технологическая карта к уроку цифра и число 0

  • docx
  • 10.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологич карта.docx

Технологическая карта урока

 

Учитель Степанова Елена Станиславовна

1. Класс: 1  

2. Предмет: математика

3. Тема урока: Число и цифра 0. Свойства 0

4. Цели урока:

  Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать и писать цифру 0.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры  в знаковой среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой. 

Развивающие (метапредметные):

Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

5. Дидактические средства

для учителя: интерактивная презентация, модель числового луча; карточки.

для обучающегося: тетрадь, учебник.

 

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

 Форрмирование УУД. Результат

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:

осознанное

вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

 

Зачитывание стихотворения.

Приветствие.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна

Математика – страна.

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

 

-Чем мы занимаемся на уроках математики?

-Чему вы уже научились?

-Кто готов показать свои знания?

Девиз нашего урока: «Ум хорошо, а два лучше»

-Как понимаете это высказывание?

 

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

Ответы детей

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция

Актуализация опорных знаний

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

обобщение ЗУН;

организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании

Математическая разминка.

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А начнем мы наш урок с математической разминки.

·         счет от 2 до 9,    от 8 до 4

·         назовите число, которое следует за числом 7, 4.

·         как получить последующее число?

·         на сколько каждое последующее число больше предыдущего?

·         назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?

·         как получить предыдущее число?

·         на сколько каждое предыдущее число меньше последующего?

·         назовите соседей числа 5, 9.

·         прочитайте по-разному: 7 + 3 = 10    9 – 4=5

 

·         5 яблок в корзине,

В вазе – 4.

У Саши одно.

Сколько всего?   

 

·         Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?     

 

·         Трое ребят каталось с горки.

Убежал домой Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей!    

 

- Ноль – это сколько предметов?

- Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (5+4+1=10)

 

 

 

(6-3=3)

 

 

 

(3-3=0)

 

 

 

 

Ответы детей.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

 

Объявление темы, постановка цели урока.

- Назовите тему  урока.

-Чему будем учиться на уроке?

 

 

 

 

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

 

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Сведения о нуле.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(рисунок)

 

 

 

(Число ноль)

(познакомимся с числом и цифрой  0, научимся писать цифру 0)

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

 

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель этапа: Смена вида деятельности

 

 

 

5.Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником. Стр.70

 

- Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль.

- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз.   (показать рисунок)

-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль?

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01-     пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Что можете сказать  про 0, если сравнивать с другими числами?

- Как вы думаете, если числа меньше 0?

Физкультминутка.

 

 

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

- А для чего нам нужно уметь её писать?

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

Показ написания.

- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

-Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

- Ответили?

-Рассмотрите картинки ниже.

- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство? Какое равенство подходит к картинке?

-Составьте рассказы по двум другим равенствам.

3-3=0      8-8=0

-Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? Сколько  осталось?

-Как записать? Стало листочков больше или меньше?

-Сравните 2 и 3.                   и т.д.

 

 

 

-Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете показывать на пальчиках.

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько окон в классе?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Сколько  гостей к нам пришло на урок?

-Сколько коробьёв населяют нашу планету?

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10,100,500,2000)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

 

 

(Было 3 листочка, 1 улетел)

В ТЕТРАДИ:

3-1=2          2-1=1          1-1=0

2< 3            1 <  2          0 <1

 

Показ пальчиков.

 

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение места 0 на числовом луче.

Мы с вами открыли ещё не все секреты .

Давайте определим место 0 на числовом луче. Для этого выполним ряд заданий на карточка.

Приложение 1.

Кто сделал, построили мостик дружбы.

К доске вызывается 1пара  (контролёры), которые  комментируют ответы ребят у доски.

Поставьте + или - своей паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Самооценка своей работы.

 

 

Регулятивные: оценка, контроль, коррекция

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

7.Самостоятельная работа.

 

-Вас ждет ещё одно задание.

НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:

4 2 5 0 3 6 9 8 1 7

-Давайте, проверим правильно ли  он сделал. А проверять будете в парах.

-Разложите карточки с цифрами в порядке увеличения. Что это значит?

 Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.

Исправьте ошибки Незнайки.

Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого не было?

А теперь прочитайте эти числа в порядке уменьшения.   Что это значит?

 

 

 

 

 

фронтальная, индивидуальная

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подведение итогов, проведение самооценки

-Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Какое задание вам понравилось выполнять?

Шкала успеха.

- Я раздам вам карточки, которые помогут запомнить написание "нуля", а вы "оживите" его, придав настроение.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\Приложение к уроку 1.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто». 
Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(рисунок)

 

Приложение к уроку 2

 

1.      Сравни сказочные числа, используя числовой луч.

 

 


…                                    …                                       …                  

2.      Сравни:

0 … 1                    6 … 0                 0 … 4

0 … 5                    2 … 0                 3 … 0

Сделай вывод:

0 (больше, меньше, равен) любого натурального числа.

3.      Обозначь место 0 на числовом луче.

 

1           2            3            4            5           6            7             8              9