Технологическая карта урока № 6, 7 класс. "Лабораторная работа № 3 "Изучение строения вещества"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока № 6, 7 класс. "Лабораторная работа № 3 "Изучение строения вещества"

Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
физика
7 кл
06.09.2024
Технологическая карта урока № 6, 7 класс. "Лабораторная работа № 3 "Изучение строения вещества"
Урок - исследование, на котором обучающиеся экспериментально самостоятельно приходят к пониманию дискретности строения вещесва, подвижности частиц вещества, наблюдают диффузию и многое другое. Урок насыщенный и очень плотный.
ТК 6. Строение вещества. Молекулы. Движение молекул..docx

7 класс. Технологическая карта урока  6.

Тема урока: Строение вещества. Опыты доказывающие дискретное строение вещества. Движение частиц вещества.

Лабораторная работа №3 «Изучение строения вещества».

Цели урока:

Познакомить обучающихся со строением вещества и опытами, доказывающие дискретное строение вещества и движение молекул.

Образовательные

Учить проводить эксперименты и формулировать выводы на результатах этих экспериментов. Учить новым физическим понятиям: молекула, атом, диффузия, броуновское движение.

Развивающие

Развивать навыки проведения исследовательской работы по заданному плану. Развивать представления о микроскопичесих параметрах.

Воспитательные

Воспитывать учебную дисциплину в правильном оформлении рабочей тетради, культуру поведения  в групповой работе.

Тип урока

Изучение нововго материала.

Форма урока

Комбинированный.

Опорные понятия, термины

Физическое явление, эксперимент.

Новые понятия

Молекула, атом, тепловое рачширение, диффузиия, броуновское движение.

Формы контроля

Контроль со стороны учителя.

Домашнее задание

§ 7-10 учить по плану. Или урок 6  https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA

УУД

 

Личностные.

Активное участие в решении практических задач.

Метапредметные.

Выявлять и характеризовать существенные признаки явлений; выявлять причинно-следственные связи; проводить по составленному плану несложный физический эксперимент.

Предметные.

Использовать понятия явление, наблюдение, эксперимент, гипотеза для осуществления практической части исследовательской работы; экспериментально приходить к выводам о существовании мельчайшей частицы вещества, существованию промежутков между ними и их неперерывном движении.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы

Результат взаимодействия

1.Организационный.

 

 

Приветствует учеников.

Приветствуют учителя настраиваются на урок.

 

Настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель интересуется вопросами по домашнему заданию и опрашивает 3 - 4 учеников по сочиненим на заданные темы.

Ученики отвечают. Остальные дополняют ответ по сходной теме по желанию.

 

 

 

 

Опрос отдельных учащихся.

 

 

 

 

Развивают речевую активность. Учатся монолгическому изложению информации технического содержания.

3. Постановка проблемного вопроса.

Формулировка темы урока.

Учитель ведет беседу с классом.

Вся наша вселенная состоит из материи.

Какие виды материи вы знаете?

А можете ли вы сказать почему вещества так разнообразны? С чем это может быть связано?

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашм уроке?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

- Вещество и поле.

Ученики делятся своими соображениями.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим строение вещества.

 

Настраиваются на восприятие новой информации.  Активизируют мыслительные операции.

4. Изучение темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель организует исследовательскую работу с параллельным изложение нового материала.

Ученики записывают в тетрадях под диктовку учителя тему урока. Выполняют эксперименты, делают выводы и работают с учебником, конспектируют новый материал.

 

Фронтальная исследовательская работа.

На основе ЭЦП (экспериментального цикла познания) знакомятся с новым материалом.6

Лабораторная работа №3.

«Изучение строения вещества».

Цель: Выяснить как устроено вещество.

Оборудование: Мел, пластилин, холодная и горячая вода, марганцовка, пробирка с подкрашенной водой пробкой и капилляром, шприц, балончик с освежителем воздуха, лупа.

Ход работы.

Опыт 1. Дробление вещества.

Возьмите пластилин попробуйте его разделить на мелкие кусочки. Тоже самое проделайте с мелом. До каких пор возможно деление?

На основании ответов учеников вводим понятие молекулы, как мельчайшей частицы вещества.

Работа с учебником – стр.23 выписать определение.

