ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Технологическая карта по технологии на тему:
«Вагоностроительный завод. Ходовая часть вагона (тележка)» (4 класс)
Выполнил:
студент группы Ш-35
Ничкова Дарья Константиновна
Проверил:
Методист школы
Кузмичева Раиса Ивановна____________
Методист колледжа:
Глазырина Елена Валерьевна____________ отметка____
Соликамск 2022
Технологическая карта
Тема урока/класс |
«Вагоностроительный завод. Ходовая часть вагона (тележка)» 4 класс |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности педагога |
· формирование способности учащихся к новому действию: формировать представление о вагоностроении, видах и составе поездов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности; выполнение ходовой части тележки из картона. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Планируемые результаты |
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные: · регулятивные: умение понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность при выполнении изделия; оценивать совместно с учителем результат своих действий. · познавательные: выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом; проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки; сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям. · коммуникативные: умение задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия; Предметные: организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами; соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный; Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Наглядно – демонстрационный материал |
· Презентация · Готовое изделие «Ходовая часть вагона (тележка)» · Технологическая карта по изготовлению «Ходовой части вагона (тележки)» |
Оборудование |
Клей, линейка, ножницы, готовые шаблоны изделия 11шт., образец изделия 1 шт., вагоны для рефлексии.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
I. Организационный момент |
- Ребята, давайте выйдем к доске и выполним разминку перед уроком (видеоролик «Капитан Краб Делай так»). - Здравствуйте, меня зовут Дарья Константиновна, сегодня я у вас проведу урок технологии, присаживайтесь. Мы сюда пришли
учиться, Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. - На парте у вас должен лежать картон с разметками, клей, ножницы, линейка если у вас всё готово – начинаем наш урок. |
Дети возле доски выполняют движения.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
Фронтальная |
Р. Организовывают свое рабочее место; Мотивация учащихся, создание положительного настроя на урок. К. Умение слушать и понимать информацию. |
Организация рабочего места. |
II. СТИЦ |
(звук приближающего поезда) (Слайд 1) -Ребята, что вы слышите? -Как вы думаете для чего нам нужен железнодорожный транспорт? -Правильно, железнодорожный транспорт нужен для того чтобы перевозить большие грузы и пассажиров на большом расстоянии. -О чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Сегодня на уроке мы будем говорить о железнодорожном транспорте. -Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а на чем отправимся вам необходимо разгадать загадку. (Слайд 2) Я зашел в зеленый дом, -Правильно это поезд, на вот таком замечательном поезде мы с вами отправимся на экскурсию. Вагоны производят на вагоностроительных заводах. Самые крупные вагоностроительные заводы находятся в Твери, Торжке, Брянске, Калининграде, Барнауле, Новокузнецке. И сегодня мы отправляемся в один из них. (Слайд 3-5) - Кто уже ездил на поездах? - Какие правила поведения в поезде вы знаете? -В поезде запрещается: (Слайд 6) 1. Находиться на верхней полке более одного человека; 2. Высовываться из окна и выбрасывать из него предметы, продукты питания, мусор; 3. Играть в подвижные игры. |
-Как приближается поезд - Для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния.
-О железнодорожном транспорте.
Разгадывают загадку
Дети дают свои ответы
|
Фронтальная
|
Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. Р. Стимулирование учащихся на учебный процесс. К. Умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников. Р. Определяют и формируют задачи урока с помощью учителя;
|
Устные ответы.
|
III. Беседа по теме урока |
-Ребята в дорогу мы с вами возьмем ваши знания и хорошее настроения! -Ну что начинаем наше путешествия? -В добрый путь!
- Вот мы и приехали с вами на завод в город Калининград. Обратите внимание на экран. (видеролик о заводе) Слайд 7 - Давайте более подробно познакомимся с историей развития железной дороги. Слушайте внимательно
-Первую грузовую железную дорогу в России построили отец и сын Черепановы на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1834 году. По ней перевозили руду. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги. По ней перевозили руду. (Слайд 8)
-11 ноября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог. Вагоны и паровоз для этой дороги были закуплены в Англии. В России производство пассажирских вагонов было налажено на Александровском заводе в Санкт-Петербурге в 1846 году. - Самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер (чешский инженер, который руководил строительством). Протяжённость дороги составляла 27 километров. Поездка заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут. Таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением. (Слайд 9)
В зависимости от назначения вагоны бывают пассажирские (для проезда людей) и грузовые (для перевозки различных материалов и изделий) Внимания на слайд! (Слайд 10.)
-Пассажирские вагоны бывают сидячие и спальные; также есть вагоны-рестораны, почтовые вагоны. (Слайд 11) Среди грузовых вагонов есть платформы, цистерны, крытые вагоны рефрижераторы, хопперы-дозаторы, специальные вагоны (для перевозки легковых автомобилей, леса, скота). Внимания на слайд! (Слайд 12) - Ребята, давайте вспомним, кто же построил первую железную дорогу? - Какие бывают виды вагонов? -Итак, вот пассажирский вагон. Это его ходовые части (или тележки). Это кузов вагона. Это рама кузова. (Слайд 13)
Рама кузова опирается на две ходовые части (тележки). Тележки обеспечивают нужную плавность хода вагона. Устанавливаются они по концам кузова вагона на одинаковом расстоянии от его середины. Важно знать, что в состав железнодорожного поезда входят не только вагоны, но и один или несколько локомотивов. – А вы знаете что такое локомотив? Локомотив – это транспортное средство, которое предназначено для передвижения по рельсам прицепляемых к нему вагонов с грузами или пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы. (Слайд 14)
-Нужно отметить, что сам локомотив не предназначен для перевозки пассажиров или грузов. |
Внимательно слушают учителя
- Отец и сын Черепановы -Пассажирские и грузовые
Отвечают на вопрос
|
Фронтальная
|
Л. Имеют познавательный интерес к знаниям. Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. П. Умеют анализировать информацию. К. Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. |
Диалог учителя с учеником |
IV. Демонстрация изделий по теме урока |
-Ребята, я предлагаю вам выполнить ходовую часть вагона - тележку, посмотрите на мой образец. -Каким способом изготовлена тележка? -Правильно, сегодня мы будем изготавливать тележку способом сгибания.
