Технологическая карта урока химии в 8 «А» классе
Тема урока |
«Оксиды» |
|||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|||
Дата урока |
16.02.2022 |
|||
Цели урока |
Формирование у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть. |
|||
Формы и методы обучения |
Наглядные, фронтальные, проблемно – поисковые, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, прием: «Корзина фактов» |
|||
Основные термины и понятия |
Оксиды, валентность, бинарные соединения, простые вещества, сложные вещества, общая формула. |
|||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Обучающиеся научаться: описывать физические свойства оксидов, формулировать выводы по теме, выделять класс оксидов из других неорганических соединений. Получат возможность: научится выделять главное, существенное, в изучаемом материале; определять значение оксидов в природе и жизни человека; формировать умения составлять формулы веществ используя валентность элементов и названия веществ, развивать интерес к химической науке, а так же умения работать коллективно и в паре. |
|||
Оборудование |
Ноутбук, проектор, экран, ПСХЭ им. Менделеева, раздаточный материал в файлах индивидуально для каждого ученика, образцы природных минералов содержащих оксиды, корзина фактов, разрезные карточки, пробирки, штатив, инструктивная карта, презентация, учебник, тетрадь. |
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД, функциональная грамотность |
|
Организацион - ный этап |
Приветствие обучающихся. Положительный эмоциональный настрой на урок, поверка готовности к уроку. |
Настраиваются на предстоящую совместную деятельность |
Личностные: формирование готовности к осознанному выбору образовательной траектории, мобилизация внимания, самоорганизация.
|
|
Актуализация знаний |
1.У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых содержится вся не обходимая информация для работы на сегодняшнем уроке, в том числе и все необходимое для того что бы проверить домашнее задание. Первое задание в инструктивной карте это определение формул по валентности, то же самое у меня представлено на доске. Это задание пойдет выполнять… Вы выполняете это задание у себя в тетрадях. Открываем тетради, записываем число. Время выполнения задания 3 минуты. 2. А следующее задание мы выполним совместно. На доске вы видите карточки. Распределите их в 2 группы и дайте им название. Подумайте и скажите, как это сделать. Учитель распределяет карточки в соответствии с ответами обучающихся. - Дайте названия получившимся группам. Учитель записывает название над карточками. Молодцы! Справились! |
Выполняют задания в тетрадях, 1 обучающийся работает у доски.
Думают, предлагают свои варианты.
Дают названия. |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Познавательные: выполнять учебно – познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний; делать обобщение и выводы. Предметные: умение работать с формулами по валентности. ФГ: математическая грамотность (на примере просчета валентности химических элементов) |
|
Постановка целей и задач |
Это задание мы выполнили не просто так, вернемся к нему чуть чуть попозже. А сейчас скажите мне, какие ассоциации у Вас взывает словосочетание « Собачья пещера»? Я расскажу Вам одну историю. (Приложение 1) Кто запомнил, о каких химических соединениях шла речь в этом рассказе? - Правильно! - Учитель вывешивает на доску карточки. - Что общего на Ваш взгляд в этих химических соединениях? -Правильно! Кислород это одна из характеристик того соединения, о котором пойдет речь на уроке. - Чтобы определить тему нашего урока, разгадайте ребус. Какая тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Цель нашего урока изучить оксиды. - Определите задачи, которые помогут нам в достижении данной цели, опираясь на карточки. Итак тема нашего сегодняшнего урока: «Оксиды» Цель: изучить оксиды. |
Высказывают предположения.
СО2, Н2О.
Кислород.
Обучающиеся разгадывают ребус Оксиды Изучить оксиды
Обучающиеся формулируют задачи
|
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свои действия; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов. Умение слушать, слышать и выделять необходимую информацию на слух. Познавательные: осознавать познавательную задачу, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; высказывать предположения. ФГ: естественно – научная – грамотность. |
|
Изучение нового материала |
1.Наличие кислорода - это одна из характеристик оксидов, но не единственная. Все что мы узнаем сегодня на уроке об оксидах, я предлагаю собирать в корзинку фактов. 1 факт - всегда содержит кислород. У вас в раздаточном материале, тоже есть корзинка фактов. Достаньте ее, пожалуйста, я буду работать у себя на доске в большой корзинке, вы у себя в маленькой. Заполните первую строчку и запишите первый факт на первой строке корзины.
