Муниципальное казенное образовательное учреждение
Суторминская основная школа
(МКОУ Суторминская ОШ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ВЫПОЛНИЛА:
Артемьева Нина Николаевна
2016-2017 учебный год
Цели для ученика: Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Понять историческое значение реформы для страны.
|
Цели для учителя: Познакомить учащихся с личностью Александра II. Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крестьянского права. Способствовать развитию информационной культуры учащихся. Содействовать воспитанию уважения к истории России. Развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщат, определять и объяснять понятия. |
|||||
Тип урока: урок изучения нового |
Технология: проблемного обучения |
|||||
Опорные понятия, термины: крепостное право, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи |
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран |
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Типы и виды образовательных ресурсов, в том числе ЭОР их содержание |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
|
1.Целевой 3 мин. |
Организаторфасилитатор
- Какие проблемы оставил Александру II его отец?
|
Активные формы Отвечают на вопрос
Тяжелое экономические, социальное положение в стране, разруха, нестабильность, крепостное право… |
Слайд № 1 18 февраля 1855 года в самый разгар Крымской войны умирает император Николай I. «Сдаю тебе мною команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот» - говорил умирая Николай I своему сыну. |
Учебноорганизационные: определение индивидуальных и коллективных учебных задач Учебноинтеллектуальн ые: выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы |
Создание мотивационной среды для дальнейшей работы Активизация внимания |
|
2.Содержател ьный 10 мин. |
Информатор
Александр Николаевич родился 17 апреля 1818г.
Получил блестящее воспитание. Поэт В.А.Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды. М.М.Сперанский преподавал ему право, а Е.Ф.Канкрин – экономику. - Как воспитание Александра II повлияло на его характер? - Назовите главную задачу с которой должен был справится император? |
Активно-пассивные формы (активное слушание)
Записывают название нового раздела Императора, годы правления
Отмена крепостного права Записывают тему урока |
Слайд № 2 Россия в годы правления Александра II (1855 —1881)
Слайд № 3 Портреты В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина и молодого Александра II
Слайд № 4 |
Учебноинтеллектуальн ые: выявление существенных признаков объекта, классификация информации |
Получены знания об императоре. Определена тема и цель урока |
|
Организаторфасилитатор - Что такое крепостное право? - Какого было положение крепостных крестьян? - Попробуйте назвать предпосылки отмены крепостного права.
|
Активные формы
Высказывают предположения. Записывают предпосылки. |
Слайд № 5
Предпосылки отмены крепостного права: 1) Поражения в Крымской войне. 2) Массовое крестьянское движение. 3) Военно-техническое и социально-экономическое отставание России от европейских государств. |
Учебнокоммуникативн ые: выслушивание мнения других, владение культурой речи Учебноинтеллектуальн ые: установление причинноследственных связей
|
Систематизирован ы знания о крепостном праве, сформированы предпосылки отмены крепостного права |
3.Операционн одеятельностн ый 18 мин. |
Организатор - Из пазла вы должны собрать фразу, которую сказал Александр II 30 марта 1854 г., выступая перед дворянами. - Как вы понимаете эту фразу?
|
Деятельностные формы Собирают пазл Если не отменить крепостное право сейчас, то начнутся волнения. Восстания, беспорядок … который приведет к разрухе ... |
Слайд № 6 «…лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда это совершится снизу»
|
Учебноинтеллектуальн ые: установление причинноследственных связей Учебнокоммуникативн ые: организация совместной деятельности |
Сформировано понимание необходимости реформы |
Организатор- |
Активные формы |
Слайд № 7 |
Учебноинтеллектуальн |
Обозначен вариант освобождения |
|
фасилитатор - Как Вы думаете, какой вариант избрал император и почему? - Почему император выбирает второй вариант? Освобождение крестьян с землёй за выкуп Учитель сообщает дату подписания манифеста - Прочитайте статьи манифеста и ответьте на вопросы: - Как вы думаете, как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? - Стал ли русский крестьянин благодаря манифесту собственником своей земли? - Раскройте смысл терминов: |
Высказывают мнения Записывают факт
Знакомятся с текстом
|
«Варианты освобождения крестьян, слои общества, поддерживающие их» 1.Освобождение крестьян без земли 2.Освобождение крестьян с землёй за выкуп 3.Освобождение крестьян с землей без выкупа
Слайд № 8 19 февраля 1861 года Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. Слайд № 9 «Основные положения манифеста»
|
ые: владение компонентами доказательства, классификация информации Учебнокоммуникативн ые: выслушивание мнения других, владение приемами риторики. Учебноинформационные: работа с документом
|
крестьян от крепостной зависимости Выявлены плюсы и минусы крестьянской реформы; историческое значение реформы. |
|
временнообязанный крестьянин и выкупные операции (платежи)
Учитель просит найти и прочитать значение отмены крепостного права |
Озвучивают и записывают значения отмены крепостного права |
Слайд № 10 Значение отмены крепостного права - Ликвидировано право собственности на людей - Реформа 1861 года способствовала развитию капитализма в России. |
|
|
4.Рефлексивн ый 4 мин. |
- Как вы понимаете слова Николая Алексеевича Некрасова? |
Высказывают свое мнение |
Слайд № 11 Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом – по барину Другим – по мужику? |
Учебноинтеллектуальн ые: выявление существенных признаков объекта, установление причинноследственных связей |
Сформировано представление о крестьянской реформе 1861 г. |
Домашнее задание |
Написать «письмо» императору Александру II от имени освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьянина на свободу. Прочитать и ответить на вопросы к документам стр. 164-165
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.