Технологическая карта урока 54 (8 класс).
Тема урока: Лабораторная работа № 17 «Изучение линий магнитного поля». Природа постоянных магнитов.
Цели урока: |
Объяснить природу постоянных магнитов на основе изучения спектров магнитного поля постоянных магнитов и спектров магнитного поля проводников с током. |
||||
Образовательные |
Учить изображать линии магнитного поля, прогнозировать по их внешнему виду взаимодействие намагниченных тел и изображать линии магнитного поля для постоянных магнитов и проводников с током. |
||||
Развивающие |
Развивать представления о магнитном поле на основе формирования навыков практического исследования. |
||||
Воспитательные |
Воспитывать познавательную активность, интерес к науке. |
||||
Тип урока |
Изучение нового материала на основе практического исследования. |
||||
Форма урока |
Лабораторная работа. |
||||
Опорные понятия, термины |
Электрический заряд, электрический ток, магнитное поле, северный и южный полюс. |
||||
Новые понятия |
Магнитное поле, линии магнитного поля. |
||||
Формы контроля |
Самоконтроль. Контроль со стороны учителя. |
||||
Домашнее задание |
§ 57,58 повторить, § 60 учить теорию. Выполнить тест: https://forms.gle/tbb2NLjvkauKJmmi6 или https://disk.yandex.com.am/i/wohlgzJQT-L-Lg или
|
||||
Формируемые УУД |
|
||||
Регулятивные |
Осуществлять контроль своей деятельности проведении исследовательской работы, поведения на уроке при ответе других учащихся. |
||||
Познавательные. |
Строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. |
||||
Коммуникативные. |
Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога. |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
|
1.Организацион- ный. |
Учитель приветствует учеников. |
Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок. |
|
Учащиеся готовы к уроку, восприятию информации. |
|
2. Актуализация знаний. |
Учитель организует повторение изученного материала.
- С чем мы познакомились на прошлом уроке.
- Что называется магнитным полем?
- Кто впервые обнаружил магнитное поле вблизи проводника с током? - В чем заключается опыт Эрстеда?
- Есть ли связь между направлением тока и ориентацией магнитной стрелки?
- Какую модель мы использовали для описания магнитного поля.
- Какое направление имеет линия магнитного поля?
|
Обучающиеся с места работают, отвечают на поставленные вопросы. - На прошлом уроке мы познакомились с магнитным полем. - МП – это особый вид материи, возникающий вокруг проводника с током или движущегося электрического заряда. - Датский физик – Эрстед.
- Вблизи проводника с током, магнитная стрелка переориентируется. - При изменении направления тока в проводнике, стрелка поворачивается на 180о. - Для описания МП мы использовали модель линий магнитного поля. - За направление линии МП принимают от северного полюса магнитной стрелки к южному. |
Фронтальная работа с классом. |
Вспоминают тему предыдущего урока, основные понятия. |
|
3. Создание проблемной ситуации.
|
Учитель организует самостоятельную работу (раздаточный материал).
Учитель организует самопроверку, показывает ответы к тесту.
- Поднимите руки кто выполнил все задания правильно? - Поднимите руки, кто выполнил меньше полвины? - Какие затруднения вызвали у вас эти задания? - Как вы думаете, какие элементы нам необходимо отработать сегодня на уроке? |
Обучающиеся выполняют тест.
Обучающиеся сравнивают свои ответы с правильными, делают выводы.
Обучающиеся делятся своими результатами, проговаривают ошибки и обозначают направление деятельности на уроке. |
Мини проверочная работа в форме теста.
Совместное обсуждение направления деятельности на уроке. |
Пробуют применить свои знания, выясняют свои проблемные зоны. |
|
4. Формулировка цели урока. |
Учитель формулирует на основании ответов, обучающихся цель урока.
