Технические и аудиовизуальные средства обучения и их классификация.

  • Лекции
  • docx
  • 29.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция 2.docx

Лекция №2.

Технические и аудиовизуальные средства обучения и их классификация.

 

ПЛАН.

1.Понятие о ТАСО.

2.Основная классификация ТАСО.

3.Требования к ТАСО.

4. Функции ТАСО.

 

1.ТАСО – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в УВП для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

ТСО объединяют два понятия:

-  технические устройства (аппаратура);

-  дидактические средства обучения (носители информации, которые с помощью этих устройств воспринимаются)

В некоторых источниках ТСО называют ТАСО, которые делятся на жёсткие  (магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры) и мягкие (грамзаписи, слайды, диски, кинофильмы).

 

2.Классификации ТАСО разнообразны в силу ряда причин:

- в зависимости от их устройства;

-  от их функциональных возможностей;

-  от способа предъявления информации.

К основным классификациям можно отнести  следующие:

а) ТСО по функциональному назначению (по характеру решаемых учебно-воспитательных задач);

б) ТСО по принципу устройства и работы;

в) ТСО, распределяемые по роду обучения;

г)  ТСО по логике работы;

д) ТСО по характеру воздействия на органы чувств;

е) ТСО по характеру предъявления информации.

 

а). Учебно-воспитательные задачи и с помощью  каких ТС они решаются:

Передача учебной информации. Диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы, киноустановки, видеомагнитофоны, компьютеры.

-  Контроль знаний. Всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определённой программе оценивать знания, усвоение изучаемого материала. ТС контроля могут быть индивидуальными или групповыми: автоматизированные тесты, перфокарты, кассеты.

-  Обучение и самообучение. Обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определённым программам, заложенным в технические  устройства. Технические средства (ТС) делят на три группы:

1.                     ТС, имеющие обучающие линейные программы (не зависят от правильного ответа по каждой порции материала).

2.                     ТС, имеющие разветвлённые программы, которые дают возможность продвигаться по ним при наличии правильного ответа.

3.   ТС, имеющие комбинированные обучающие программы (включают оба ответа).

-  Вспомогательные. ТСО объединяют в средства малой автоматизации и аппараты, используемые для вспомогательных целей (движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов, устройства дистанционного управления,   радиомикрофоны,   полиэкран).

-  Тренажёрные. Специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

-  Комбинированные. Являются универсальными средствами обучения, т.е. средствами, которые выполняют несколько функций сразу (лингафонные кабинеты, компьютерные классы и различные учебные телевизионные системы).

-  Воспитание и самовоспитание (в перспективе).

б). Эти ТСО бывают:

-  электромеханические;

-  механические;

-  оптические;

-  звукотехнические;

-  электронные;

-  комбинированные.

в). Здесь выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного использования.

 

г). Эти ТСО могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть от обратной связи, и с разветвлённой программой работы, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от объёма и качества обратной связи.

д). Здесь ТСО делятся на визуальные, аудио и аудиовизуальные средства обучения.

е).  Здесь ТСО делятся на звуковые, экранные и экранно-звуковые средства обучения.

 Основные требования можно разделить на пять групп:

I Функциональные. Способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.

II. Педагогические. Соответствие возможностей технических средств тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями к обучению и воспитанию учащихся. 

III. Эргономические. Удобства и безопасность эксплуатации ТСО, уровень шума, удобства транспортировки, ремонта, минимальное количество операций при подготовке их к работе.

IV. Эстетические. Товарный вид, гармония формы, масштаб, соразмерность, целостность композиции. 

V.                   Экономические. Относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.

3.                     Функции ТАСО очень разнообразны и их большое количество. Выделим основные четыре:

а). Коммуникативная – функция передачи информации. Она даёт возможность воспринимать анализаторами учебный материал.

б). Научно-исследовательская – функция, которая даёт возможность получаемую информацию использовать с исследовательской целью, а также с целью поиска вариантов использования учебного материала для различных форм познавательной деятельности, а также моделирование содержания и форм подачи информации.

в). Управленческая – функция, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и саму  организацию их выполнения, а также получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

г).Коммуникативная - функция объединения, систематизации, хранения документализированной учебной и учебно-методической информации в технических комплексах и устройствах. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, через накопление, сохранение им передачу информации с помощью современных информационных технологий.