Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Оценка 4.6
Лабораторные работы
doc
физика
8 кл—11 кл
06.09.2024
Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"
Разработка урока на котором обучающиеся исследуют магнитные взаимодействия постоянных магнитов, знакомятся с закономерностями выстраивания магнитных стрелок в магнитном поле. Знакомство линиями магнитного поля, объяснение природы постоянных магнитов.
ТК 54.doc

Технологическая карта урока 54 (8 класс).

 

Тема урока: Лабораторная работа № 17 «Изучение линий магнитного поля». Природа постоянных магнитов.

 

Цели урока:

Объяснить природу постоянных магнитов на основе изучения спектров магнитного поля постоянных магнитов и спектров магнитного поля проводников с током.

Образовательные

Учить изображать линии магнитного поля, прогнозировать по их внешнему виду взаимодействие намагниченных тел и изображать линии магнитного поля для постоянных магнитов и проводников с током.

Развивающие

Развивать представления о магнитном поле на основе формирования навыков практического исследования.

Воспитательные

Воспитывать познавательную активность, интерес к науке.

Тип урока

Изучение нового материала на основе практического исследования.

Форма урока

Лабораторная работа.

Опорные понятия, термины

Электрический заряд, электрический ток, магнитное поле, северный и южный полюс.

Новые понятия

Магнитное поле, линии магнитного поля.

Формы контроля

Самоконтроль. Контроль со стороны учителя.

Домашнее задание

§ 57,58 повторить, § 60 учить теорию. Выполнить тест:  https://forms.gle/tbb2NLjvkauKJmmi6

или

https://disk.yandex.com.am/i/wohlgzJQT-L-Lg     или      

 

 

Формируемые УУД

 

Регулятивные

Осуществлять контроль своей деятельности проведении исследовательской работы, поведения на уроке при ответе других учащихся.

Познавательные.

Строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Коммуникативные.

Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1.Организацион-

ный.

Учитель приветствует учеников.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

Учащиеся готовы к уроку, восприятию информации.

2. Актуализация знаний.

Учитель организует повторение изученного материала.

 

- С чем мы познакомились на прошлом уроке.

 

- Что называется магнитным полем?

 

 

 

- Кто впервые обнаружил магнитное поле вблизи проводника с током?

- В чем заключается опыт Эрстеда?

 

 

- Есть ли связь между направлением тока и ориентацией магнитной стрелки?

 

- Какую модель мы использовали для описания магнитного поля.

 

- Какое направление имеет линия магнитного поля?

 

 

Обучающиеся с места работают, отвечают на поставленные вопросы.

- На прошлом уроке мы познакомились с магнитным полем.

- МП – это особый вид материи, возникающий вокруг проводника с током или движущегося электрического заряда.

- Датский физик – Эрстед.

 

- Вблизи проводника с током, магнитная стрелка переориентируется.

- При изменении направления тока в проводнике, стрелка поворачивается на 180о.

- Для описания МП мы использовали модель линий магнитного поля.

- За направление линии МП принимают от северного полюса магнитной стрелки к южному.

Фронтальная работа с классом.

Вспоминают тему предыдущего урока, основные понятия.

3. Создание проблемной ситуации.

 

Учитель организует самостоятельную работу (раздаточный материал).

 

Учитель организует самопроверку, показывает ответы к тесту.

 

- Поднимите руки кто выполнил все задания правильно?

- Поднимите руки, кто выполнил меньше полвины?

- Какие затруднения вызвали у вас эти задания?

- Как вы думаете, какие элементы нам необходимо отработать сегодня на уроке?

Обучающиеся выполняют тест.

 

 

Обучающиеся сравнивают свои ответы с правильными, делают выводы.

 

 

Обучающиеся делятся своими результатами, проговаривают ошибки и обозначают направление деятельности на уроке.

Мини проверочная работа в форме теста.

 

 

 

Совместное обсуждение направления деятельности на уроке.

Пробуют применить свои знания, выясняют свои проблемные зоны.

4. Формулировка цели урока.

Учитель формулирует на основании ответов, обучающихся цель урока.

 

1. Изучить взаимодействие постоянных магнитов между собой.

2. Рассмотреть магнитные спектры постоянных магнитов и проводников с током, найти их общие закономерности.

