|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
УТВЕРЖАЮ ПРОВЕРИЛ
Руководитель практики Учитель начальных классов
Голоскок Г.Н. / _Винклер С.Г. /__________
« 3 » февраля 2021г. « 3 » февраля 2021г.
Технологическая карта урока русского языка
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Годяцкая Алина
Дата проведения урока: 08.02.2020
Ейск, 2021
УМК «Школа России».
Предмет: Русский язык.
Класс: 3.
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема: Неизменяемые имена существительные.
Цель: Познакомить учащихся с понятием неизменяемые имена существительные.
Задачи:
1. Учить находить неизменяемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, повторить склонение имён существительных, закрепить навыки определения падежа имени существительного;
2. Способствовать развитию мыслительных процессов, речи, внимания, памяти, развивать орфографическую зоркость, внимательность.
3. Воспитывать интерес к русскому языку, культуру общения, аккуратность.
Формируемые УУД:
Личностные:
1) Выражать свое мнение;
2) Проявлять интерес к новому учебному материалу;
Познавательные:
1) осознавать необходимость получения новых знаний;
2) проявлять познавательную активность;
Коммуникативные:
1) сотрудничать со сверстниками при работе в парах;
2) излагать свое мнение и аргументировать его;
Регулятивные:
1) определять и формулировать тему и цель урока;
2) уметь осуществлять самоанализ своей деятельности.
Оборудование: ИКТ, презентация, карточки с заданиями, учебник русского языка.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
Мотивационная учебная дея-ть |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Юрьевна, урок русского языка сегодня проведу у вас я. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться! Работаем старательно, слушаем внимательно! Проверьте свою готовность к уроку, все ли необходимые предметы лежат у вас на парте. (В течение всего урока контролирую посадку учащихся и дисциплину)
|
Приветствуют учителя. Подготовка рабочего места к уроку. |
Л1 П1 |
||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
-Откройте тетради, пропустите две линии вниз, посередине на первой строке напишите число, ниже классная работа. - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, а какую вы узнаете, если назовёте суффикс в слове «отметка». - (Имя), какой суффикс в слове «отметка»?
- Правильно, на первой строчке пропишите прописную букву «К», ниже строчную букву «К». - Кто выполнил минутку чистописания, покажите знак готовности. - Обратите внимание на слайд, там представлено задание, которое вам необходимо выполнить. - (Имя), прочитай задание, которое представлено на слайде.
- (Имя), какие склонения имен существительных вы знаете?
- (Имя), что ты знаешь о втором склонении имен сущ.?
- (Имя), какой род относится к 3-му склонению?
- Всем понятно, как нужно выполнять задание? - Приступайте к выполнению задания. Кто выполнил, покажите знак готовности. - Приступаем к проверки задания. - 1 вариант прочитай, как ты выполнил(а) задание.
- Ребята, поднимите руку, у кого получилось так же? - Поднимите руку, кто допустил ошибки. (Исправляем вместе ошибки). - 2 вариант прочитай, как ты выполнил(а) задание.
- Ребята, поднимите руку, у кого получилось так же? - Поднимите руку, кто допустил ошибки. (Исправляем вместе ошибки). |
Открывают тетради, записывают число и классная работа.
- Суффиксом в слове «отметка» является буква «к».
1й вариант: Спиши существительные. Укажи склонение. Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь. 2й вариант: Выпиши существительные 3 склонения. Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь. - Существует три склонения имен сущ. К 1-е скл. относится мужской и женский род с окончаниями –а -я-; - Ко 2-му скл. относится мужской и средний род с окончаниями –о-е-; - К 3-му склонению относится женский род с окончанием –ь-. - Да. - Выполняют задание.
- Герой (2-е скл), дупло (2-е скл), ночь (3-е скл.), яблоко (2-е скл), море (2-е скл), метель (3-е скл), родник (2-е скл), погода (1-е скл), поляна (1-е скл), помощь(3-е скл). - Проверяют упражнение.
- Жизнь, печь, дочь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, площадь. |
Л2 П2 К2 |
||
Выявление места и причины затруднения , постановка учебной задачи |
- (Имя), что такое имя существительное?
- (Имя), что вы знаете об одушевленных и неодушевленных имен существительных?
- (Имя), чем является существительное в предложении?
- (Имя), что еще вы знаете об именах существительных?
- (Имя), что такое склонение?
- (Имя), сколько падежей в русском языке? Назовите их.
-Как определить падеж имени существительного? - (Имя), выйди к доске и просклоняй слово друг.
- Хорошо с заданием справились, а теперь давайте просклоняем слово кофе. Запишите в тетрадь. - Кто выполнил, покажите знак готовности. Я вижу, что все справились с заданием. - (Имя), запиши на доске, как ты просклонял(а) слово кофе. Остальные проверяют выполнение задания с доской.
- И так, что вы заметили при склонении?
|
- Имя существительное – это (самостоятельная часть речи), которая отвечает на вопросы (кто? что?) и обозначает предмет. - На вопрос кто? отвечают (одушевлённые) имена существительные, на вопрос что? отвечают (неодушевлённые) имена существительные. - В предложении имя существительное является подлежащим или дополнением. - Имена существительные изменяются по родам, числам, падежам. - Это изменение слова по падежам. - 6 падежей. И. п. что? Р. п. чего? Д. п. чему? В. п. что? Т. п. чем? П. п. о чём? - Надо поставить к нему вопрос. И. п. (кто?) друг В. п. (кого?) друга Р.п.(кого?) друга Т.п.(кем?) другом Д.п.(кому?) другу П.п. (о ком?) о друге.
