Технологическая карта урока физики "Лабораторная работа №5 "Измерение плотности твёрдого тела.""

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лабораторная работа "Измерение плотности твёрдого тела". ФГОС.
Иконка файла материала Технологическая карта урока физики в 7 классе «Определение плотности твёрдого тела»..docx

Технологическая карта урока физики в 7 классе «Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»» по учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7»

Тип урока: лабораторная работа

Метод ведения урока: эвристический

Форма проведения урока: работа в парах

Цели урока: продолжить формирование умения измерять массу тела на рычажных весах; сформировать умение определять объём тела прямым измерением (с помощью мензурки) и косвенным (по формуле); определять плотность твёрдого тела

Планируемые результаты

Предметные: научатся измерять массу тела с помощью рычажных весов, объём тела с помощью мензурки, диаметр ша-ра и цилиндра с помощью штангенцирку-ля; измерять плотность тела с помощью весов и мензурки; анализировать резу-льтаты измерений и вычислений; делать выводы в письменной форме.

Метапредметные:

познавательные: выполнять лаборатор-ную работу, строго следуя инструкции по технике безопасности; самостоятельно проводить опыты и эксперименты по инструкции в учебнике и обучающим таб-лицам; оценивать результаты своей дея-тельности, используя таблицы плотнос-ти твёрдых тел;

регулятивные: составлять план и после-довательность действий при выполнении лабораторной работы;

коммуникативные: умение работать в парах; эффективно распределять функ-ции и обязанности в соответствии с поставленными задачами и учебными возможностями.

Личностные: развитие навы-ков сотрудничества с учите-лем и одноклассниками в раз-ных учебных ситуациях; про-явление готовности к само-развитию и самообразова-нию, настойчивости в дости-жении поставленной цели.

Образовательные ресурсы: стенд «Правила техники безопасности в кабинете физики», стенд «Критерии оценки

ответов по физике» раздел «Оценка выполнения лабораторных работ», таблицы: «Измерение массы тела на рычажных весах», «Измерение объёма тела с помощью измерительного цилиндра», опорные конспекты к уроку на стенде «Сегодня на уроке», 7 кл., учебник, тетрадь для лабораторных работ, весы с разновесами, мензурка, штангенциркуль, стальной шарик с ушком большого объёма, алюминиевый цилиндр большого объёма, нитки.

Организационная структура урока

 

Этап урока

 

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

1. Организа-ционный момент

Приветствие. Проверка готовности уча-щихся к уроку. Создание в классе комфор-тности и атмосферы делового сотрудни-чества.

Настраиваются на учебную деяте-льность. Концентрируют внимание на выполнение задач урока.

Формировать

навыки самоорга-низации и само-контроля.

2.Актуализа-ция опорных знаний

Предлагает учащимся вспомнить поня-тия, изученные на прошлых уроках физики и математики: масса, объём, формулы объёма прямоугольного параллелепипеда, объём шара и цилиндра, плотность твёрдого тела.

 

Отвечают и записывает определе-ния и формулы. Масса – скалярная физическая величина, являющаяся мерой инертности тела. Обозна-чается m, измеряется в СИ -  кг.

Объём – скалярная физическая вели-чина, характеризующая часть про-странства, занимаемого телом.

Обозначается V, измеряется в СИ – м3. Объём прямоугольного паралле-лепипеда: V=abc, объём шара: V=4/3πR3 или Vd3/6, объём цилин-дра: V=Sh, где SR2 или Vd2h/4.

Плотность – скалярная физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму: ρ=m/V.

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме

1 м3. Обозначается ρ, измеряется в СИ – кг/м3.

Уметь осуществ-лять самопроверку и самоконтроль.

3. Сообще-ние темы урока.

Постановка цели и задач урока.

Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

- Чему вам нужно научиться на уроке?

- Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

Участвуют в формулировании цели и задач урока:

- научиться определять на опыте объём тела;

- научиться определять плотность твёрдого тела;

- сравнивать, полученные результа-ты плотности тел, с табличными значениями.

Формировать умения принимать и сохранять учеб-ную задачу.

4. Мотивиро-вание к учеб-ной деятель-ности.

Способствует обсуждению мотивацион-ных вопросов:

- В каких жизненных ситуациях могут по-надобиться знания и умения измерения объёма и плотности твёрдого тела?

- Какую личную цель я ставлю на этом уроке?

- Что может помешать мне на уроке не выполнить поставленную цель?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают условия для успешной учеб-ной деятельности.

Выражать логиче-ски свои мысли в устной речи.

Развивать навыки самомотивации.

5. Выполне-ние

лабораторной работы.

Обращается к одному из учащихся зачи-тать пункты ТБ по стенду, относящиеся к данной лабораторной работе.

Другого учащегося просит зачитать кри-терии оценки выполнения лабораторной работы, используя соответствующий стенд.Поясняет задания лабораторной работы, используя таблицы и основные теоретические понятия.

Организует самостоятельное выполне-ние учащимися лабораторной работы.

Рассматривает последовательность выполнения работы:

- Организовать рабочее место.

-Измерить массу тел на рычажных весах.

- Измерить объём тел с помощью измери-тельного цилиндра.

- Измерить линейные размеры тела с

 помощью штангенциркуля для определе-ния объёма тел по формулам и сравнения с объёмом, полученным с помощью мензу-рки.

- Вычислить плотность тела.

- Результаты измерений и вычислений

занести в таблицу.

- Сравнить полученные результаты с табличными данными.

- Сформулировать вывод.

Записывают в тетрадь, что с пра-вилами по ТБ при выполнении лабо-раторной работы ознакомлены и расписываются.

Записывают в тетрадь № и назва-ние л/р, цель работы, приборы и ма-териалы, чертят таблицу для вне-сения измерений и расчётов. Записывают ниже таблицы основ-ные формулы, необходимые для про-ведения опыта.

Берут с демонстрационного стола, необходимые приборы и материалы.

Самостоятельно выполняют зада-ния лабораторной работы по инст-рукции в учебнике, делают неоходи-мые измерения и расчёты, записыва-ют в таблицу, учитывая погреш-ность приборов.

Формулируют вывод по цели лабора-торной и результатам полученных значений, сравнивая с табличными данными.

Вывод: плотность тела равна отношению массы тела к его объёму. Полученные результаты различаются с табличными из-за погрешности приборов и прямых измерений.

Соблюдение

правил безопасной работы с физичес-кими приборами.

Умение выбрать необходимые при-боры для выполне-ния эксперимента. Осуществлять самоконтроль. Проводить объек-тивную самопро-верку.

Умение анализиро-вать, сравнивать, делать выводы. Выражать логиче-ски свои мысли в письменной речи.

Развивать умения принимать совме-стные решения или аргументированно отстаивать своё, работая в паре.

6. Подведе-ние итогов урока. Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к раз-мышлению над вопросами:

- Каковы мои достижения при выполне-нии лабораторной работы?

- Доволен ли я своей работой на уроке?

- Получается ли у меня сотрудничать с учителем и одноклассниками при выполне-нии лабораторной работы?

- Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

Проводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Отслеживать цель учебной

деятельности.

7. Домашнее задание.

Предлагает учащимся выбрать задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня из задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возмо-жности и способности учащихся.

Выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают дома-шнее задание.

Формировать навыки самоорганизации.

 

Используемая литература:

1.     А.В. Пёрышкин, учебник «Физика 7», издательство «Дрофа», г. Москва, 2014 г.

2.     Н.Л. Пелагейченко, «Физика 7 класс: технологические карты уроков по учебнику А.В. Пёрышкина», издательство «Учитель», г. Волгоград, 2018 г.