Технологическая карта урока биологии 7 класс
Оценка 5

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Оценка 5
docx
15.06.2023
Технологическая карта урока биологии 7 класс
Технологическая карта урока биологии 7кл.Тема Кровеносная система. Кровь..docx

Технологическая карта урока биологии 

Ф.И.О педагога:   _Тимофеева Н.В.________________________________________ Должность: учитель биологии_______________________________

Предмет ___Биология_____________ Класс: _____7а,б_________ Учебник (УМК, программа): В.В. Латюшин Биология. Животные: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений»/М.: Дрофа, 2011 и тд. Программа курса биологии для 5—9 классов общеобразовательных учреждений Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник «Дрофа» 2015

Тема:   "Кровеносная система. Кровь"

Цель: сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; составе и функциях крови.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, составом крови, значением крови и кровообращения.

Воспитательные: формирование умения работать в группах; чувства коллективизма и ответственности за свою работу на уроке для получения оптимального результата.

Развивающие: развитие логического мышления; умения работы с тестовой базой; речевой деятельности.

Тип урока: открытие нового знания

Вид: смешанный

Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый.

Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

1)      таблицы « Тип Членистоногие», «Кровь», «Кровеносная система позвоночных»

1)      тексты

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный

Приветствие учеников.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

 Перед проверкой домашнего задания проведем биологическую разминку:

  1) у одноклеточных животных покровы тела называются(оболочка)

2) сколько слоев имеет кожа позвоночных(3)

3) ложноножки- органоиды движения (амебы)

4) для чего ракообразным клешни?(обороны,др)

5) пространство между стенками тела называется (полость тела)

6) кишечнополостные дышат(всей поверхностью тела)

7) перистые жабры есть (у кольчатых червей)

8) органами дыхания членистоногих являются

 (трахеи, жабры, листовидные легкие)

9) воздушные мешки- органы дыхания ( у птиц)

10) процесс измельчения и поступления пищи в организм называется (пищеварение)

 

-У доски будут работать двое уч-ся.

А)  схема пищеварительной системы какого животного изображена?

1.      передняя кишка-средняя кишка-задняя кишка ( круглые черви)

2.      ротовая полость- глотка-пищевод- желудок- кишечник- клоака (земноводные)

3.      ротовая полость- глотка- зоб- пищевод- желудок- кишечник-клоака (птицы)

 

Б) схема дыхательной системы какого животного изображена?

1.      бронхи-легкие-воздушные мешки (птицы)

2.      трахея- бронхи- легкие- альвеолы ( млекопитающие)

3.      жаберные дуги-жаберные лепестки (рыбы)

 

Остальные работают устно:

1.      Что означает понятие «Обмен веществ»?

2.      Одинакова ли скорость протекания обмена веществ? Примеры.

3.      Какую роль в обмене веществ играет пища?

4.      Какие вещества называют ферментами?

5.      Какую роль в обмене веществ играет газообмен?

 

 Итак, пищеварение и газообмен тесно связаны с обменом веществ.

Ребята,  перед вами лежат листы контроля знаний. Найдите задание 1. Вставив  в текст пропущенные слова, сделаем выводы по д/з

«Любой живой организм усваивает поступающие в него необходимые для жизнедеятельности (вещества) и выделяет в окружающую среду вещества, (ненужные) организму. Вся жизнь живого организма- это непрерывный обмен веществами с окружающей (средой) Организм- это открытая система»

Дают ответы

3. Сообщение темы урока, постановка цели и задач

 Итак, для обмена веществ животных необходимы питательные вещества и кислород.

        Какая система доставляет к внутренним органам животных питательные вещества  и кислород? (кровеносная)

        Какая тема нашего урока?

        Каковы цели урока?

Сегодня на уроке нам предстоит проследить усложнение кровеносных систем у различных групп организмов; выяснить значение кровеносной системы.

                         

 

    отвечают, записывают тему

 

4.Актуализация знаний

 В листах контроля найдите задание 2.

 Слушая рассказ учителя, запишите биологические термины, которые для вас являются новыми и ответьте на вопрос «Каковы функции крови?»

