технологическая карта классного часа " Одноклассники, сверстники, друзья"

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классный час.docx

Технологическая карта классного часа

Тема урока

ОДНОКЛАССНИКИ, СВЕРСТНИКИ, ДРУЗЬЯ

Дата урока

 

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности,
без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения

Задачи урока:1.работа над понятиями и терминами

                        2.провести тестирование по итогу урока

Образовательные
ресурсы

· Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-21913

План урока

1. Ты и другие ребята.

2. Слово не воробей.

3. Какой ты, друг?

Личностно значимая проблема

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного
света» (Цицерон)

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Друг, дружба, товарищ

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели
и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане

Проявляют симпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия


Продолжение табл.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация

к учеб-ной деятельностидеятельности

Цель: организует  уч-ся к деятельности на уроке

1

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную

деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

-Здравствуйте, дети!

С чего начинается дружба? ( с улыбки)

Я хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло, открыто. дружелюбно.

-А теперь подарите свои улыбки дуг другу. Садитесь.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость

учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

 

II. Акту-ализация знаний

 

 

 

2Мотивационный этап.

Цель:  что должен узнать и чему должен научиться

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1.Игра «Чистая Доска»

 

 

 

 

 

 

2. Беседа

 

3. Презентация «Одноклассники, сверстники, друзья».

 

1. Организует проверку домашнего задания.

Игра  « Чистая доска». ( Работа с понятиями и терминами). Задание: даны слова нужно дать определения .Образование, ступени образования ,высшие учебные заведения, самообразование, сомоорганизация.

 

 

2. Организует беседу по вопросам:

 

Друзья. Давайте обратимся к видео ряду.

1 слайд: наша школа

2слайд : наш 5 класс

В нашем классе есть и девочки и мальчики.

Как можно назвать вас?( Одноклассники)

3 слайд: друзья- одноклассники

4 слайд: сверстники.

Есть девочки и мальчики, которые тоже учатся в 5 классе им тоже столько же лет как и вам, живут в разных странах, городах , поселках. Как их можно назвать? ( сверстники) Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить

Какова цель нашего урока?

4-5 слайд тема урока и цель

1. Читают и обсуждают рас-сказы.

 

 

 

 

 

2. Аргументировано отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

О школе, об одноклассниках, друзьях, сверстниках. 

Цель: изучить новую тему,

 

1. Индивидуальная и фронтальная работа.

 

 

 

2. Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

 

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Уст-
ные ответы.

 

 

 

 

 

 

2. Уст-
ные ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового матери-ала

 

Цель: изучить данный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

Динамическая пауза

Цель: смена деятельности уч-ся, релаксация

 

 

 

 

V. Первичное  осмысление и закрепление изученного Цель: Закрепить материал

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

.1 Постановка проблемной задачи:

(Приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Тема урока.

План урока

 

 

 

 

 

2.Работа по учебнику стр.65.

 Работа с рубрикой «Жил
на свете человек
» (Приложение 2).

 

 

Работа в парах

 

 

 

  

 

 

 

 

 

3Слово не воробей.

Беседа Приложение3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Самостоятельное прочтение и обсуждение рубрики и картины А. С. Епишина «Спорщики».

Работа по учебнику стр.67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Работа с ситуациями

Приложение№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

 

 1                                                                                                                                                                                                                                                     Работа в рабочей тетради №

2стр. 36

 

 

 

 

 

 

2Тестирование «Дружба
или плен?»

(Приложение№5

 

 

 

 

 

 

3Игра  «Кто с кем дружит»

Приложение №6

3.       Чтение притчи « дружба»

-Почему только дружбу пригласил к себе в дом?

-Почему вместе дружбой к нему вошли и любовь, и  богатство?

-Человек может прожить без дружбы? Как вы думаете

6 слайд:   Проблема урока.

Вот и предстоит нам решить проблему почему же нельзя прожить без дружбы

 

 

 

 

 

1Запись в тетради темы урока и плана урока

. слайд 7-8

    План.

1.Ты и другие ребята

2.Слово не воробей.

3.Какой ты друг.

 

2.Чтение рассказа « Жил на свете Человек»

 

 

 

Первая пара: Задание  Что случилось с Львом Семёновичем Понтрягином? Во сколько лет ему сделали операцию

Вторая пара: Задание    Кто пришел на помощь мальчику? Почему у родителей появилась надежда? Как помогали одноклассники?

