Урок № 40; 2019-2020 уч.год.
Учитель: Калугина Л.И. |
Предмет: Физика |
Класс: 8 |
Автор УМК: Перышкин А.В. |
Тема урока: Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Тип урока: Урок развивающего контроля (контроль). Лабораторная работа.
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов.
Цель урока: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра, убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.
Задачи урока:
образовательные: продолжить работу над формированием понятия об электрическом сопротивлении проводника; совершенствовать навыки чтения и составления схем электрической цепи; закрепить у учащихся умение работать с электрическими оборудованиями, соблюдая технику безопасности; научить учащихся применять теоретические знания на практике; умение измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома; совершенствовать навыки решения качественных и количественных задач.
развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; применение теории на практике; создать условия для развития коммуникативных навыков; создать условия для развития у учащихся памяти, внимания, воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развить у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; развить у учащихся умение составлять схемы, планы, формулировать выводы или контрольные вопросы; развить у учащихся познавательный интерес; развить у учащихся интеллектуальные способности переноса знаний и умений в новые ситуации; научить учащихся работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; научить учащихся выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения.
воспитательные: способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; способствовать развитию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения; содействовать развитию у учащихся эстетического вкуса, культуры речи; содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения; способствовать формированию готовности и мобилизации усилий на выполнение заданий; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; содействовать формированию у учащихся физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления; содействовать формированию у учащихся бережного отношения к природе и экологической культуры; бережное использование электрической энергии, правильное обращение с электрическим током во время работы.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: умение правильно вести расчеты по формуле, знание единицы измерения физических величин.
личностные: формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;
развитие мотивации образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
знание основных правил техники безопасности во время работы;
знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
формирование ценностного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;
формирование уважения к авторам открытий, изобретений и опыту предшествующих поколений;
знание индивидуальных особенностей физического развития в соответствии возрастными и половыми признаками;
развитие игровых и соревновательных способов действия;
формирование стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование готовности целенаправленно использовать знания и учения в повседневной жизни для исследований;
формирование технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
метапредметные: умение понимать назначение и смысл поставленной задачи, актуализировать ее и интуитивно представлять алгоритм ее решения.
умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
умение отличать гипотезу от факта, выделять основное и второстепенное в предоставленной информации.
развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.).
умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач.
умение использовать различные источники информации, находить информацию и представлять ее в подходящей форме.
умение понимать и использовать формальные представление информации (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
умение осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.
умение адекватно действий в нестандартных ситуациях.
умение применять информационные технологии в решении поставленной задачи.
развитие готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
формирование первоначального представления об идеях и о методах предметной области данной дисциплины.
формулирование навыков выдвигать гипотезу, производить анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявлять причинно-следственные связи, совершать поиск аналогов.
развитие навыков выступать перед аудиторией и аргументированно доказывать свою точку зрения.
развитие способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса.
освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых в реальных жизненных ситуациях.
Основные понятия темы: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление проводника, закон Ома для участка цепи, последовательное соединение и параллельное соединение, схема электрической цепи, условные обозначения приборов.
Межпредметные связи: информатика, математика, черчение.
Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ технологии, проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение и исследовательское.
Ресурсы: проекционный комплект, ПК, наглядные печатные материалы, раздаточный материал, УМК ( А.В. Перышкин, учебник «Физика 8 класс», А.В. Перышкин, «Сборник задач по физике 7-9 классы, В.И. Лукашик «Сборник задач 7-9 кл», ЭОР, рабочая тетрадь.
Оборудование: источник питания, исследуемый проводник, амперметр, вольтметр, ползунковый реостат, лампочка, соединительные провода.
Организационная структура урока
Деятельность |
Формируемые универсальные учебные действия |
ФОУД |
Развивающий контроль |
||||
учителя |
учащихся |
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
||
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
|||||||
Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
|||||||
-Здравствуйте, дети! -А что у меня в руках, как называется прибор и для чего он необходим?