 

«Кровь - это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. Движение крови по кровеносным сосудам называют кровообращением. Его обеспечивает сокращение стенок сердца.  Сердце — это мышечный полый орган. Кровеносные сосуды представлены  венами, артериями и капиллярами. Кровь движется по замкнутой и незамкнутой кровеносной системе. В незамкнутой кровь изливается в полость тела и омывает внутренние органы,  а в замкнутой- нет. Артериальная кровь насыщена кислородом, а венозная углекислым газом. Кровь представляет собой по составу раствор воды и веществ — плазма крови. В плазме находятся форменные элементы крови - эритроциты (переносят кислород), тромбоциты- участвуют в свертываемости крови при повреждении кровеносных сосудов и лейкоциты- защищают организм от бактерий»

 

кровь

кровообращение

сердце

вены артерии капилляры

замкнутая и незамкнутая кров си

артериальная и венозная кровь

плазма

форменные элементы крови-эритроциты тромбоциты лейкоциты

 

 Работают в тетради и слушают учителя

5.Введение новых знаний

  -Какие новые биологические термины вы услышали в моем

       рассказе?( плазма,  эритроциты, тромбоциты и лейкоциты)

        Что представляет собой плазма? (раствор воды и веществ)

        Форменные элементы крови или клетки крови это(тром, эри, лейко)

        Каковы функции кровеносной системы? (защитная и транспортная)

отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Как вы думаете, у всех ли животных кровеносная система одинаково устроена? Это вам сейчас предстоит выяснить самостоятельно. Проведем небольшую исследовательскую работу.

Задание 3

 Прочитайте предложенный текст и заполните таблицу «Эволюционное развитие кровеносной системы позвоночных животных»

1 ряд- кровеносная система членистоногих

2 ряд- кровеносная система рыб и земноводных

3 ряд- кровеносная система пресмыкающихся и млекопитающих

Заполнить таблицу: Эволюционное развитие кровеносной системы позвоночных животных

Группы животных

Органы кровеносной системы

Особенности кровеносной системы

Тип Членистоногие (Класс Ракообразные, Класс Паукообразные)

Развито трубчатое сердце, лежит на спинной стороне тела, от него отходят кровеносные сосуды.

незамкнутая

Рыбы

Сердце двухкамерное (желудочек и предсердие) , один круг кровообращения

Замкнутая, появляется артериальная и венозная кровь, которая смешивается

Земноводные

3-камерное сердце. (2 предсердия и 1 желудочек) два круга кровообращения- большой и малый

Кровь в желудочке смешивается 

Пресмыкающиеся

3-камерное сердце с неполной перегородкой в желудочках

Кровь в желудочке смешивается частично

Млекопитающие

4-х камерное сердце. 2 предсердия и два желудочка, аорта, артерии, вены,капилляры.

Кровь не смешивается

Защита выполненного задания у доски по группам.

 

 

 

 

Выполняют исследовательскую работу, защищают.

7.Анализ и оценка итогов работы

 

 

 

 

Рефлексия

Кровь- это жидкость, обеспечивающая лучшее приспособление животных к условиям среды.

Какие функции крови вам известны?

По какому пути шла эволюция организмов кровообращения у животных?

(по пути усложнения строения сердца, увеличения кругов кровообращения, разделения крови на артериальную и венозную. Это обеспечивало более полное насыщение кислородом и питательными веществами клеток организма и следовательно, усложнение жизненных форм)

 

Сегодня я узнал...

Меня удивило...

у меня получилось...

Мне захотелось еще узнать о …

Знания сегодняшнего урока будут для вас полезны?

Как оцениваешь свою работы на уроке?

Делают выводы

8.Определение и разъяснение домашнего задания

параграф 41, сообщение «Голубая кровь. Правда или вымысел?»

кроссворд по теме «Кровеносная система»

 Записывают д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока биологии

Технологическая карта урока биологии

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Остальные работают устно: 1.

Остальные работают устно: 1.

Каковы функции крови?» «

Каковы функции крови?» «

Введение новых знаний -Какие новые биологические термины вы услышали в моем рассказе? ( плазма, эритроциты, тромбоциты и лейкоциты) –

Введение новых знаний -Какие новые биологические термины вы услышали в моем рассказе? ( плазма, эритроциты, тромбоциты и лейкоциты) –

Заполнить таблицу: Эволюционное развитие кровеносной системы позвоночных животных

Заполнить таблицу: Эволюционное развитие кровеносной системы позвоночных животных

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Технологическая карта урока биологии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023