3. Обосновать природу постоянных магнитов.

 

Слушают учителя.

 

Устанавливают направление своей деятельности, готовятся к восприятию информации.

5. Организация и проведение лабораторной работы.

Учитель напоминает о правилах ТБ при проведении лабораторной работы.

Демонстрация презентация.

(по ходу презентации учитель задает наводящие вопросы по формулировке темы и цели лабораторной работы).

Слайд 1.

Лабораторная работа № 17.

«Изучение линий магнитного поля».

Слайд 2.

Цель: Рассмотреть на моделях линии магнитного поля для постоянных магнитов и проводников с током различной формы.

 

Оборудование:

Полосовые, дугообразные и круговые магниты, проволочные витки различной формы, батарейка, провода, магнитные стрелки на подставках, железные опилки, гвозди, модели для демонстрации спектра магнитного поля.

 

Физминутка.

 

Учитель организует работу обучающихся в группах.

 

Обучающимся выставляется оборудование на фиксированных лотках с описанием работы.

Смотреть приложение с полным описанием экспериментов.

 

Опыт 1. Линии магнитного поля постоянных магнитов.

Опыт 2. Определение области наибольшего магнитного действия постоянных магнитов.

Опыт 3. Связь действия магнитного поля с густотой магнитных линий.

Опыт 4. Ориентация магнитных стрелок, вблизи проводника с током. Подтверждение правила буравчика или правой руки.

Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током.

Опыт 6. Модель спектра магнитных линий в объеме.

 

Слушают инструктаж.

 

Открывают тетради для лабораторных работ и записывают тему, цель работы и оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

Обучающиеся выполняют в группе 1 эксперимент, делают в тетради необходимые записи по описанию хода эксперимента, затем все вместе обмениваются лотками с оборудованием, пока не выполнят все 6 заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная лабораторная работа в форме групповой деятельности.

Наблюдают спектры магнитного поля, формируют наглядное представление о них, запоминают расположение магнитных стрелок относительно линии. Определяют связи между направлением тока и расположением магнитной стрелки, понимают суть опыта Эрстеда.

Формируют практические навыки.

6. Обсуждение результатов и выводы по работе.

Учитель проводит заключительную беседу по лабораторной работе, фиксирует внимание на отдельных моментах.

Демонстрация презентация, слайд 3-8

 

Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы, формулируют выводы по отдельным деталям экспериментов и затем записывают общий вывод к лабораторной работе.

Совместная фронтальная деятельность, направленная на подведение итогов лабораторной работы.

Учатся подводить итог своей деятельности, формируют мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения.

7. Объяснение природы постоянных магнитов.

Демонстрация презентация слайд 9.

 

- Давайте сравним спектры магнитных линий для постоянного магнита и для проволочной обмотки. Есть ли схожесть?

 

 

 

- Как вы думаете, если причиной возникновения магнитного поля являются движущиеся заряды, то что может стать источником магнитного поля внутри вещества?

 

Учитель объясняет природу постоянных магнитов, знакомит с гипотезой Ампера.

 

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

- Спектр магнитного поля магнита и проволочной обмотки практически одинаковые, у них есть ярко выраженные полюса и схожесть в расположение магнитных опилок.

- обучающиеся делятся своими соображениями.

 

 

 

 

Обучающиеся слушают.

Объяснение нового материала учителем в форме эвристической беседы.

Учатся выдвигать гипотезы на основе экспериментальных данных.

8. Рефлексия.

Подведем итоги нашей деятельности на уроке?

- Чем мы занимались на уроке?

 

 

 

- Что показалось наиболее интересным?

 

 

 

- Как вы объяснили своеобразное расположение магнитных стрелок, железных опилок в области действия магнитного поля?

- Преодолели ли вы свои затруднения с применением правила по определению направления линий магнитного для проводника с током и постоянных магнитов?

- В чем заключается гипотеза Ампера?

 

 

- Как можно ее наложить на современные представления о строении атом?

 

Ученики с места отвечают на поставленные вопросы.

- Сегодня на уроке мы наблюдали спектры магнитного поля и взаимодействие с магнитной стрелкой.

- Железные опилки и гвоздики топорщатся вблизи полюсов и расходятся между собой при отдалении от магнита.

- Железо в магнитном поле ведет себя как манит и переориентируется по его действию.