Первый мультиметр был изобретен в начале 1920 года Дональдом Макади в связи с неудобством носить большое количество отдельных инструментов, необходимых для произведения измерений.
|
Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; стараются дать правильный ответ. -Мультиметр, для измерения силы тока, напряжения и сопротивления. Мультиметр выполнял измерения в амперах, вольтах и омах.
|
-самоопределение; самоорганизация - осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
- построение логической цепи рассуждений; -Цифровой мультиметр – универсальный, простой в применении, наглядный прибор для измерения электрических параметров (силы тока, напряжения и сопротивления) - подведение под понятие; - формулирование проблемы; - осуществление поиска необходимой информации; |
- формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
|
- волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - познавательная инициатива;
|
фронтальная |
Вопрос для мотивации |
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|||||||
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности |
|||||||
Организует взаимопроверку и взаимооценку учащихся домашнего задания с выявлением и устранением ошибок.
http://www.myshared.ru/slide/363452/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/433a3cc4-cfff-4bd3-a977-d63d38f44f83/8_154.swf
|
Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой рабо ты. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9aa12cf0-3a08-49b1-af32-b6f7a0c68660/128.swf
|
- осмысление; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - развитие регуляторов морального поведения; |
- построение рассуждения - построение логической цепи рассуждений;
|
- формулирование собственного мнения (позиции); - умение договариваться и приходить к общему решению; - использование речи для регуляции своего действия; |
- волевая саморегуляция; - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - принятие и сохранение учебной задачи; |
парная http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9df2c124-8a42-4bb9-b5f7-c9c71392f862/8_166.swf
|
Вопрос-ответ Реостат служит для увеличения или уменьшения силы тока |
Этап урока: Локализация индивидуальных затруднений |
|||||||
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий |
|||||||
Работа со слайдами для коррекции знания для предстоящей работы. Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения. http://volna.org/fizika/vsio_ob_eliektrichiestvie.html
|
Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения). |
- формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование мотивов достижения и социального признания; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - осмысление; |
- построение логической цепи рассуждений; - подведение под понятие; - формулирование проблемы; |
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - использование речи для регуляции своего действия; |
- волевая саморегуляция; - целеполагание; - выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; |
Индивидуальная |
Индивидуальный опрос
Всё об электричестве. |
Этап урока: Построение проекта коррекции выявленных затруднений |
|||||||
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
|||||||
Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод уточнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) коррекции выявленных затруднений.
http://volna.org/fizika/vsio_ob_eliektrichiestvie.html
|
В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; выбирают способ и средства коррекции выявленных затруднений; формируют план своих действий. |
- формирование мотивов достижения и социального признания; - установка на здоровый образ жизни; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; |
- осуществление поиска необходимой информации; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выдвижение гипотез и их обоснование; |
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению; - владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; |
- познавательная инициатива; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - прогнозирование; - целеполагание; |
Практикум |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fad6cb42-ae6e-4d38-afe5-8d11629b1189/8_149.swf устный рассказ по прослушанному
|
Этап урока: Самостоятельная лабораторная работа с самопроверкой по принятому эталону |
|||||||
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха |
|||||||
Инструктаж по ТБ. Оборудования на столах. Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха.
|
Учащиеся ставят свои подписи в тетраде по ТБ. Выполнение лаб.раб. Применяют корректируемый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки.
|
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;
|
- сравнение, - оказательство; - использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач;
|
- формулирование собственного мнения (позиции); - построение понятных для партнёра высказываний;
|
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; - обнаружение отклонений и отличий от эталона; |
Парная
Вывод: Измерения показывают, что сопротивление проводника не зависит от величины напряжения на его концах и силы тока в нем.
|
Лабораторная работа «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра» Часть учащихся делают работу через виртуальную лабораторию (СД-диск) Электричество |
Этап урока: Решение заданий творческого уровня с закреплением |
|||||||
Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса |
|||||||
Организовывает выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; Для того чтобы убедиться в том, что сопротивление проводника не зависит от напряжения на его концах и силы тока в нем нужно несколько раз вычислить сопротивление, изменяя силу тока в цепи с помощью реостата.
|
Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; Закрепляют закон Ома: Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Решают творческую задачу
|
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; - формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; |
использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач; - использование общих приемов решения задач; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
|
- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулирование собственного мнения (позиции); - построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; |
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки; - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; |
Групповая
Почему птицы, которые сидят на высоковольтных проводах, не погибают от тока?
|
Защита выполненных заданий Величина тока, которые проходит через тело птицы, прямо пропорциональна приложенному напряжению, а именно напряжению между лапками, касающимися провода. Напряжение это создается током, который протекает по проводу, и оно прямо пропорционально сопротивлению отрезка провода между лапками птицы.
|
Этап урока: Информация о домашнем задании и рефлексия учебной деятельности |
|||||||
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания |
|||||||
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; дает краткую качественную характеристику работы класса; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с выбором). |
Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
- самооценка на основе критериев успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
|
- рефлексия способов и условий действия; - формулирование проблемы; - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции); - контроль действий партнёра; |
- осознание качества усвоения; - определение уровня усвоения; - адекватное восприятие оценки учителя; |
Парная
|
Взаимопроверка
§42-47 Л1326-1330 http://www.youtube.com/watch?v=G9T0aIHbcLA
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.