А теперь давайте мы вернемся к нашему выполненному заданию в начале урока. Посмотрите, в какой группе находятся соединения содержащие кислород? - Сложные. В химии подобные соединения принято называть – бинарными. - Слышали ли вы когда – ни будь это слово? Можете объяснить значение этого слова? Или может кто- то знает значение приставки «Би»(бинокль, бинокулярное зрение, бицепс –двухглавая мышца плеча, биплан – самолет с 2-мя рядами крыльев). 2 факт – сложные, бинарные соединения, состоящие из 2х элементов.( к корзинке прикрепляется карточка Бинарные соединения) - Что вы можете сказать о валентности кислорода, во всех этих соединениях? - У любого соединения должна быть формула. Наши оксиды не исключение. Давайте попробуем вывести общую формулу для оксидов? Если в состав всех оксидов входит кислород, то в реакцию с ним должен вступить какой – либо элемент. В химии он условно обозначается латинской заглавной буквой R. Также необходимо указывать валентность того элемента, который вступает в реакцию с кислородом. В общей формуле для ее обозначения используют индексы х и у. Учитель закрепляет формулу на корзинку (RxOy). Вы заполнили все строчки в корзинке. Приклейте ее в тетрадь. - А теперь давайте подведем итог, и сформулируем определение оксидов, опираясь на факты из нашей корзинки. - Давайте запишем получившееся определение в тетрадь. Оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х химических элементов, один из которых кислород с валентностью 2. 2.Любую формулу важно уметь правильно читать, формулы оксидов- не исключение. Учитель показывает чтение формулы на примерах СО2 и Н2О. - А теперь вы попробуйте прочитать вот эти формулы (которые были за доской). |
Кислород
Работают с корзинкой
Кислород всегда двухвалентен
Обучающиеся пробу-ют сформулировать определение.
Записывают определение в тетрадь.
Читают формулы |
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, доносить свою позицию до других, приводя аргументы, слушать других. Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения. Добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материала. Предметные: формирование устойчивого понятия об оксидах. ФГ: глобальные компетенции |
|
Физминутка |
«Простые, сложные» |
Выполняют действия |
|
|
Первичное осмысление и закрепление |
1.Многие оксиды встречаются в природе в виде полезных ископаемых, они находятся в окружающем нас воздухе, образуются в результате деятельности человека. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит для знакомства и дальнейшей работы образцы с полезными ископаемыми. Вам нужно детально ознакомиться с образцом и дать ему характеристику на основании критериев, представленных в таблице. Таблица находится у вас в файле. Повернитесь друг к другу и образуйте группы из 4- х человек. Учитель раздает пробирки и текст. - Вместе с пробиркой вы получили текст, из которого можно будет почерпнуть дополнительную информацию о полезном ископаемом. Время выполнения 5 – 7 минут. Инструктаж по ТБ. Дальнейшее обсуждение проделанной работы. Ребята, посмотрите на слайд. Здесь записаны формулы тех полезных ископаемых, с которыми вы работали в группах. Что же в них общего? 2. - Скажите мне, где можно применить данные полезные ископаемые? Верно, эти оксиды используются в строительстве, производстве металла, стекла и много другого. В связи с этим предлагаю вам решить задачу: «Строители построили 3-хэтажный дом. Вам нужно расселить жильцов. На первом этаже должны жить оксиды, на втором – простые химические элементы, на третьем – сложные соединения». Домик находится в вашем файле, а жильцы представлены в инструктивной карте. Время выполнения 4 минуты. -Обменяйтесь домиками и проверьте работу друг друга по образцу на слайде. - Поставьте отметку. Дети сдают домики. - Поднимите руки, кто получил за работу 5, кто 4, есть ли такие кто не справился? Я тоже проверю ваши домики, положительные отметки поставлю в журнал. |
Образуют группы, получают пробирки, начинают работу.
Кислород
Высказывают предположения.
Выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку |
Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; способности проявлять внимание, желание больше узнать. Формирование интереса к познанию окружающего мира, положительного отношения к познавательной деятельности. Познавательные: высказывать предположение, обсуждать проблемные вопросы, добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в новых формах; выполнять учебно – познавательные действия, рассматривать, сравнивать, классифицировать, делать обобщения и выводы. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные: умение определять физические свойства химических соединений. ФГ: глобальные компетенции, читательская грамотность. |
|
Итоги урока |
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какова была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы этой цели? - Также мы ставили определенные задачи. Что мы узнали ? Чему мы научились? - Кто может дать определение оксидов? - Перечислите области применения оксидов. - Встретились ли нам сегодня на уроке задания из ВПР? Какие? |
Отвечают на вопросы. |
Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
|
Рефлексия |
В файлах у Вас лежат 3 смайлика. Оцените свою работу на уроке с их помощью. Если Вам все было понятно, поднимите зеленый смайлик. Если у Вас были какие – либо затруднения поднимите желтый смайлик. Если вы считаете, что у Вас ничего не получилось то поднимите розовый смайлик. Благодарю вас! |
|
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, выполнять учебные действия, положительного отношения к познавательной деятельности. |
|
Домашнее задание |
Дома я предлагаю Вам выполнить задания на выбор: 1.п.40 и заполнить таблицу на стр.135 №1. 2.п.40 и заполнить таблицу на стр.135 №1, описать область применения трех любых оксидов на выбор. 3.п.40 и заполнить таблицу на стр.135 №1, описать область применения трех любых оксидов на выбор, и подготовить кластер по теме оксиды. Все эти задания будут находиться в электронном дневнике и вы подумаете, на чем остановите свой выбор.
Спасибо за урок. До свидания!
|
Записывают домашнее задание |
ФГ: креативное мышление. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.