Прямым доказательством существования молекул является фотографии, сделанные электронным микроскопом – стр. 24 рис. 21.

Молекулы также являются составными частицами и состоят они из атомов. Все атома представлены в таблице Менделеева и всего их 118 видов, из них 90 видов существуют в природе, остальные были открыты лабораторным способом.

Демонстрациятаблица Менделеева. Учитель знакомит с некоторыми атомами и молекулами, как результат их комбинации.

На этом этапе необходимо объяснить ребятам, что молекулы не могут менять свой размер, цвет, не могут нагреваться или охлаждаться.

Опыт 2. Сжатие воздуха в шприце.

Переведите поршень шприца в крайнее верхнее положение и закройте пальцем отверстие внизу. Теперь надавите на поршень и переведите его вниз.

- Почему он не опускается до конца? – Потому, что мешает воздух.

- Можно ли утверждать, что количество воздуха в шприце стало меньше? – количество воздуха не изменилось, так как отверстие закрыто.

- За счет чего уменьшился объем воздуха в шприце? – Возможно молекулы находятся на расстоянии друг от друга и при сжатии это расстояние уменьшилось.

Опыт 3. Тепловое расширение.

Пробирку с трубкой опустите в стакан с горячей водой.

- Почему вода в трубке поднимантся вверх? – при нагревании вода расширилась,  расстояние между молекулами стало больше.

- Скажите, подобное явление расширения в узкой трубке жидкости в каком приборе используется? – в термометре.

Исходя из 2 и 3 опытов каой вывод можно сделать?

Молекулы в веществе разделены промежутками.

Опыт 4. Диффузия в газах.

Учитель распыляет освежитель воздуха около доски.

Скажите, когда запах до вас дойдет.

- Почему запах распространяется? – возможно потому, что молекулы могут двигаться и проникать между промежутками друг друга.

- Почему ученики на задних партах почувствовали запах позже, чем на первых партах? – Расстояние больше.

Опыт 5. Диффузия в жидкостях.

Перед вами два стакана с водой (желательно горячую воду разлить непосредственно перед проведением этого эксперимента). Возьмите несколько крупинок марганцрвки и добавьте в воду. Наблюдайте явление.

- Почему вода окрашивается? – Молекулы марганцовки смешиваются с молекулами воды из-за движения.

- В какой воде вода окрасилась быстрее? – В горячей.

- Как можно объяснить данное явление? – В горячей воде молекулы движутся быстрее.

 

Явление, которое мы сейчас наблюдали называется диффузией.

Работа с учебником: стр. 28 выписать определение.

Далее учитель приводит примеры в диффузии в твердых телах и приводит примеры диффузии из повседневной жизни.

 

Опыт 6. Броуновское движение.

Возьмите мел и покрошите его очень мелко. Что происходит с крошками? – они падают на парту.

Покрошите мел в стакан с водой и наблюдайте (можно через лупу). Что происходит с крошками? Почему их движение замедлилось?

 

После ответов учеников учитель знакомит их с броуновским движением и историей его открытия.

Работа с учебником: стр. 27 выписать определение.

 

Вывод по опытам 4,5,6. Ученики говорят о том, что молекулы в веществе непрерывно движутся.

 

 

5. Рефлексия.

Учитель прсит ребят сформулировать вывод к проведенной исследовательской работе и записать его в тетради.

Ученики формулируют вывод о строение вещества и записывают в тетрадях:

- Все вещества состоят из молекул, разделенных промежутками, молекулы в веществе непрерывно движутся.

Совместная работа учителя и обучающихся

Знакомятся с новым материалом, рассуждают, участвут в управляемом диалоге, учатся проводить опыты, работают в парах.

6. Домашнее задание.

§  7-10 учить по плану.

Записывают дз в дневник.

 

Планируют свою учебную деятельность.

 


 

Технологическая карта урока 6

Технологическая карта урока 6

Учитель интересуется вопросами по домашнему заданию и опрашивает 3 - 4 учеников по сочиненим на заданные темы

Учитель интересуется вопросами по домашнему заданию и опрашивает 3 - 4 учеников по сочиненим на заданные темы

Физминутка.

Физминутка.

Явление, которое мы сейчас наблюдали называется диффузией

Явление, которое мы сейчас наблюдали называется диффузией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2024