Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 2 класса "Непроизносимые согласные"
Оценка 5

Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 2 класса "Непроизносимые согласные"

Оценка 5
docx
15.06.2020
Технологическая карта урока русского языка для обучающихся 2 класса "Непроизносимые согласные"
Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

учителя начальных классов МБОУ СОШ №32 г. Пензы

Коровиной Татьяны Владимировна

 

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия новых знаний

 

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая технология, поисковые методы и приемы обучения

Тема

«Буква на месте звука, которого нет» Непроизносимые согласные

Цель

Развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание

Основные термины, понятия

Непроизносимые согласные звуки;

Буквы непроизносимых согласных звуков

 

Планируемый результат

Предметные умения

- Находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными;

- Орфографически правильно писать слова с непроизносимой согласной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

Формирование умения слушать и слышать ученика, учителя; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Развивать самостоятельность мышления.

 

Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Прогнозировать предстоящую работу;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

Анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

Использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

Представлять информацию в виде схемы;

На основе анализа объектов делать выводы;

Обобщать  и классифицировать  по признакам;

Ориентироваться в учебнике;

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной форме;

Умение работать в паре.

 

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтально – коллективная;

Работа в парах;

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко  Русский язык. 2 класс. Учебник, Часть 2, 2012 г.

 

Технические средства обучения

Электронные материалы к уроку УМК «Гармония»

 

Оборудование

Опорные схемы-подсказки;

 

 

 


 

 

Технология изучения

 

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Мотивация к учебной деятельности

Метапредметные:

регулятивные:  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

коммуникативные: Умение слушать и понимать других; Строить речевое высказывание

познавательные: На основе анализа объектов делать выводы;

Обобщать  и классифицировать  по признакам;

Личностные: Формирование умения слушать и слышать ученика, учителя; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 

Звенит  и зовет нас школьный звонок.

Вас ждет интересный, полезный урок.

Хорошим пусть будет у вас настроение,

Легко и успешно дается учение!

 

- Какое сегодня число? Проговорите все орфограммы.

- Что такое орфограмма? Какие главные орфограммы вы знаете?

- Запишите число, «Классная работа», обозначьте орфограммы.

Самоконтроль готовности к уроку.

Запись числа и классной работы.

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Предметные:повторение уже известных признаков орфограмм слабых позиций («главных орфограмм»)  восстановлением в памяти содержания понятия «орфограмма».

Метапредметные (УУД)

познавательные: определять свои границы знания (незнания) и ориентироваться в них

регулятивные: осуществлять самоконтроль

коммуникативные: слушать и понимать речь других; выражать свои мысли

- Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по глухости-звонкости?

Работа над стихотворением.

- Послушайте двустишие, и друг под другом запишите рифмующиеся слова. На месте всех орфограмм оставляйте «окошки».

Иногда согласные играют с нами в прятки,

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

- Какие орфографические задачи в этих словах можете решить?

- Как?

- Решите и вставьте нужные буквы.

- Где остались «окошки»? Почему?

- Послушайте ещё раз двустишие.

- Знаете ли вы, о каких согласных в нём говорится?

- Хотите узнать?

- Сегодня на уроке мы вновь будем раскрывать тайны русского языка, добывать новые знания.

- Запишите  слова  в три столбика, распределить слова вам помогут опорные схемы-подсказки.

Друг, аллея, бассейн, группа, ошибка, грустный, просьба, известный, звездный

- Проверим (показ на слайде)

Называют известные «главные» орфограммы

 

 

 

 

 

Дети записывают слова в прятки, в тетрадке

 

Решают орфографические задачи, объясняют орфограммы парные согласные в середине слова, безударная непроверяемая гласная в слове «тетрадке»

Отмечают безударные гласные в конце слова

 

 

 

 

 

Записывают слова в три столбика, объединяя по орфограммам: парный согласный в корне;

удвоенные согласные в корне; все «другие»

Самопроверка.

 

Выявление места и причины затруднения

Предметные: Анализировать слова с  изученными орфограммами; 

Метапредметные (УУД)

познавательные: определять свои границы знания (незнания) и ориентироваться в них

регулятивные:  Определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение

коммуникативные: слушать и понимать речь других; выражать свои мысли

Проблемная ситуация.

- Прочитайте орфографически слова 1 столбика. Кто правильно записал?

- Кто правильно записал слова 2 столбика?

- Проверим слова 3 столбика.  У кого по - другому?

- Почему вы написали слова 1,2 столбика правильно, а в этих словах ошиблись?

- В чем затруднение?

- Сформулируйте проблемный вопрос.

 

Отвечают на вопросы, выполняют проверку написанного

 

 

Формулируют проблемный вопрос (Не слышим, но пишем)

- Почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?

