, а иногда и наличие зрителей. Задачи и содержание работы:   Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм,  складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей,  которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых  ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его  желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах  героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей  фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить  их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы  используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый  благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ходе занятий, вечеров  развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в  специальный костюм, меняя голос и интонацию.   Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное  расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры­ драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным  усложнением игровых заданий и игр­драматизаций, в которые включается  ребенок. Ступени работы следующие. • Игра­имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети  проснулись­потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основныхэмоций человека (выглянуло солнышко ­ дети обрадовались: улыбнулись,  захлопали в ладоши, запрыгали на месте). • Игра­имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя . • Игра­имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей . • Игра­импровизация под музыку . • Однотомная бессловесная игра­импровизация с одним персонажем по  текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель . • Игра­импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов,  которые рассказывает воспитатель . • Ролевой диалог героев сказок . • Инсценирование  фрагментов сказок о животных . • Однотомная игра­драматизация с несколькими персонажами по народным  сказкам   и авторским текстам .    В   создании   игрового   образа   особенно   велика   роль   слова.   Оно   помогает ребенку   выявить   свои   мысли   и   чувства,   понять   переживания   партнеров, эмоциональной выразительности сюжета.     С театрализованной игрой тесно связано  совершенствование речи, так как в процессе   работы   над   выразительностью   реплик   персонажей,   собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая строй.   Новая   роль,   особенно   диалог   персонажей,   ставит   ребенка   перед   необходимостью   ясно,   четко,   понятно   изъясняться.   У   него   улучшается диалогическая   речь,   ее   грамматический   строй,   он   начинает   активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.      Участвуя в  театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во   всем   его   многообразии   через   образы,   краски,   звуки,   а   правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.    Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей.   Этот   вид   деятельности   требует   от   детей:   внимания, сообразительности,   умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В театрализованной игре и игре­драматизации ребенок стремится познать   собственные   возможности   в   перевоплощении,   в   поиске   нового   и комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность театрализованных игр как творческой деятельности.   Маханева М.Д. подчеркивает действие театрализованной игры: В сфере познавательного развития: ­ развитие разносторонних представлений о действительности, ­ развитие памяти, воображения, умения планировать действия.   быстроты   реакции,   организованности, интонационный   культура   его   речи,ееВ сфере социального развития: ­ формирование положительных взаимоотношений между детьми в      процессе совместной деятельности, ­ воспитание культуры общения, ­ развитие эмоций. В сфере речевого развития: ­ содействие развитию диалогической и монологической речи, ­ обогащение словаря, ­ овладение выразительными средствами общения. В сфере эстетического развития: ­ приобщение к высокохудожественной литературе, ­ создание выразительного художественного образа, ­ обучение самостоятельному нахождению приемов изображения. В сфере развития движений: ­ согласование действий и речи, ­ развитие умения воплощать настроение, характер образа, ­ выразительность исполнения основных видов движений.     Таким   образом,   театрализованные   игры   способствуют   художественному воспитанию,   эстетическому   развитию   ребенка,   обогащает   детей   новыми впечатлениями,   закрепляет   их   знания,   полученные   ранее,   активизируют, развивают   инициативу,   речь,   художественный   вкус,   в   общем,   оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка­дошкольника.    Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир сказки и  превратиться в одного из его героев?     Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я  использую в образовательной деятельности, на занятиях, в различных  режимных моментах начиная с младшей группы. Малыши с радостью  изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения,  голоса.        Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление,  воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом,  проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной,  музыкальной, изобразительной и др.). Создается творческая атмосфера,  которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять  собственные возможности и способности.     В планирование занятий для детей разного возраста  постоянно  включаю  театрализованные игры. Разучивая с детьми пальчиковые игры  и  логоритмические упражнения, начиная со среднего возраста, использую  моделирование текста, т.е. выбираю ключевые слова для запоминания,подбираю соответствующие иллюстрации, а затем разучиваю вместе с детьми  упражнение.  Дети повторяют за мной слова и выкладывают модель   (последовательная цепочка запоминающихся слов). Такой приём хорошо  развивает память, эмоции, вызывает огромный интерес у детей.   Дети  старшего возраста с удовольствием разучивают  пальчиково­речевые игры,  которые направлены на развитие памяти, соответствия текста и движений  пальцев и кистей рук.      Тематика театрализованной деятельности не ограничена и может  удовлетворить любые интересы и желания ребенка.    При обучении детей средствам речевой выразительности, я  использую  знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств   языка и предоставляют ребенку возможность  естественного ознакомления с богатой языковой культурой.   Именно  разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными  выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика,  пантомимика, движения. На каждом занятие использую   дидактическую игру  «Феечки». Мы с ребятами придумали для них имена, так в гости к сказке нас  приглашают : феечка «Говорушка» , феечка « Здравушка» и феечка  «Загадушка» , а также бабушка –Рассказушка . Ребята сами выбирают с какой  феечкой они хотят поиграть