|
Сгибанием
|
Фронтальная |
Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. К. Слушать и понимать речь учителя. |
Правильный ответ на вопрос.
|
V. Анализ изделия |
-Обратите внимание на готовую тележку. Рассмотрите внимательно ее. Какие материалы и инструменты понадобятся нам для того, чтобы ее изготовить?
- Кто мне скажет, какой будет первый этап нашей работы? - Итак, 1 этап – Заготовка – у вас уже вырезана деталь основы 1 шт., деталь выступа 1 ш., вырезать колеса 4шт. - Что мы будем делать на 2 этапе изготовления? - Совершено верно, 2 этап – Сборка-приклеить деталь выступа на деталь основы, приклеить заготовки колес к детали основы. - Вот мы и разобрались, как правильно выполнять нашу тележку. |
- Цветной картон, линейка, ножницы, клей.
Ответы детей.
Ответы детей.
|
Фронтальная |
Р. Принимают и сохраняют учебную задачу. К. Слушать и понимать речь учителя. |
Правильные ответы на вопросы.
|
VI. Техника безопасности |
-Давайте вспомним технику безопасности -Ребята, так как мы с вами будем работать с острым предметом – это с ножницами и канцелярским ножом, давайте вспомним технику безопасности при работе с ними. Правила безопасной работы с ножницами (Слайд 15) 1.Работай ножницами только на своём рабочем месте. 2. Не держите ножницы лезвием вверх 3. Не режьте ножницами на ходу 4. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд 5.Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. Правила безопасной работы с клеем. (Слайд 16) 1.Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 2. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. 3. По окончании работы обязательно вымыть руки 4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды |
Внимательно слушают учителя. Читают определённые пункты. |
Фронтальная |
К. Слушать и понимать речь учителя. Р. Соблюдение правил на уроке |
Зрительный контакт. Выполнение техники безопасности при изготовлении изделия. |
VII. Пальчиковая гимнастика |
- Ребята, а перед тем как начать работу, нужно размять наши пальцы. - У вас на столах лежат массажные мячики. - Возьмите их в руки и хорошенько разомните. - Положите мяч на место и давайте приступим к работе. |
Ученики выполняют пальчиковую гимнастику. |
Фронтальная |
Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Двигательные упражнения. |
VIII. Творческая (практическая) работа |
-У вас на столах лежит готовый чертеж тележки. Подвиньте их к себе. - Далее нам нужно с вами правильно согнуть изделие, но перед этим повторим линии. Линия две точки – линии сгиба. Заштрихованные линии – область нанесения клея. - Возьмите линейку и наложите на линию сгиба, затем тупой частью ножниц проведите по линии сгиба. - Когда все линии сгиба мы прочертили. Согните линии сгиба во внутрь изделия (показ учителя). - Возьмите клей и нанесите на нужные части. -Обратите внимание, клей наносим на заштрихованную часть. - После обратите внимание на то, как я буду склевать детали. - После того, как наши две заготовки готовы, мы должны склеить их между собой (показ учителя) - Подвиньте к себе, ранее вырезанные колёса. Их нужно приклеить по бокам вагона. - Наша тележка готова! (Слайд 17-21) |
Выполняют задания в соответствии с этапом выполнения изделия и показом учителя.
|
Индивидуальная |
Р. Выполняю упражнения в соответствии с показом учителя. Л. Имеют желание работать; К. Слушать и понимать речь учителя. |
Изделие «Ходовая часть вагона (тележка)». |
X. Итог урока. Выставка работ |
- Время подходит к окончанию урока. -У каждого из вас на парте собранная «ходовая часть (тележка)» для железнодорожного вагона. Подводя итоги сегодняшнего урока, я хочу спросить вас: -Что мы сегодня с вами конструировали? -Что узнали про первую железнодорожную дорогу? -Какие бывают локомотивы? (паровозы, тепловозы, электровозы)
|
Отвечают на вопросы |
Индивидуальная |
Р. Делают выводы и умеют отвечать на вопросы.
|
Итог урока. |
XI. Рефлексия |
- Ребята, у вас на столах лежат вагоны красного и желтого цвета. -Выйдите к доске и прикрепите красный вагон если у вас не все получилось на уроке, а желтый вагон если вы считаете, что у вас все получилось! -Ребята посмотрите какой замечательный поезд с вагонами у нас получился. - Ребята, на этом мы закончим наш урок. Не забывайте, что впереди вас ждёт много нового и интересного. До свидания. До новых встреч.
|
Рефлексия проделанной работы на уроке. |
Индивидуальная |
П. Делают выводы; Р. Оценивают правильность выполнения действий. |
Развернутые ответы на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.