Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности с элементами ТРИЗ – технологий
для детей подготовительной к школе группы по теме «Зоопарк для нашего города»
Направление – «Познавательное развитие»
Целевая аудитория – дети 6-7 лет
Тип занятия – комбинированное занятие
Форма проведения - практическое занятие
Время реализации занятия – до 30 минут
Цель: Расширить представление детей о зоопарке
Задачи:
1. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать строить предположения и предлагать способы их проверки.
3. Развивать у детей связную речь, творческое воображение, память.
4. Активизировать и расширить словарный запас детей.
5. Формировать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения, по собственной инициативе использовать музыкальные инструменты.
6. Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласованно.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между участниками в ходе игровой деятельности.
Материалы и оборудование: глобус, картинки животных жарких стран и северного полюса, морфологическая таблица, системный оператор, картинки частей зоопарка; материал для опытов: опыт № 1 (лед, емкость с водой, масло), опыт № 2 (уши слона из картона на каждого ребенка по 2 шт.).
Предварительная работа: знакомство с моделями «Системный оператор», «Морфологическая таблица», беседа с детьми о животных разных стран, знакомство и работа с алгоритмом проведения опытов.
Авторский медиапродукт:
1. Среда – Microsoft Office PowerPoint 2007
2. Вид медиапродукта – Презентация – 4 слайда.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. Повышение познавательного интереса детей.
2. Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс.
3. Формирование информационной культуры и компетентности дошкольников.
№ этапа |
Структурный элемент занятия |
Описание задания |
||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент игра «Лифт» Целевая установка в виде игры |
Ребята, вы любите играть? А знаете умные игры? Предлагаю вам сегодня поиграть только в умные игры, чтобы узнать много полезной информации, согласны? Первая умная игра называется «Лифт» -Где мы находимся? -А музыкальный зал, где находится? -А детский сад, где находится? -3 микрорайон, где находится? -Город Белоярский, где находится? -ХМАО где находится? -Россия, где находится? -Планета Земля, где находится? (космос) Ребята вы видели когда-нибудь, как выглядит планета Земля? Правильно, модель планеты Земля это глобус. Педагог обращает внимание детей на глобус |
||||||||||||||||||
2.
|
Проблемный этап
Получение новой информации |
Ребята кто сможет найти на глобусе нашу страну? А наш город? Если дети не могут показать, педагог сам показывает. А вот здесь на глобусе изображена наша страна - Россия. Посмотрите, она самая большая страна по площади на земном шаре. На территории России располагается ХМАО, а на территории ХМАО располагается наш любимый город Белоярский. Ребята, а у вас есть любимые места, где вы любите гулять и проводить с родителями свободное время? (после ответа детей на слайде появляются достопримечательности города). А какие места в городе Белоярский вам нравится больше всего посещать с родителями? Что бы вы хотели, чтобы обязательно появилось в городе Белоярский? (Дети предлагают свои варианты) Вот действительно было бы здорово, если все что вы назвали, появилось у нас в городе. А я бы тоже очень хотела, что бы в нашем городе появился зоопарк. Вы были в зоопарке? Вам понравилось? А что нужно сделать, чтобы в нашем городе появился зоопарк? А вы знаете, как устроен зоопарк? |
||||||||||||||||||
3. |
Создание модели
Игра на классификацию животных (смена деятельности)
Работа с морфологической таблицей
Проведение опытов
|
Давайте поподробнее рассмотрим зоопарк, узнаем что нужно, чтобы создать зоопарк в нашем городе? (Дети перечисляют части зоопарка, а педагог задает наводящие вопросы) Правильно, ребята, теперь мы знаем, из каких частей состоит зоопарк. Ребята у нас получилась модель зоопарка!!!! Какие условия нужны для разных животных? А как вы думаете можно ли содержать этих животных в одинаковых условиях? Почему?
Предлагаю вам разделить животных на две группы, а по какому признаку, вы мне скажете сами.
(Дети делят карточки с животными на две группы и называют, по какому признаку они поделили этих животных (по среде обитания)). Предлагаю вам рассмотреть условия для жизни самых крупных животных, которые живут в разных климатических условиях (дети предлагают: слон и белый медведь) А что бы нам в этом подробней разобраться нам поможет умная таблица Рассмотрим среду обитания самых крупных животных севера и жарких стран
Опыт № 1. Предлагаю вам провести опыт по схеме (схема располагается на мольберте рис.1) Рис. 1. Схема проведения опыта Что мы хотим узнать? (Почему белый медведь не мерзнет в ледяной воде?) Возьмите все, что нужно вам для опыта (схема проведения опыта рис.2). Рис. 2. Схема проведения опыта № 1 Вода, какая по температуре, что сделать, что бы она стала ледяной? Правильно добавить лед, добавляйте. Что делаем дальше. Опускаем руку без защиты и с защитой, чем у нас защищена рука? Да это слой жира. Какой вывод делаем? Молодцы!!! Пойдемте, сделаем отметку в таблице. Итак, как приспособился в жизни в ледяной воде белый медведь? Отлично.
Опыт № 2. А как слон приспособился к жизни в жарком климате? (слушает ответы детей) Какая часть слона помогает ему справится с жарой? За счёт большой площади ушей, они помогают слону избавляться от избытка тепла. Двигая ушами, слоны обмахиваются ими, как веером. Предлагаю вам провести опыт (рис.3) Рис. 3. Схема проведения опыта № 2 Что мы хотим узнать? Что нам нужно для опыта? Пробуем, делаем вывод. Отмечаем в таблице. Дети и педагог делают общий вывод по таблице |
||||||||||||||||||
4. |
Контрольный этап |
Чем отличается слон и белый медведь? Дети делают вывод по морфологической таблице |
||||||||||||||||||
5. |
Рефлексивный этап |
Ребята чем мы сегодня с вами занимались? Что узнали нового? Что мы создали? Что мы с вами узнали про организацию зоопарка в городе Белоярский?: 1. Для животных надо разные условия содержания. 2. Выбрать место для зоопарка. 3. Узнали, какие части должны быть в зоопарке. 4. Кто там должен работать? 5. Что нам помогало создать зоопарк? (умная таблица, опыты). Как вы думаете, кому можно отправить наше предложение по созданию зоопарка? Модели для создания зоопарка мы отправим в администрацию нашего города по электронной почте, и будем ждать решение Главы нашего города.
Спасибо вам за работу, ребята, мне было с вами очень интересно, расскажите о своей работе вашим друзьям. |
Список используемой литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. – СПб.: ООО «Издательство «детство-Пресс», 2016. – 176 с.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуру у детей дошкольного возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2018. – 512 с.
3. Петерсон Л.Г., Лыкова И.А. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 352 с.
4. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Программа по экологическому образованию дошкольников.- М.: Минприроды, 2016.
5. Сидорчук Т.А. Методический комплекс по освоению детьми способов познания «Я познаю мир».-Ульяновск, ООО «Мастер студия», 2014, стр. 120, Приложения.
6. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыком мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений, -АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский ДОМ ПЕЧАТИ», 2015,-248с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.