Третья пара: Задание  Какое мужество проявил мальчик7Как друзья проводили свободное время? Как удалось слепому мальчику поступить в институт? Кем он стал?

Проверка:  -  Кто будет выступать от пары? Оцени свою работу? За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

 

 

 

 

 

1 . Чтение притчи о вредном мальчике

2.Фронтальная беседа

 

-Почему у мальчика был ужасный характер?

-Что посоветовал ему отец?

Как мальчик сдерживал терпение, чтобы не сорится с друзьями?

Почему забор испортился?

Как вы понимаете выражение душевная боль?

Почему душевная боль приносит столько же боли как и телесная?

-Как вы понимаете пословицу « слово не воробей, вылетит , не поймаешь»?

-Нужно ли обижать своих товарищей, дразнить, обзывать? Даёте обидные прозвища?

-У вас возникают ссоры?

 Вывод: Помните. Что от доброго слова людям тепло на сердце и от злого дружба может, разрушится.

 

Беседа:1

-Как называется картина?

-Назовите автора картины?

-Что можно сказать об атмосфере, в которой происходит спор?

-Каково поведение его участников?

- Как вы думаете они дружные ребята?

 

 2. Организует работу по самостоятельному выполнению задания:

– Нарисуйте в тетради ромашку, в центре изобразите себя, а на лепестках запишите дела, которыми вы любите заниматься с друзьями.

 

Проверка:  Оцени свою работу? За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

 

 

 

               3.Какой ты друг.

 

У вас на столах лежат листочки, где описаны три ситуации, с которыми вы наверняка встречались в жизни. Давайте попробуем проанализиро­вать и благополучно разрешить их. (Ученики работают в группах, звучит музыка.)

 

1-я ситуация: «Мой друг выдал тайну»

У вас была тайна, о которой никто не знал. Вы доверили ее самому близ­кому другу. А он взял и поделился с одноклассником.

Что это: предательство, желание утвердиться за чужой счет или простительные болтливость и безот­ветственность, к которым надо от­нестись снисходительно? Вы сурово осуждаете друга за это? Или готовы простить ему оплошность? Вы сами никогда бы так не поступили (не по­ступали)?

.2-я ситуация: «Друг просит помощи»

Вечером, во время интересной пе­редачи по телевизору, мне позвонил Олег и попросил срочно помочь ему разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть, а тут Олег со своей математикой! И вот я весь вечер просидел за книгой. Но за­то как же Олег был мне признателен за это. Теперь я уверен, что если бы мы поменялись местами, т. е. не ему, а мне нужна была помощь, то он не за­думываясь поможет мне. А как бы вы поступили на моем месте?

3-я ситуация: «Друг говорит плохие слова»

Твой друг употребляет плохие слова и выражения. “Как бы вы поступили?”.

       Проверка

Вывод Разные ситуации, разные мнения, но всегда остается важным то, какое решение вы приняли в том или ином случае. Теперь мы, кажет­ся, подошли к такому моменту, когда вам можно задать самые важные во­просы:

   Как научиться дружить?

   Какими качествами должен об­ладать друг и от каких качеств ему хорошо было бы освободиться?

   Проверка

-Кто будет выступать от пары? Оцени свою работу? За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

             

                     

 

 

Водооролик

 

 

 

 

 

 

 

Заполни схему

                      Я и мой класс

Что я могу дать классу?    Что класс дает мне  Определяет задания, нацеливает учащихся на самостоятельную работу,  организует контроль ?

Проверка

За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

 

 

 

 

 

 

Проводит тестирование, обобщает результаты

Проверка

За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

 

 

А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов)

.Вывод

– А с кем вы дружите?                                                                             

– Дружите ли вы со своими родителями?

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми

 - Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Проверка

За правильно выполненную работу  пара получает жетон в виде бабочки

 

 

Знакомятся
с новой информацией, обсуждают новую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока и план

 

 

 

 

 

 

 

Образуют 3 пары с учетом индивидуальных особенностей

 

Карина и Алена

 

 

Ильнур и Марсель

 

Зульфия и Резеда

 

 

5. Отвечают
на вопросы теста, подводят
итоги

 

 

 

 

Аргументировано отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Читают текст, обсуждают его по вопросам учебника, рассматривают картину, обсуждают поведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают в группах, звучит музыка.