1. Изучить взаимодействие постоянных магнитов между собой. 2. Рассмотреть магнитные спектры постоянных магнитов и проводников с током, найти их общие закономерности. 3. Обосновать природу постоянных магнитов.
|
Слушают учителя. |
|
Устанавливают направление своей деятельности, готовятся к восприятию информации. |
|
5. Организация и проведение лабораторной работы. |
Учитель напоминает о правилах ТБ при проведении лабораторной работы. Демонстрация презентация. (по ходу презентации учитель задает наводящие вопросы по формулировке темы и цели лабораторной работы). Слайд 1. Лабораторная работа № 17. «Изучение линий магнитного поля». Слайд 2. Цель: Рассмотреть на моделях линии магнитного поля для постоянных магнитов и проводников с током различной формы.
Оборудование: Полосовые, дугообразные и круговые магниты, проволочные витки различной формы, батарейка, провода, магнитные стрелки на подставках, железные опилки, гвозди, модели для демонстрации спектра магнитного поля.
Физминутка.
Учитель организует работу обучающихся в группах.
Обучающимся выставляется оборудование на фиксированных лотках с описанием работы. Смотреть приложение с полным описанием экспериментов.
Опыт 1. Линии магнитного поля постоянных магнитов. Опыт 2. Определение области наибольшего магнитного действия постоянных магнитов. Опыт 3. Связь действия магнитного поля с густотой магнитных линий. Опыт 4. Ориентация магнитных стрелок, вблизи проводника с током. Подтверждение правила буравчика или правой руки. Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током. Опыт 6. Модель спектра магнитных линий в объеме.
|
Слушают инструктаж.
Открывают тетради для лабораторных работ и записывают тему, цель работы и оборудование.
Выполняют физминутку.
Обучающиеся выполняют в группе 1 эксперимент, делают в тетради необходимые записи по описанию хода эксперимента, затем все вместе обмениваются лотками с оборудованием, пока не выполнят все 6 заданий.
|
Фронтальная лабораторная работа в форме групповой деятельности. |
Наблюдают спектры магнитного поля, формируют наглядное представление о них, запоминают расположение магнитных стрелок относительно линии. Определяют связи между направлением тока и расположением магнитной стрелки, понимают суть опыта Эрстеда. Формируют практические навыки. |
|
6. Обсуждение результатов и выводы по работе. |
Учитель проводит заключительную беседу по лабораторной работе, фиксирует внимание на отдельных моментах. Демонстрация презентация, слайд 3-8
|
Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы, формулируют выводы по отдельным деталям экспериментов и затем записывают общий вывод к лабораторной работе. |
Совместная фронтальная деятельность, направленная на подведение итогов лабораторной работы. |
Учатся подводить итог своей деятельности, формируют мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. |
|
7. Объяснение природы постоянных магнитов. |
Демонстрация презентация слайд 9.
- Давайте сравним спектры магнитных линий для постоянного магнита и для проволочной обмотки. Есть ли схожесть?
- Как вы думаете, если причиной возникновения магнитного поля являются движущиеся заряды, то что может стать источником магнитного поля внутри вещества?
Учитель объясняет природу постоянных магнитов, знакомит с гипотезой Ампера.
|
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы. - Спектр магнитного поля магнита и проволочной обмотки практически одинаковые, у них есть ярко выраженные полюса и схожесть в расположение магнитных опилок. - обучающиеся делятся своими соображениями.
Обучающиеся слушают. |
Объяснение нового материала учителем в форме эвристической беседы. |
Учатся выдвигать гипотезы на основе экспериментальных данных. |
|
8. Рефлексия. |
Подведем итоги нашей деятельности на уроке? - Чем мы занимались на уроке?
- Что показалось наиболее интересным?
- Как вы объяснили своеобразное расположение магнитных стрелок, железных опилок в области действия магнитного поля? - Преодолели ли вы свои затруднения с применением правила по определению направления линий магнитного для проводника с током и постоянных магнитов? - В чем заключается гипотеза Ампера?