 

Построение проекта выхода из затруднения

Предметные: Знать правила проверки слов

Метапредметные (УУД)

познавательные: ориентироваться в учебнике; умение выделять необходимую информацию

регулятивные: высказывать свое мнение; осуществлять самоконтроль

коммуникативные: полно выражать свои мысли; слушать и понимать речь других

Личностные УУД: Работать в парах по общим правилам

- Можно ли сказать, что на месте этого сочетания звуков есть орфограмма? Почему? Объясните.

- Как бы вы ее назвали?

Обратимся за уточнением к учебнику

Учебник № 437.

- Прочитайте сообщение в упр. № 437.

- Что узнали?

- Назовите тему урока, с которой мы будем сегодня работать?  

- Вспомните стихотворение, с которого мы начали урок. Можете ответить на вопрос, о каких согласных в нем говорится?

- Выпишите в столбик слова с непроизносимым согласным звуком [ т ] и подчеркните выделенные буквы. Сравните, как написано и как мы говорим.

- Рядом выпишите из отрывка № 436 слова с сочетанием согласных [сн], между которыми нет непроизносимого звука Т.

- Какую проблему даёт нам при письме сочетание звуков [сн]?

- Любая проблема требует решения.

Чтобы урок прошел успешно мы составим…

план урока:

1. Знакомство с новой орфограммой.

2. Определение непроизносимых согласных в словах.

3. Подбор проверочных слов

 

 

 

Дети пытаются назвать орфограмму (неслышимая, непонятная…)

 

Самостоятельно знакомятся с сообщением

 

Анализируют слово не произносятся - непроизносимые

 

Дети выписывают слова: грустный, честный

 

Выписывают – вкусный

Когда буква т пишется, а когда – нет

 

Составляют план действия

 

 

Реализация построенного проекта

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; извлекают необходимую информацию из текста

Регулятивные: Работать по предложенному плану, работать по алгоритму

Коммуникативные: учитывать различные мнения, ориентироваться на позицию партнера

Давайте попробуем.

№ 438. Работа в парах

- Читайте слова и  слушайте

- Прочитайте слова ряда

- Найдите слова с непроизносимыми согласными

- Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного?

- Какими способами проверки пользовались?

- Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными способами?

- Какое слово не удалось проверить?

- Где посмотрим?

- Как же узнать, когда букву на месте непроизносимых согласных писать, а когда – нет?

- Проверим себя, прочитав информацию в № 439.

 

Физминутка:

 

 

 

 

 

 

Дети читают слова, находят непроизносимые согласные в словах. Сравнивают однокоренные слова.   

Делают вывод.

 

 

Слово лестница смотрят в словаре

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Познавательные: Находить ответы на вопросы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, осознано и произвольно строить речевые высказывания, логические цепочки рассуждений

Формировать навык правописания слов с непроизносимыми согласными

Личностные: Выполнять самооценку

Регулятивные: Работать по предложенному учителем плану

 

№ 441 Индивидуальная работа

- Измените слова по образцу, вставляя буквы, где это необходимо.

Списывают строки, указывая в словах звуки. Решают задачи письма.

Включение в систему знаний и повторение

Личностные УУД:

Формирование умения слушать и слышать ученика, учителя;

Развивать самостоятельность мышления.

 

Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные УУД:

Анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

Использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

 

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной форме;

 

Работа в группах

- Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, с изученной орфограммой.

Человек трудолюбивый самый….

…. и красивым делает человека работа.

… тот кто приносит счастье другим.

- Чем являются эти предложения?

- Назовите однокоренные слова

- В каких словах непроизносимый согласный звук?

- Какое слово является проверочным?

Работают в группах.

Записывают пословицы, отмечая слова с непроизносимыми согласными

 

 

 

 

Называют слова: счастье, счастлив, счастливый

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия

Личностные: Выполнять самооценку, проявлять интерес к предмету

Коммуникативные: Соблюдать простейшие нормы этикета, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний

 

Построение кластера

1) - С какой новой орфограммой познакомились?

- В каком сочетании будете искать орфограмму?

- Как обозначается это сочетание на письме?

- Как узнать написание слова с непроизносимыми согласными звуками?

- Какие способы проверки использовали?

 

  Непроизносимые согласные

 

[сн]

 

сн стн

проверка

 

что? каков? что (с)делал?

 

2) – На доске несколько слов (сестра, яростный, скрипка, властный, опасный), найдите слова, в которых есть наша новая орфограмма.

3) - Вы на самом деле молодцы, потому что хорошо работали на уроке, смогли сами найти новую орфограмму и способы её проверки.

 

Отвечая на вопросы, подводят итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят слова на обратной стороне составляют слово «молодцы»

 

 


 

Технологическая карта урока учителя начальных классов

Технологическая карта урока учителя начальных классов

Предметные умения - Находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; -

Предметные умения - Находить в словах и объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными; -

Технология изучения Этапы урока

Технология изучения Этапы урока

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020