 

Образуют 3 пары. Звучит музыка

 

Карина и Резеда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ильнур и Алена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зульфия и марсель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют танцевальные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

Определяет задания, нацеливает учащихся на самостоятельную работу,  организует контроль.

 

 

 

 

5. Отвечают
на вопросы теста, подводят
итоги

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Ученики работают в группах, звучит музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

1. Фронтальная работа.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная, фронтальная

 

 

 

Самостоятельная работа.

.Индивидуальная работа. Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа бота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

 

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения
и обобщают полученную информацию.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: оценивают жизненные ситуа-

ции; понимают смысл ответственности за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

 

 

 

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом
конечного результата; составляют план  и последовательность действий.

 

 

 

 

Познавательные:

распознают объекты
и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

ставят вопросы, обращаются
за помощью к учителю и одноклассникам; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничествовий
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Работать по плану,  самостоятельно контролировать свое время и распоряжаться им

Познавательные:

Сопоставлять, отбирать и преобразовывать информацию

 

 

Личностные: учатся принимать и проявлять заботу

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Понимать позицию другого, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнеров и  уметь убеждать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Работать по плану,  самостоятельно контролировать свое время и распоряжаться им

Познавательные:

Сопоставлять, отбирать и преобразовывать информацию

Коммуникативные:

Понимать позицию другого, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнеров и  уметь убеждать

Коммуникативные: умение передать эмоциональный настрой друг другу

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Уст-
ные ответы.

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

 

 

 

 

. Уст-
ные ответы

 

 

 


V1. Итоги урока. Рефлексия Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на

уроке и путей их решения

 

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение

творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, метод «Незаконченное предложение».........


V. Итоги урока. РефлексияЦель: Осмысление полученных знаний,

ание трудностей, возникших на

уроке и путей их решения

11

Ожидаемый результат: Умение делать само

творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форм

4

 

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое, то свои  бабочки  солнышку, Если было грустно, скучно,

неинтересно, то отправьте на тучку.

Итог: на уроке всем было интересно, уютно, все бабочки отданы солнышку.

 

  Подсчет бабочек и оценки за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И в заключении дети, давайте выполним задание « Незаконченное предложение»

(учащиеся встают и по очереди продолжают предложенные предложения)

 

Мне на уроке понравилось ........

Мне показалось трудным...........

Я бы хотел ещё..................

Главным своим результатом я считаю.........

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке 

 

 

 

Подчитывают результаты, оценивают себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

 

V11Домашнее задание

2

§ 8. Задания
в рабочей тетради, № 6, 7, 8,
с. 43–45

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

 

 

 


Приложение 1

 

 

 

 

Тест для подростков «Дружба или плен?»

1. Большую часть времени ты проводишь в своей компании. (да – 1, нет – 0.)

2. Ты носишь ту одежду, которая принята в вашей компании, как бы нелепо она ни выглядела. (да – 1, нет – 0.)

3. Когда  твоих  друзей нет рядом, ты продолжаешь заниматься тем, чем занимаешься вместе с ними. (да – 1, нет – 0.)

4. Находясь вдали от друзей, ты предпочитаешь говорить и действовать так, как действуют и говорят они. (да – 1, нет – 0.)

5. Есть ли у тебя увлечение, не относящееся к общению с друзьями? (да – 0, нет – 1.)

6. Ты с негодованием и агрессивностью относишься к тем, кто позволил выразить иную точку зрения, чем та, которая принята в твоей компании. (да – 1, нет – 0.)

7. Можешь ли ты самостоятельно, без участия друзей принимать какие-либо решения? (да – 0, нет – 1.)

8. Можешь ли ты отказаться от встречи с компанией, если на то есть причина? (да – 0, нет – 1.)

9. Ты можешь настоять на своей точке зрения, находясь в компании? (да – 0, нет – 1.)

считаем баллы:

•  от 9 до 6 баллов – ты крайне зависим от своей компании. Может быть, стоит проявлять побольше индивидуальности и чаще высказывать свое мнение, а то так и себя потерять недолго;

•  от 5 до 3 баллов – ты проводишь время в компании, но мнение твоих друзей не играет решающей роли для принятия решений. Поздравляем,  самостоятельность – первый шаг к взрослой жизни;

•  менее 3 баллов – мнение компании для тебя не главное. Ты встречаешься с друзьями, поддерживаешь с ними отношения, но независим от их решений и не идешь на поводу у компании. Ты остаешься личностью в любых обстоятельствах.