Технологическая карта НОД
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: общение воспитанников по теме занятия, совместные действия, игры, вопросы, беседа, решение проблемной ситуации;
Лексическая тема: «Зеленая аптека»
Вид занятия: Интегрированное занятие
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность.
Цель: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание.
Формировать у детей познавательную активность, интерес к цветам и травам.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям.
Планируемый результат: знают новые лекарственные растения.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, книг по теме. Беседа о лекарственных растениях. Загадывание загадок.
Оборудование к занятию: Ткань (поляна с лекарственными растениями), карточки-картинки с изображением лекарственных растений, прозрачный стакан, чайная ложка, сухие травы, кипяток.
Характеристика этапов НОД:
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
Время |
|
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
|||
1. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент
|
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку с разными цветами и травами. Отправимся мы с вами на автобусе. Но я вас должна предупредить, что путешествие будет не простым, впереди вас ждут сложные задания! Справитесь?
Воспитатель: И так, в путь! |
Внимательно слушают
- Да! Справимся! |
1,5 мин. |
2. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
|
Песня «Мы в автобусе сидим…» (У воспитателя в руках руль). Воспитатель: Вот, остановка. Мы приехали к лесу. На лесную поляну на автобусе мы заезжать не будем, а пойдем пешком, чтоб не раздавить цветы и не потревожить жителей поляны. (Ткань с изображением полевых цветов и трав). |
Выстраиваются в одну линию и под музыку едут на полянку
Рассматривают ткань. |
1,5 мин. |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД
|
Сколько на поляне цветов! Ребята, вы знаете, как они называются? Воспитатель: Правильно! Мы с вами сегодня приехали не просто на полянку, а в «Зелёную аптеку». Воспитатель: А что такое аптека? Воспитатель: Молодцы!
А что же такое «Зелёная аптека», как вы думаете? Воспитатель: Какие вы умные! Всё знаете! Рассаживайтесь поудобнее на нашей полянке и попробуйте отгадать загадки, которые я вам загадаю о лекарственных растениях. Какие лекарственные растения могут находиться в «Зелёной аптеке»? Первая загадка. Тонкий стебель у дорожки На конце его - серёжки. На земле лежат листки – Небольшие лопушки. Нам он, как хороший друг, Лечит раны ног и рук. Воспитатель: Почему оно так называется? Какую пользу приносит? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Еще настой подорожника помогает при кашле и болях в желудке. Вторая загадка. В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят. У каждой сестрички- Белые реснички. Что это такое? Воспитатель: Да, это ромашка.
Ребята, а вы знаете, какими целебными свойствами обладает полевая ромашка? Послушайте внимательно. - Полоскай ромашкой рот и зубная боль пройдет. - Чай из ромашки с медом дают детям на ночь - сон будет крепким. - Если вы поранились - можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробов. Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и физкультминутку проведем: Физкультминутка: «Руки подняли и покачали». Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад. Воспитатель: А теперь продолжим отгадывать загадки. Третья загадка. Злая, как
волчица, Воспитатель: Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. И ещё одна загадка. Догадайтесь о чём? А когда он
отцветает - Из одуванчика можно не только плести венки, но и готовить лекарственные препараты. Из цветков одуванчика готовят такие лекарственные настои и отвары, спиртовые настойки, мази. Листья и корни помогают при кашле. Кроме этого, цветки одуванчика можно использовать для приготовления лечебного варенья. Такое вкусное, полезное и, к тому же, практически универсальное лекарство придется по вкусу и взрослым, и детям. |
Отвечают на вопросы
- Это где продают лекарства, таблетки, витамины, мази, бинты, вату … - Наверное, там продаются лекарственные травы. Садятся
Внимательно слушают Отгадывают загадки
- Подорожник! (Рассматривают карточку-картинку с растением)
- Ромашка! (Рассматривают карточку – картинку с ромашкой) - Аптечная ромашка Внимательно слушают.
Выполняют упражнение физминутки (Качаем поднятыми вверх руками). (Плавно опускаем руки вниз). (Встряхивание кистей рук). (Машем руками перед собой). (Руки в стороны). (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны). (Приседания). (Сидя, спрятали руки за спину). Отгадывают загадки. - Крапива!
Отвечают на вопросы Внимательно слушают Отгадывают загадку
- Одуванчик! (Рассматривают карточку-картинку с растением) Внимательно слушают |
3 мин.
|
4. |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий |
Воспитатель: Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края. Вы справились с загадками и узнали много нового о лекарственных растениях. Воспитатель: А сейчас давайте сыграем в игру, которая называется «Что изменилось?». (Воспитатель показывает 3-4 карточки на которых изображены лекарственные цветы и травы. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?»). Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с заданием. |
Внимательно слушают
Играют в игру
|
3 мин |
5. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
Воспитатель: У нас осталось последнее задание на сегодня. Воспитатель: Нам с вами нужно приготовить настой из лекарственных трав. Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений. Теперь, я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться (немного постоять). Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была? Воспитатель: Верно, растение отдают свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. |
- Какое? Внимательно слушают
Готовят настой из лекарственных трав.
- Вода была бесцветной, прозрачной.
|
3 мин |
6. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. |
А пока травы настаиваются, мы с вами подведем итог нашего путешествия: -С какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились? -От каких болезней нас могут вылечить целебные травы? -Как вы поняли понятие «Зелёная аптека»? Мы сегодня смогли побывать на полянке и познакомиться с лекарственными цветами и травами. А также мы подробно ответили с вами на вопрос, который стоял перед нами в начале. Что такое «Зелёная аптека» и из чего она состоит. Молодцы. Теперь, приходя на поляну с цветами и травами, вы будете знать о том, что можно собрать лекарственные растения и лечится ими при различных заболеваниях. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Дети садятся в автобус и под музыку возвращаются в детский сад. |
Отвечают на вопросы |
1 мин. |
7. |
Рефлексия |
- Ну а сейчас, я предлагаю и вам оценить то, как вы работали сегодня на занятии. Проходите к карточкам самоанализа. «Оценка и самооценка» Ключевая фраза самоанализа «Я старался, но…
Вместе с детьми обсуждает то, как они себя оценили.
|
Дети вместе с воспитателем проходят к магнитной доске, где размещены карточки для самоанализа; оценивают свою деятельность на занятии, становясь напротив выбранного символа: - «большой палец, поднятый вверх» - «я старался, и у меня все получилось»; - «черепаха» - «я старался, но у меня не все получилось - делал медленно»; - «заяц» - «я старался, но у меня не все получилось - я поторопился»; - «большой палец, опущенный вниз» - «я старался, но у меня не получилось». |
2 мин. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.