- ответы обучающихся.

 

 

 

 

- Природа постоянных магнитов объясняется наличием круговых токов внутри вещества.

- Вокруг ядра атома движутся электроны, которые и создают своеобразный круговой ток.

Фронтальная работа с классом.

Осмысливают свою деятельность на уроке, концентрируют свое внимание на важных его элементах.

9. Домашнее задание.

§ 57,58 повторить, § 60 учить теорию. Выполнить тест:  https://forms.gle/tbb2NLjvkauKJmmi6

 

Записывают в дневник домашнее задание.

 

Планируют свою внеурочную деятельность.

Следующий этап на усмотрение учителя, исходя из остатка времени на уроке.

10. Закрепление нового материала.

 

Учитель организует работу по тексту. (Приложение 2)

Обучающиеся работают с текстом и отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа.

Закрепляют свои знания по новой теме, осмысливают и запоминают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Опыт 1. Линии магнитного поля постоянных магнитов.

Используя планшет с железными опилками сделайте следующие эксперименты.

Фото.

1

2

3

4

Изобразите для каждого случая, как расположились железные опилки. Используйте магнитную стрелку, как индикатор определяющий направление линии магнитного поля. Стрелка изображается в направлении северного полюса магнита.

 

Опыт 2. Определение области наибольшего магнитного действия постоянных магнитов.

Для этого используйте динамометр с подвешенным к нему гвоздем. Поднесите гвоздь к одному из краев полосового магнита, а затем оторвите его и замерьте показание динамометра. Повторите опыт несколько раз, прикасаясь гвоздем к различным местам магнита, расположенным вдоль его длины.

Оформите в виде рисунка или текста свой ответ.

 

Опыт 3. Связь действия магнитного поля с густотой магнитных линий.

А) Возьмите неодимовый магнит и примагнитьте к нему три гвоздика. К нижнему концу гвоздика подвесьте еще по одному гвоздю. Зарисуйте, что вы наблюдаете.

Б) Насыпьте на картон немного железных опилок. Снизу поднесите к ним магнит. Посмотрите, как меняется картина, если слегка магнит отдалять от картона. 

Зарисуйте, что наблюдали и объясните расхождение гвоздей и опилок по мере отдаления их от магнита.

 

Опыт 4. Ориентация магнитных стрелок, вблизи проводника с током. Подтверждение правила буравчика или правой руки.

 

Вблизи витка установлены магнитные стрелки. Подключите виток к источнику тока и наблюдайте за поведением стрелок.

 

Поменяйте направление тока и посмотрите на изменения в данной системе.

 

Объясните поведение стрелок, определите по полярности батарейки в обоих случаях направление тока и покажите направление линий магнитного поля. Совпадает ли практический и теоретический результат?

 

      

 

Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током.

 

На столик с проводником насыпьте немного железных опилок по всей поверхности и подключите к источнику с на 4,5 В.

Изобразите получившуюся картину линий магнитного поля.

Используя магнитную стрелку укажите направление этих линий (стрелка направлена по указателю северного полюса).

 

Опыт 6. Модель спектра магнитных линий в объеме.

В центр модели установите полосовой магнит и посмотрите на расположение маленьких стрелок.

Переверните магнит и пронаблюдайте за изменениями.

Сделайте схематично рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока 54 (8 класс)

Технологическая карта урока 54 (8 класс)

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыРезультат взаимодействия (сотрудничества) 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаИспользуемые методы, приемы, формыРезультат взаимодействия (сотрудничества) 1

Поднимите руки кто выполнил все задания правильно? -

Поднимите руки кто выполнил все задания правильно? -

Физминутка. Учитель организует работу обучающихся в группах

Физминутка. Учитель организует работу обучающихся в группах

Обсуждение результатов и выводы по работе

Обсуждение результатов и выводы по работе

Рефлексия. Подведем итоги нашей деятельности на уроке? -

Рефлексия. Подведем итоги нашей деятельности на уроке? -

Оформите в виде рисунка или текста свой ответ

Оформите в виде рисунка или текста свой ответ

Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током

Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током

Приложение 2.

Приложение 2.

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"

Технологическая карта урока № 54, 8 класс. Лабораторная работа "Наблюдение спектров магнитного поля"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024