7 класс. Технологическая карта урока 6.
Тема урока: Строение вещества. Опыты доказывающие дискретное строение вещества. Движение частиц вещества.
Лабораторная работа №3 «Изучение строения вещества».
Цели урока: |
Познакомить обучающихся со строением вещества и опытами, доказывающие дискретное строение вещества и движение молекул. |
Образовательные |
Учить проводить эксперименты и формулировать выводы на результатах этих экспериментов. Учить новым физическим понятиям: молекула, атом, диффузия, броуновское движение. |
Развивающие |
Развивать навыки проведения исследовательской работы по заданному плану. Развивать представления о микроскопичесих параметрах. |
Воспитательные |
Воспитывать учебную дисциплину в правильном оформлении рабочей тетради, культуру поведения в групповой работе. |
Тип урока |
Изучение нововго материала. |
Форма урока |
Комбинированный. |
Опорные понятия, термины |
Физическое явление, эксперимент. |
Новые понятия |
Молекула, атом, тепловое рачширение, диффузиия, броуновское движение. |
Формы контроля |
Контроль со стороны учителя. |
Домашнее задание |
§ 7-10 учить по плану. Или урок 6 https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA |
УУД |
|
Личностные. |
Активное участие в решении практических задач. |
Метапредметные. |
Выявлять и характеризовать существенные признаки явлений; выявлять причинно-следственные связи; проводить по составленному плану несложный физический эксперимент. |
Предметные. |
Использовать понятия явление, наблюдение, эксперимент, гипотеза для осуществления практической части исследовательской работы; экспериментально приходить к выводам о существовании мельчайшей частицы вещества, существованию промежутков между ними и их неперерывном движении. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы |
Результат взаимодействия |
1.Организационный.
|
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя настраиваются на урок. |
|
Настраиваются на урок. |
2. Проверка домашнего задания. |
Учитель интересуется вопросами по домашнему заданию и опрашивает 3 - 4 учеников по сочиненим на заданные темы. |
Ученики отвечают. Остальные дополняют ответ по сходной теме по желанию.
|
Опрос отдельных учащихся.
|
Развивают речевую активность. Учатся монолгическому изложению информации технического содержания. |
3. Постановка проблемного вопроса. Формулировка темы урока. |
Учитель ведет беседу с классом. Вся наша вселенная состоит из материи. Какие виды материи вы знаете? А можете ли вы сказать почему вещества так разнообразны? С чем это может быть связано? Как вы думаете о чем пойдет речь на нашм уроке? |
Ученики отвечают на поставленные вопросы. - Вещество и поле. Ученики делятся своими соображениями. - Сегодня на уроке мы рассмотрим строение вещества. |
|
Настраиваются на восприятие новой информации. Активизируют мыслительные операции. |
4. Изучение темы.
Физминутка.
|
Учитель организует исследовательскую работу с параллельным изложение нового материала. |
Ученики записывают в тетрадях под диктовку учителя тему урока. Выполняют эксперименты, делают выводы и работают с учебником, конспектируют новый материал.
|
Фронтальная исследовательская работа. |
На основе ЭЦП (экспериментального цикла познания) знакомятся с новым материалом.6 |
Лабораторная работа №3. «Изучение строения вещества». Цель: Выяснить как устроено вещество. Оборудование: Мел, пластилин, холодная и горячая вода, марганцовка, пробирка с подкрашенной водой пробкой и капилляром, шприц, балончик с освежителем воздуха, лупа. Ход работы. Опыт 1. Дробление вещества. Возьмите пластилин попробуйте его разделить на мелкие кусочки. Тоже самое проделайте с мелом. До каких пор возможно деление? На основании ответов учеников вводим понятие молекулы, как мельчайшей частицы вещества. Работа с учебником – стр.23 выписать определение. Прямым доказательством существования молекул является фотографии, сделанные электронным микроскопом – стр. 24 рис. 21. Молекулы также являются составными частицами и состоят они из атомов. Все атома представлены в таблице Менделеева и всего их 118 видов, из них 90 видов существуют в природе, остальные были открыты лабораторным способом. Демонстрация – таблица Менделеева. Учитель знакомит с некоторыми атомами и молекулами, как результат их комбинации. На этом этапе необходимо объяснить ребятам, что молекулы не могут менять свой размер, цвет, не могут нагреваться или охлаждаться. Опыт 2. Сжатие воздуха в шприце. Переведите поршень шприца в крайнее верхнее положение и закройте пальцем отверстие внизу. Теперь надавите на поршень и переведите его вниз. - Почему он не опускается до конца? – Потому, что мешает воздух. - Можно ли утверждать, что количество воздуха в шприце стало меньше? – количество воздуха не изменилось, так как отверстие закрыто. - За счет чего уменьшился объем воздуха в шприце? – Возможно молекулы находятся на расстоянии друг от друга и при сжатии это расстояние уменьшилось. Опыт 3. Тепловое расширение. Пробирку с трубкой опустите в стакан с горячей водой. - Почему вода в трубке поднимантся вверх? – при нагревании вода расширилась, расстояние между молекулами стало больше. - Скажите, подобное явление расширения в узкой трубке жидкости в каком приборе используется? – в термометре. Исходя из 2 и 3 опытов каой вывод можно сделать? Молекулы в веществе разделены промежутками. Опыт 4. Диффузия в газах. Учитель распыляет освежитель воздуха около доски. Скажите, когда запах до вас дойдет. - Почему запах распространяется? – возможно потому, что молекулы могут двигаться и проникать между промежутками друг друга. - Почему ученики на задних партах почувствовали запах позже, чем на первых партах? – Расстояние больше. Опыт 5. Диффузия в жидкостях. Перед вами два стакана с водой (желательно горячую воду разлить непосредственно перед проведением этого эксперимента). Возьмите несколько крупинок марганцрвки и добавьте в воду. Наблюдайте явление. - Почему вода окрашивается? – Молекулы марганцовки смешиваются с молекулами воды из-за движения. - В какой воде вода окрасилась быстрее? – В горячей. - Как можно объяснить данное явление? – В горячей воде молекулы движутся быстрее.
Явление, которое мы сейчас наблюдали называется диффузией. Работа с учебником: стр. 28 выписать определение. Далее учитель приводит примеры в диффузии в твердых телах и приводит примеры диффузии из повседневной жизни.
Опыт 6. Броуновское движение. Возьмите мел и покрошите его очень мелко. Что происходит с крошками? – они падают на парту. Покрошите мел в стакан с водой и наблюдайте (можно через лупу). Что происходит с крошками? Почему их движение замедлилось?
После ответов учеников учитель знакомит их с броуновским движением и историей его открытия. Работа с учебником: стр. 27 выписать определение.
Вывод по опытам 4,5,6. Ученики говорят о том, что молекулы в веществе непрерывно движутся.
|
||||
5. Рефлексия. |
Учитель прсит ребят сформулировать вывод к проведенной исследовательской работе и записать его в тетради. |
Ученики формулируют вывод о строение вещества и записывают в тетрадях: - Все вещества состоят из молекул, разделенных промежутками, молекулы в веществе непрерывно движутся. |
Совместная работа учителя и обучающихся |
Знакомятся с новым материалом, рассуждают, участвут в управляемом диалоге, учатся проводить опыты, работают в парах. |
6. Домашнее задание. |
§ 7-10 учить по плану. |
Записывают дз в дневник. |
|
Планируют свою учебную деятельность. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.