Учитель высшей категории МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12 « Г Читы
Горяйнова С. Н.
Тема |
Собирательные числительные. |
||
Цели темы: |
· Изучение особенностей использования и образования собирательных числительных; · Формировать У правильно использовать и сочетать собирательные числительные существительными. |
||
Задачи: |
Воспитательные |
Развивающие |
Образовательные |
Научить правильно использовать собирательные числительные в речи ; задуматься о культуре устного и письменного общения |
Развивать умения ставить цели урока; Развивать навыки упорядочивать информацию при составлении схемы параграфа; Строить алгоритмы выполнения заданий. |
Изучить особенности собирательных числительных и особенности их употребления с существительными, их синтаксичекую роль ; Повторить ранее изученный материал по теме «Имя числительное» ; орфограммы в глаголах ;
|
|
Планируемый результат: |
Знать особенности собирательных числительных, правила их употребления с существительными |
||
Уметь составлять предложения, правильно используя собирательные числительные; определять их синтаксическую роль. |
|||
Правильно использовать богатства русского языка . |
|||
Основные понятия: |
Числительное, имя существительное, словосочетание , морфологические и синтаксические особенности. |
||
Метопредметные связи: |
Умения работать самостоятельно, составлять схему по параграфу, аргументировать собственную точку зрения. |
||
Ресурсы: |
|
|
|
· Основные: |
Учебник «Русский язык. Практика» и «Русский язык. Теория» В.В. Бабайцевой. |
||
· Дополнительные: |
Мультимедийное сопровождение кабинета |
||
· Организация пространства: |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения. |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа. |
1 этап. Организационный момент. Цель-активизация учащихся. |
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. |
Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. |
1 этап. Оргмомент. Вот звенит для нас звонок-начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.-Тихо сели. Расскажите правила поведения на уроке? |
1 этап. Оргмомент. – Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
2 этап. Постановка целей урока. |
Формулировать цели урока. |
Направить учащихся на формулирование целей урока. |
Каковы, на ваш взгляд, цели сегодняшнего урока? |
Коммуникативные УУД. Личностные УУД |
3 этап. Актуализация знаний. Мотивация. |
Отвечать на поставленные вопросы, анализировать представленную ситуацию |
Организовать обсуждение предложенной ситуации. |
3 этап. Актуализация знаний. Мотивация. Антону уже давно нравилась девочка Маша из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он был где-то неподалеку. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идет он как-то по коридору, а навстречу идет Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо неразлучных друзей». Антон не ожидал , что она с ним заговорит , смутился, но довольно быстро ответил: « Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг» . Но что такое?? Настя вдруг нахмурилась и четко произнесла: «Грамотей!». После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.
- Как вы считаете, что произошло? -Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла? - Как эта ситуация связана с темой урока? -Как правильно должен был ответить Антон?
|
Актуализация знаний. Мотивация.
Познавательные УУД
Комммуникат УУД
Регулятивные УУД
|
4 этап Изучение нового материала. Цель: изучить особенности употребления собирательных числительных. |
Участвовать в работе по выполнению упражнений и предложенных заданий;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Оценивать правильность выполнения заданий;
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов; формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать работу по изучению особенностей собирательных числительных;
Организовать самостоятельную работу и обеспечить контроль за ее выполнением;
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
4 этап Изучение нового материала. Постановка проблемы. Мы поняли, обсуждая предложенную ситуацию, что ошибка Антона , так расстроившая Машу, была связана с употреблением собирательных числительных. Но помочь ему, к сожалению, мы не смогли. А помочь нам в этом нам поможет учебник теории. -Какую работу вам предстоит выполнить? ( учащиеся отвечают, что должны познакомиться с текстом параграфа и составить схему)
Собирательные числительные: 1 Образуются от количественных с помощью суффиксов – ер, -ой 2 Употребляются с существит, обозн : *лиц муж пола *детенышей *имеющим только форму множ числа или обозн парные предметы 3 В предложении являются одним ЧП
|
4 этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы.
Коммуникат УУД
Регулятивн УУД Коммуникат УУД
Познавательные УУД
|
5 этап. Первичное закрепление. |
Работать с информацией, представленной на слайдах, в упражнениях учебника,; Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать самостоятельную работу , обеспечить контроль за выполнением задания; Организовать фронтальную работу по учебнику; Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
5 этап. Первичное закрепление. Выполняя задания упр 491, сформулируйте задание к нему и алгоритм его выполнения. ( составить словосочетания, объяснить условия выбора) Двое очков, три матрешки, трое часов; двое ножниц. -Какое правило вы применяли, выполняя упражнение?
Задание на слайде. Чем текст этого задания отличается от предыдущего? ( даны предложения, где нужно выбрать правильную форму числительного) - Какие правила о собират числительных нужно было применить, чтобы выполнить это задание?
Обсуждение выполнения задания и выводы. Задание ( на слайде)
С какими из собирательных числительных, о которых говорили в начале урока, мы еще не работали? (оба, обе) Какое задание необходимо выполнить , чтобы заполнить пропуски на этом слайде?(вставить числит оба, обе)-устно Какое правило необходимо применять при выполнении задания? |
Коммуникат УУД, Познавател УУД; Регулятивные УУД
Познават УУД; Коммуникат УУД
|
6 этап. Обобщение. |
Отвечать на поставленные вопросы, анализировать проделанную работу. |
Организовать обсуждение проделанной работы. |
6 этап. Обобщение. Задание (устно). Какой вид работы необходимо выполнить?(отредактировать текст) 1 Четверо девочек сбежали с уроков. 2 Двое лошадей скакали во весь опор. 3 А за ними едва поспевали двое жеребят. 4 На столе стояло четверо стаканов. 5Трое котят забрались в папину шляпу.
|
Познават УУД; Коммуникат УУД
|
7 этап. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель-подвести итог проделанной на уроке работе |
6 этап . Итог урока. Рефлексия деятельности. Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: · Я узнал: · Я запомнил: Я научился : |
|
||
8 этап. Домашнее задание |
Вспомнить и записать пословицы и поговорки с использованием собирательных числительных( указать электронный адрес, где можно найти информацию) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.