- И. п. что? кофе Р. п. чего? кофе Д. п. чему? кофе В. п. что? кофе Т. п. чем? кофе П. п. о чём? о кофе - Слово не изменилось. |
Л2 К2 Р1 |
||
Построение проекта выход из затруднения |
- Ребята в русском языке есть такие слова, которые не изменяются, т.е. не склоняются. -Такие существительные называются «Неизменяемыми». - Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- У неизменяемых имён существительных в единственном и во множественном числе в косвенных падежах с предлогом и без него окончания никогда не изменяются. Например: модное пальто - ед. число, модные пальто – мн. число. - К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю. Например, метро. - Эти слова пришли к нам из других языков. Чаще всего такие слова иностранного происхождения, например: фойе, кашне, манто и др. И чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Вот сегодня я принесла вам толковый словарь Ожегова, в котором, можно узнать значение слов. - Давайте познакомимся со словом кашне (учитель зачитывает) - шейный платок или шарф, манто – широкое дамское платье. - Определить падеж у неизменяемых существительных можно по вопросам и предлогам. Например: играл (на чём?) на пианино - П.п.; мечтал (о чём?) о пианино. -Ребята, вы наверное устали, давайте выполним физминутку. Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Наклонился левый бок. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую мы ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Согнем левую мы ножку, Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) -И так вернёмся к теме нашего урока. Чтобы запомнить все неизменяемые слова я вам приготовила вот такую памятку, по которой вы можете запомнить эти слова. Памятка: (раздать каждому)
|
- Тема нашего урока «Неизменяемые имена существительные».
Выполнение физминутки.
- Получают и изучают памятку.
|
Л2 П2 Р2 |
||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- Откройте учебник на стр. 41, в тетрадь запишите упражнение 72. - (Имя), прочитай задание.
- (Имя), ответьте на вопрос, есть ли окончания у неизменяемых существительных?
- Составьте одно предложение с одним словом, которое представлено в упражнении. - Кто справится с заданием, покажите знак готовности. - (Имя), прочитай предложение, которое ты составил(а). - Хорошо. Кто еще готов прочитать предложение, которое вы составили? - (Имя), прочитай предложение, которое ты составил(а). - (Имя), прочитай предложение, которое ты составил(а). - Молодцы! Я вижу, что вы отлично справились с упражнением. - Обратите внимание на слайд, там представлено упражнение, которое необходимо выполнить. - (Имя), прочитай задание.
- Выполните это задание самостоятельно, первым 5-ти учащимся, кто выполнит упражнение, поставлю оценку. (Проверка упражнения, выставление отметок). - Проверим выполнение упражнения. - (Имя), прочитай упражнение.
-Ребята, у кого так же поднимите руку. -Поднимите те, кто допустили ошибку. (вместе исправляем ошибку). |
- Открывают учебники. - Прочитайте неизменяемые имена существительные. Есть ли у них окончания? Пальто́, метро́, ра́дио, какаду́, эскимо́, ко́фе, шоссе́. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. - Неизменяемые существительные не имеют окончаний и во всех падежах имеют одну форму.
- Составляют предложение.
- По радио передавали прогноз погоды.
- Мужчина был одет в черное пальто. - В кафе мы заказали кофе для папы и эскимо для меня.
- Запишите словосочетания с неизменяемыми словами и подчеркните их. Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, белое платье, широкое шоссе, интересное кино, высокое дерево, яркое солнце, уехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, голубое небо, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио. -Выполняют упражнение самостоятельно в тетрадях. - Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто, выехал на шоссе, обедал в кафе, услышал по радио. |
Р2 П2 Л2 |
||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
-Ребята, а сейчас я вам раздам самостоятельную работу, проверим, как вы поняли новую тему.
|
-Выполняют самостоятельную работу. |
П2 К2 Р2 |
||
Включение в систему знаний и повторение |
- (Имя), чем является существительное в предложении?
- (Имя), что вы знаете об одушевленных и неодушевленных имен существительных?
- (Имя), чем является существительное в предложении?
- (Имя), что еще вы знаете об именах существительных?
- (Имя), что такое склонение?
- (Имя), сколько падежей в русском языке? Назовите их.
-(Имя), как определить падеж имени существительного? - (Имя), что вы знаете об неизменяемых существительных?
-Откройте дневник, запишите домашнее задание, выполнить упражнение 73 на стр. 41. |
- Имя существительное – это (самостоятельная часть речи), которая отвечает на вопросы (кто? что?) и обозначает предмет. - На вопрос кто? отвечают (одушевлённые) имена существительные, на вопрос что? отвечают (неодушевлённые) имена существительные. - В предложении имя существительное является подлежащим или дополнением. - Имена существительные изменяются по родам, числам, падежам. - Это изменение слова по падежам. - 6 падежей. И. п. что? Р. п. чего? Д. п. чему? В. п. что? Т. п. чем? П. п. о чём? - Надо поставить к нему вопрос.
- Неизменяемые существительные не имеют окончаний и во всех падежах имеют одну форму. - Записывают Д/З. |
Л2 |
||
Рефлексия |
У кого не возникло трудностей на уроке, и вам было все понятно - похлопайте, а если у вас возникали трудности во время выполнения заданий – потопайте. -До свидания! |
Оценивают свою проделанную работу.
-До свидания |
Л2 Р2
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.