- Как можно ее наложить на современные представления о строении атом?
|
Ученики с места отвечают на поставленные вопросы. - Сегодня на уроке мы наблюдали спектры магнитного поля и взаимодействие с магнитной стрелкой. - Железные опилки и гвоздики топорщатся вблизи полюсов и расходятся между собой при отдалении от магнита. - Железо в магнитном поле ведет себя как манит и переориентируется по его действию. - ответы обучающихся.
- Природа постоянных магнитов объясняется наличием круговых токов внутри вещества. - Вокруг ядра атома движутся электроны, которые и создают своеобразный круговой ток. |
Фронтальная работа с классом. |
Осмысливают свою деятельность на уроке, концентрируют свое внимание на важных его элементах. |
|
9. Домашнее задание. |
§ 57,58 повторить, § 60 учить теорию. Выполнить тест: https://forms.gle/tbb2NLjvkauKJmmi6
|
Записывают в дневник домашнее задание. |
|
Планируют свою внеурочную деятельность. |
|
Следующий этап на усмотрение учителя, исходя из остатка времени на уроке. |
|||||
10. Закрепление нового материала.
|
Учитель организует работу по тексту. (Приложение 2) |
Обучающиеся работают с текстом и отвечают на поставленные вопросы. |
Индивидуальная работа. |
Закрепляют свои знания по новой теме, осмысливают и запоминают. |
|
Приложение 1.
Опыт 1. Линии магнитного поля постоянных магнитов.
Используя планшет с железными опилками сделайте следующие эксперименты.
Фото.
1 |
2 |
|
|
3 |
4 |
|
|
Изобразите для каждого случая, как расположились железные опилки. Используйте магнитную стрелку, как индикатор определяющий направление линии магнитного поля. Стрелка изображается в направлении северного полюса магнита.
Опыт 2. Определение области наибольшего магнитного действия постоянных магнитов.
Для этого используйте динамометр с подвешенным к нему гвоздем. Поднесите гвоздь к одному из краев полосового магнита, а затем оторвите его и замерьте показание динамометра. Повторите опыт несколько раз, прикасаясь гвоздем к различным местам магнита, расположенным вдоль его длины.
Оформите в виде рисунка или текста свой ответ.
Опыт 3. Связь действия магнитного поля с густотой магнитных линий.
А) Возьмите неодимовый магнит и примагнитьте к нему три гвоздика. К нижнему концу гвоздика подвесьте еще по одному гвоздю. Зарисуйте, что вы наблюдаете.
Б) Насыпьте на картон немного железных опилок. Снизу поднесите к ним магнит. Посмотрите, как меняется картина, если слегка магнит отдалять от картона.
Зарисуйте, что наблюдали и объясните расхождение гвоздей и опилок по мере отдаления их от магнита.
Опыт 4. Ориентация магнитных стрелок, вблизи проводника с током. Подтверждение правила буравчика или правой руки.
Вблизи витка установлены магнитные стрелки. Подключите виток к источнику тока и наблюдайте за поведением стрелок.
Поменяйте направление тока и посмотрите на изменения в данной системе.
Объясните поведение стрелок, определите по полярности батарейки в обоих случаях направление тока и покажите направление линий магнитного поля. Совпадает ли практический и теоретический результат?
Опыт 5. Наблюдение магнитных линий вблизи проводников с током.
На столик с проводником насыпьте немного железных опилок по всей поверхности и подключите к источнику с на 4,5 В.
Изобразите получившуюся картину линий магнитного поля.
Используя магнитную стрелку укажите направление этих линий (стрелка направлена по указателю северного полюса).
Опыт 6. Модель спектра магнитных линий в объеме.
В центр модели установите полосовой магнит и посмотрите на расположение маленьких стрелок.
Переверните магнит и пронаблюдайте за изменениями.
Сделайте схематично рисунок.
Приложение 2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.