ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».
Предмет: русский язык.
Класс: 4
Задачи:
· Образовательные:
1. формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;
· Развивающие:
1. развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;
· Воспитательные:
1. воспитывать аккуратность в записях, дружеские отношения в коллективе.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие.
Средства обучения (оборудование): ноутбук, проектор, учебник Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык 4 класс, 1 ч.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить и проверять орфограммы в корне слова, распознавать однокоренные слова.
Этап урока |
Формы работы (деятельность учителя) |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
I. Самоопределение деятельности (орг. момент). |
Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете? Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальным богатством из своих сундучков. |
Узнаем что-то новое. |
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация опорных знаний. |
На доске записано предложение. В городке стоит грустная зима. 1.Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?
Какие задания можете предложить к этому предложению?
Найдите «хитрую» гласную и обозначающую два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится? Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корени. Проверка. Что интересное подметили? (в случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы? Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова? (при затруднении задать вопрос: какие правила нужно знать?). |
Это предложение. По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное. Распространенное Разобрать по членам предложения. Определить части речи. Поставить в словах ударения. Разделить слова на слоги и т.д. Гласная «я» в слове «грустная».
Написание безударных гласных в корне слова. Написание слов с сомнительной согласной в корне слова. Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова. |
Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
III. Открытие новых знаний. |
Постановка проблемы. Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев? Попробуем сформулировать цель урока. Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев. Учебник упр. 174 Запиши однокоренные слова по группам разбери слова по составу. Зимовье сладкий колесо вечера зимний лень садовник
зимник сладок вечерний перелётные Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски). Проверка. Почему именно так распределил слова в группы? Вспомним цель урока. Сравните три правила. Что интересное заметили?
|
О безударных гласных. О непроизносимых согласных. Об однокоренных словах. О написании парных согласных.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. |
Познавательные: выбор оснований и критериев для классификации объектов Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проверять результат выполненного задания. Коммуникативные: формулировать монологическое высказывание. |
IV. Первичное закрепление. |
Упражнение 175 . Прочитайте строки из русской народной сказки про Финиста -
Ясного сокола. Найдите и выпишите однокоренные слова. Разберите их по
составу. |
Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные: готовность к сотрудничеству. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
V. Физкультминутка. |
Слайд 8 Тренажер для глаз «Аквариум» |
Смотрят на слайд и выполняют упражнение для глаз. |
|
VI. Самостоятельная работа. |
Упражнение 179. Какие правила надо знать чтобы верно Вставить буквы в корнях данных слов? 1. вокруг тишина, надо терпеть, промелькнул Мотылек, умеет говорить, плохая оценка, уцепился за соломинку, пахнет смолой, птицы хлопочут. - проверяемая безударная гласная в корне. 2. Вершки и корешки, белая береза, красивая указка, резьба по дереву, принес обед, низкая скамейка, звериные повадки, сладкий пирог, делать зарядку, нарядная блузка — проверяемая согласная в корне. 3. Яростная схватка, гигантские шаги, высокая лестница, боевая колесница, грустный вечер, перекрестный огонь, хвастливая речь, жалостливая песня, честная игра, уместный вопрос, съестные припасы — непроизносимая согласная в корне. |
Самостоятельно работают по карточкам. |
Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
|
VI. Рефлексия деятельности. |
Учитель: Давайте подведем итог урока. Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? Какие трудности возникли? Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? Учитель: Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу. Домашнее задание С. 105, упр. 180 |
Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.