Технологическая карта НОД
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: общение воспитанников по теме занятия, совместные действия, игры, вопросы, беседа, решение проблемной ситуации;
Лексическая тема: «Природа и люди»
Вид занятия: Интегрированное занятие
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность.
Цель: расширять знания детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Задачи:
Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Развивающие: Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Планируемый результат: дети расширили свои знания о деревьях, расширили свои знания о названиях деревьев, их строении и т.д.
Подготовительная работа: наблюдения на прогулке за деревьями, беседа о деревьях: их строении и пользе для людей; просмотр видео и фотоматериалов про деревья. Беседы о правильном поведении в лесу; чтение стихотворений и рассказов о деревьях; разучивание упражнения «Осенние листочки».
Оборудование к занятию: картина И.И. Шишкина «Дубовая роща», иллюстрации с деревьями, листы для рисования, краски, кисточки, стаканчики с водой.
Характеристика этапов НОД:
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
Время |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|||
1. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент
|
Звучит музыка: шум леса. На доске картины леса. Воспитатель. Представим, что мы в лесу. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь — мы свои! Автор: С. Погорельский Воспитатель. Оглядитесь, что можно увидеть в лесу? Что в лесу нас окружает?
|
Слушают музыку
Представляют, что они в лесу
Слушают стихотворение
- Деревья, кусты, зверей, птиц, … |
1,5 мин. |
2. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
|
Рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением. Пусть этот день принесет вам радость и много новых интересных впечатлений. А где и как мы проведем это день - узнаете, если отгадаете загадку: В зиму
раздевается, Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку): Нам в дождь и в зной поможет друг, Зелёный и хороший - Протянет нам десятки рук. И тысячи ладошек. Его весной и летом Мы видели одетым, А осень наступает – И листья облетают. |
Внимательно слушают
Разгадывают загадки |
1,5 мин. |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД
|
Знаете, как много в лесу разных деревьев. Они возвышаются над всем. Как огромные великаны. Какие деревья вы знаете? Воспитатель. Так ли хорошо вы знаете деревья, вот я и проверю. Отгадайте загадку: Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза) Воспитатель. Правильно ребята! Рассмотрим, какой у берёзки ствол? Воспитатель. Чисто белый? Воспитатель. Хорошо. Значит, у березки стол белый в чёрную крапинку или мелкую полоску. Воспитатель. Рассмотрим её веточки. Какие они, как вы видите? Листики свисают на тоненьких веточках. Воспитатель. Берёзку часто сравнивают с девушкой с длинными косами с кудрями. У неё весной появляются семена, похожие на серёжки. Когда листиков ещё совсем мало, то серёжки хорошо видны. У берёзки стройный и гладкий ствол. Воспитатель. Следующая загадка: Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Сосна) Воспитатель. Молодцы! Рассмотрим сосну. Что вы можете о ней сказать? Воспитатель. Очень хорошо. А где у неё листики? Воспитатель. Благодаря им она зимой и летом одним цветом. А какого цвета её ствол? Воспитатель. Сосны достигают высоты 10-этажного дома. Ствол очень прямой, стройный, шершавый. Что ещё отличает сосну от других деревьев? Какие у неё плоды? Воспитатель. Шишки – это её плод, и в них прячутся семена. Которые очень любит белочка. Посмотрите на шишечки, потрогайте руками. Воспитатель. Следующая загадка: Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. Воспитатель. Расскажите, что вы знаете о дубе? Воспитатель. Всё правильно. Дуб живёт более трёхсот лет. Больше, чем три человеческие жизни. У него могучий ствол, очень широкий в обхвате. Чтобы его обнять, нужно встать в круг от трёх человек и более. А желуди – это его плоды-семена. Из жёлудя вырастает новый дубок. И жёлуди едят лесные кабаны. Потрогайте руками жёлуди. Воспитатель. Листики дуба отличаются от берёзового и соснового? Воспитатель. Следующая загадка: Платье потерялось — Пуговки остались. Воспитатель. Так ли хорошо вы знаете деревья, вот я и проверю. Отгадайте загадку: Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. Воспитатель. Правильно ребята! Рассмотрим, какой у берёзки ствол? Воспитатель. Чисто белый?
Воспитатель. Хорошо. Значит, у березки стол белый в чёрную крапинку или мелкую полоску. Воспитатель. Рассмотрим её веточки. Какие они, как вы видите? Воспитатель. Берёзку часто сравнивают с девушкой с длинными косами с кудрями. У неё весной появляются семена, похожие на серёжки. Когда листиков ещё совсем мало, то серёжки хорошо видны. У берёзки стройный и гладкий ствол.
Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.) Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их. В. Это крона деревьев. В: Вы собрали дерево.
Назовите, из каких частей состоит дерево?
|
Внимательно слушают
- Липа, дуб, берёза, клён, …
Отгадывают загадки.
- Береза! Отвечают на вопросы
Рассматривают березу и внимательно слушают
- Сосна!
- Она очень высокая. У неё иголки. Она всегда зелёная. - Иголочки – это и есть её листочки. - Он коричневого цвета.
- У неё есть шишки.
Внимательно слушают
- Дуб! - У него жёлуди, он очень толстый. Внимательно слушают
Дети. Да. Он совсем другой. Внимательно слушают
- Рябина!
- Береза! Рассматривают изображение березы - Он белый. - В чёрную крапинку.
Рассматривают веточки - Тонкие и свисают. Листики свисают на тоненьких веточках.
Внимательно слушают
1-й ребенок. У меня корни. 2-й реб. У меня ствол. 3-й реб. У меня ветки. 4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки. - корень; ствол, ветки и листья - крона. |
5 мин.
|
4. |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий |
Физкультминутка: «Деревья в лесу» Руки подняли и покачали – Плавные покачивания Это деревья в лесу, поднятыми вверх руками. Руки нагнули, кисти встряхнули – Встряхивание рук. Ветер сбивает росу. В сторону руки плавно помашем Движения в соответствии Это к нам птицы летят с текстом. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. (2 раза)
А Теперь давайте рассмотрим картину И.И. Шишкина «Дубовая роща» Что на ней изображено? Какие деревья мы видим? Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете? Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Что на этой картине самое яркое? |
Поднимают руки и качают ими
Наклоняют руки и встряхивают кистями
Машут руками
Садятся и показывают, как сидят птицы. Рассматривают картину
Отвечают на вопросы |
3 мин |
5. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
Скажите, как мы скажем от какого дерева листик, какой он? А теперь мы нарисуем деревья. Рисование |
Внимательно слушают -дубовый
Внимательно смотрят на показ воспитателя
Повторяют действия воспитателя
Выставка работ - Корни!
- Отвечают на вопросы |
5 мин |
6. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. |
Дети, где мы сегодня побывали? Как зовут художника, картины которого мы видели? Что он любил рисовать? Ребята, о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада? |
- В лесу!
- И.И. Шишкин
- Пейзажи! - О деревьях!
Отвечают на вопросы |
1 мин. |
7. |
Рефлексия |
- Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии. Проходите к карточкам самоанализа. «Оценка и самооценка» Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…
Вместе с детьми обсуждает то, как они себя оценили.
|
Дети вместе с воспитателем проходят к магнитной доске, где размещены карточки для самоанализа; оценивают свою деятельность на занятии, становясь напротив выбранного символа: - «большой палец, поднятый вверх» - «я старался, и у меня все получилось»; - «черепаха» - «я старался, но у меня не все получилось - делал медленно»; - «заяц» - «я старался, но у меня не все получилось - я поторопился»; - «большой палец, опущенный вниз» - «я старался, но у меня не получилось». |
2 мин. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.