7 класс. Технологическая карта урока 8.
Тема урока: Взаимодействие частиц вещества.
Лабораторная работа № 5 «Обнаружение сил молекулярного притяжения и отталкивания».
Цели урока: |
Сформировать представления о взаимодействии молекул. Познакомить с результатами проявления молекулярного притяжения и отталкивания в окружающем мире. |
Образовательные |
Учить объяснять причину сохранения телом своей формы, объяснять причину сопротивления сжатию и расширению. Познакомить с явлением смачивания и не смачивания жидкости твердого тела. |
Развивающие |
Развивать навыки научного исследования; развивать умения формулировки объяснения наблюдаемых явлений с применением научной терминологии. |
Воспитательные |
Воспитывать убежденность в познаваемости природы; коммуникативные навыки работы в группах. |
Тип урока |
Фронтальная лабораторная работа. |
Форма урока |
Групповая. |
Опорные понятия, термины |
Молекулы, притяжение, отталкивание. |
Новые понятия |
Взаимодействие молекул. Смачивание, не смачивание, поверхностное натяжение. |
Формы контроля |
Контроль со стороны учителя. |
Домашнее задание |
§ 11. https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA Урок 8 |
УУД |
|
Личностные. |
сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; регулятивные навыки при взаимодействии с одноклассниками, учителем.
|
Метапредметные. |
понимать закономерность связи и познаваемость явлений природы; уметь устанавливать факты, различать причины и следствия явлений. комплексно применять полученные знания для решения теоретических задач.
|
Предметные. |
убежденность в возможности познания природы овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии, развивать способность к моноло- гической и диалогической речи
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы. |
Результат взаимодействия. |
1.Организаци- онный.
|
Учитель приветствует учеников. Настраивает их на работу. Знакомит с результатами проверки тетрадей. |
Ученики приветствуют учителя.
Слушают замечания, корректируют свои знания. |
|
Настраиваются на урок. |
2. Проверка домашнего задания. |
Учитель организует фронтальную проверку домашнего задания.
Учитель просит учеников повторить теоретический материал перед проверочной работой. |
Обучающиеся делятся своими результатами, методами решения, задают вопросы по возникшим затруднениям. Ученики повторяют. |
Фронтальная работа. |
Проверяют правильность выполнения и оформления домашнего задания, корректируют свои знания. |
3. Самостоятельная работа.
Физминутка.
|
Учитель раздает рабочие листы (смотри Приложение).
Учитель проговаривает ответы. |
Ученики приступают к их заполнению. (5-7 мин).
Ученики по окончанию работы обмениваются листочками и проверяют. Затем листочки передают учителю. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
Проверяют уровень своих знаний. |
4. Постановка проблемного вопроса.
|
- Если учесть, что между молекулами есть промежутки, то почему окружающие нас тела, и мы свами не разваливаемся на отдельные части? |
Потому, что молекулы каким-то образом между собой связаны. |
Фронтальная беседа. |
Осознают направление своей деятельности. |
5. Постановка цели урока. |
-Что сегодня на уроке мы с вами должны узнать?
|
- Как связаны между собой молекулы в веществе?
|
Фронтальная исследовательская работа. |
|
6. Изучение темы.
|
Учитель организует исследовательскую деятельность учеников и оформляем в виде лабораторной работы.
|
Ученики открывают тетради, оформляют с помощью учителя.
|
Фронтальная исследовательская работа в группах. |
Знакомятся с новым материалом на основе экспериментального цикла познания.
|
Лабораторная работа № 5 «Изучение взаимодействия молекул в веществе».
Цель: Выяснить характер взаимодействия молекул в веществе. Приборы и материалы: Три предметных стекла, пластиковый и металлический брусок, стакан с подкрашенной водой, пипетка, салфетка, лист бумаги, лист бумаги с парафином, пробирка, жидкое мыло, канцелярский клей.
Ход работы.
Опыт № 1. Возьмите ластик попробуйте его сначала сжать, а потом растянуть. Что наблюдаете? Приблизительный ответ учеников. При сжатии наблюдается сопротивление, значит молекулы приближаясь друг к другу отталкиваются. При растяжении так же наблюдается сопротивление, значит при увеличении расстояния молекулы притягиваются.
