Технологическая карта урока
Предмет биология
Класс_ 7
Тема урока Эволюция кровеносной системы. Кровь
Тип урока Изучение нового материала
Учитель биологии Гурина Н.А. МКОУ ООШ №25 пос. Бородыновка
Цели:
1. Образовательные:
сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных; проследить эволюцию кровеносной системы от дождевых червей до млекопитающих; выяснить наличие замкнутой и незамкнутой кровеносных систем у различных групп животных, проследить связь строения сердца со сложностью организации животных, изучить состав крови и функции клеток крови,
2. Развивающие:
Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
Развивать познавательные умения.
Развивать аналитическое мышление, логику, умения делать выводы.
Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
3. Воспитательные:
Воспитывать положительное отношения к знаниям;
Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации
Прививать интерес к биологии.
Воспитывать убеждения в познаваемости живой природы.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: иллюстративно-объяснительный, поисковый.
Форма организации: беседа, самостоятельная работа, фронтальная, групповая.
Средства обучени
· Презентация Кровеносная система. Кровь.
Этапы урока Цели на каждом этапе урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Педагогические приемы |
Система ожидаемых умений |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, отмечает отсутствующих, проверяет готовность рабочего места ученика. Знакомит с правилами работы на уроке. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. Выставляют себе баллы за подготовку За внешний вид-1 балл За наличие учебника и тетради-1 балл |
|
|
Актуализация имеющихся знаний Определение темы урока и постановка целей. |
В течении нескольких уроков мы изучаем эволюцию строения и функций органов и их систем. Систему органов которую мы будем изучать, вы хорошо знаете. Знакомство с ней началось у нас не с первых уроков, т .к. она отсутствует у простейших, кишечнополостных, плоских и круглых червей. Впервые мы начинаем говорить о ней при изучении типа Кольчатые черви, а именно с дождевого червя. Еще одна подсказка : на слайде №1 даны животные разных типов и классов. Определите принадлежность животных к типу и классу, начиная с первого и дайте заключение о какой системе органов пойдет сегодня речь. Ваши предложения: что бы вы хотели узнать на уроке? Для изучения нам потребуется вспомнить некоторые понятия и определения. Что такое кровь? Самый большой кровеносный сосуд-… Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца-… Кровеносные сосуды по которым кровь возвращается к сердцу-… Все ли термины мы использовали при ответах? Мы не назвали капилляры и сердце. Дайте сами определение капилляра и сердца.
|
Вспоминают материал предыдущих уроков и отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока и цели. (Запись в тетради)
На доске: внутренняя среда организма, капилляры, аорта, соединительная ткань, артерии, вены, сердце. |
«Мозговой штурм»
|
Концентрация внимания. Определение ключевых понятий. Работа индивидуальная и в группе. Умение формулировать понятия. |
Изучение нового материала |
Мы готовы к изучению темы. Слайд №5 Напомните : у каких животных впервые появилась кровеносная система и каковы особенности ее строения? Почему простейшие, кишечнополостные, плоские и круглые черви обходятся без кровеносной системы?
Слайд №6 Сравните, пожалуйста, кровеносную систему, насекомых тип Членистоногие и дождевого червя. Какие отличия вы нашли. Слайд №7 Сравните следующих животных: насекомое и брюхоногий моллюск. Какой тип кровеносной системы? Ваше мнение : почему у насекомых кровеносная система проще? Слайд №8 Предварительные выводы. • 1 Кровеносная система может быть замкнутая и незамкнутая. • 2 Кровеносная система представлена сердцем и сосудами. • 3 Основная функция: транспортная. Переходим к следующему разделу Изучение кровеносной системы животных тип Хордовые. Слайд№9 Кровеносные системы каких животных представлены на слайде? Найдите отличия. Какая кровеносная система более совершенная и почему? (отметить важность появления еще одной камеры).
Слайд №10 Сравните кровеносную систему ланцетника , птиц и млекопитающих. Отметить отличия. Почему эволюция шла по пути увеличения количества камер? С чем это связано? Слайд 11 Сравните строение сердца у животных на слайде.
Слайд 12 Поговорим о строении крови. Из каких компонентов состоит кровь? Функции крови связаны с ее составляющими. Какие функции кроме транспортной вы еще знаете? С чем связана защитная функция крови? Их роль.
|
Отвечают на вопросы.
животные этих групп имеют малые размеры тела и посредник между внешней средой и системами органов просто не нужен (запись в тетрадь).
Предполагаемые ответы: У червя кровеносная система замкнутого типа, а у насекомых не замкнутого. У насекомых есть сердца.
Трахейное дыхание и кислород переносится благодаря трахеям.
Надкласс Рыбы, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся. Сердце рыб двухкамерное, у двух других трех камерное. При трех камерном сердце кровь артериальная, венозная и смешанная. У птиц и млекопитающих замкнутая кровеносная система и четырех камерное сердце.
Плазма и форменные элементы крови. Защитная. Наличием лейкоцитов и тромбоцитов. Ответы. (Записывают в тетради функции крови.)
|
Демонстрация презентации. Сравнение. Нахождение сходства и различий. Постановка проблемных вопросов. |
Умения анализировать и находить отличия. Делать выводы Концентрация внимания.
Умения работать в группе.
Умения работать с материалом анализировать и таблицами. |
Рефлексия Целостное осмысление и обобщение информации Выработка собственного отношения к изученному материалу. Самооценка знаний. |
Составим схемы строения кровеносной системы и состава крови. Слайд 15 • Вывод Эволюция системы кровообращения шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия.
Слайд №16 Отгадай! Чье сердце? Слайд №17 Викторина • Какой цвет крови у дождевого червя? • Назовите цвет крови у брюхоногих, головоногих и двустворчатых моллюсков. • Цвет крови у рыб … • Сердце крокодила отличается от сердца остальных пресмыкающихся тем, что имеет … • Четырехкамерное сердце состоит из … • Сосуды идущие от сердца -…, идущие к сердцу… • Самый крупный кровеносный сосуд-… • Форменные элементы крови-…
|
Делают вывод отвечая на вопросы поставленные в начале урока. |
Концентрация внимания на главном. Мозговой штурм. |
Умения находить главное и делать выводы. |
Домашнее задание |
Пар 41, заполнить табл Слайд 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На доске:
Тема__________________________________________________________________________________
Ответы внутренняя среда организма, капилляры, аорта, соединительная ткань, артерии, вены, сердце.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.