Опыт № 2. Перед вами два листка бумаги. На один листок нанесен слой парафина. С помощью пипетки нанесите каплю воды на оба этих листка и наблюдайте. Приблизительный ответ учеников. На бумаге капелька воды постепенно растеклась, очевидно молекулы воды притянулись к молекулам бумаги и проникли внутрь бумаги, на парафине вода собралась в каплю, очевидно молекулы воды не притягиваются к молекулам парафина, поэтому притяжение молекул воды собирает ее в шарообразную форму.
На этом этапе учителю следует ввести понятие смачивания и не смачивания жидкостями поверхности твердых тел.
Опыт № 3. Сравните характер смачивания различными жидкостями различных поверхностей. Нанесите одинаковые капли жидкого мыла, воды, канцелярского клея на металлическую, пластиковую и стеклянную пластинки.
Опыт 4. Свинцовые цилиндры. Зачем необходимо было зачистить скрепляемые поверхности и с усилием их соединить.
Опыт 5. Возьмите два предметных стеклышка хорошо их очистите от загрязнений салфеткой и положите одно на другое. Теперь аккуратно поднимите верхнее стекло не сдвигая его. Повторите опыт, но предварительно на нижнее стекло добавьте каплю воды. Как объяснить данное явление?
Опыт 6. Возьмите пустую пробирку и опустите ее открытым концом в стакан с водой. Наблюдайте, как вода заполняет пробирку по мере погружения. Почему уровень воды в пробирке ниже чем уровень воды в стакане.
|
||||
|
|
|||
7. Рефлексия. |
Учитель помогает правильно подвести итог своей деятельности, корректирует сформулированные выводы обучающихся. |
Ученики формулируют вывод к лабораторной работе. |
|
|
8. Домашнее задание. |
§11 https://disk.yandex.ru/i/PMYnRh7S9xRkAA Урок 8 |
|
|
|
Приложение. Печать двусторонняя.
Строение вещества. Вариант 1. 1. Вставьте пропущенные слова в тексте. Все вещества состоят из ___________________ , между которыми есть __________________ . При охлаждении расстояние между частицами __________________ и объем тела становится ___________________ . Если сравнить сами молекулы одного и того же вещества при разной температуре, то окажется что они _____________________ .
2. Диффузия – это ____________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ |
3. Определите размер дробинки.
L = N =
d =
|
Строение вещества. Вариант 2. 1. Вставьте пропущенные слова в тексте. Распространение запаха возможно из-за __________________ молекул. Такое явление получило название _________________ . С уменьшением температуры скорость движения молекул _________________ , поэтому для лучшего растворения сахара его лучше добавлять в ________________ чай. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях, значит скорость молекул в жидкостях _________________, чем в газах.
2. Броуновское движение – это ________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
|
3. Определите толщину проволоки.
L = N =
d =
|
Ответы. 10 баллов – отлично, 9-8 баллов – хорошо, 7-6 баллов удовлетворительно.
Строение вещества. Вариант 1.
1. Вставьте пропущенные слова в тексте. 5 баллов. Все вещества состоят из молекул, между которыми есть промежутки. При охлаждении расстояние между частицами уменьшается и объем тела становится меньше. Если сравнить сами молекулы одного и того же вещества при разной температуре, то окажется что они одинаковые.
2. Диффузия – это взаимное проникновение молекул(частиц) одного вещества, между молекулами (частицами) другого при их контакте. 2 балла. |
3. Определите размер дробинки (в [мм]). 3 балла.
L = 70 мм N = 20
d = 70 мм : 20 = 3,5 мм
|
Строение вещества. Вариант 2.
1. Вставьте пропущенные слова в тексте. Распространение запаха возможно из-за движения молекул. Такое явление получило название диффузия. С уменьшением температуры скорость движения молекул уменьшается, поэтому для лучшего растворения сахара его лучше добавлять в горячий чай. Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях, значит скорость молекул в жидкостях меньше, чем в газах.
2. Броуновское движение – это беспорядочное движение маленьких твердых тел в жидкостях и газах.
|
3. Определите толщину проволоки (в [мм]).
L = 30 мм N = 30
d = 30 мм : 30 = 1 мм
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.