3кл. Непроизносимые согласные звуки в корне слова.
Цель: познакомить учащихся с написанием слов с непроизносимыми согласными в корне и формировать умение подбирать проверочные слова.
Задачи:
• образовательные – совершенствование знаний, умений и навыков правильного письма слов с непроизносимыми согласными;
• учить делать самостоятельные выводы по теме;
• применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
• развивающие – развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся на уроке;
• развитие речи учащихся, интереса к русскому языку; орфографической зоркости;
• развитие активности, внимания, мышления учащихся;
• развитие каллиграфического навыка письма; развитие самоконтроля, взаимоконтроля учащихся;
• воспитательные – воспитание умения работать самостоятельно, в паре, в коллективе;
• воспитание культуры поведения на уроке;
• создание благоприятного психологического климата на уроке.
Ход урока.
1.Мотивация.
Вы много знаете о русском языке? Готовы узнавать новое? Тогда вперед.
2.Актуализация.На экране транскрипции слов: снежок, хлопушка, книжка, сугроб, грустный. -Записать слова, объяснить, какая орфограмма.
- Последнее слово написать грусный или грустный? Знаем какая орфограмма? Еще не изучали.
3. Постановка проблемы. - Какой вопрос можем задать? (Как пишется слово?)
- Предложите, что нужно сделать? (Подобрать проверочное слово)
- Что может быть проверочным словом? (Форма слова, однокоренные слова)
4.Решение проблемы. – Назовите формы слова. Понятно как писать?
- Запишем однокоренные слова (сущ. и глагол): грусть, грустить.
Выделим корень. Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково). Значит в слове грустный какой должен быть корень? Запишем.
- Вернемся к вопросу. Как правильно писать? Почему?
5. – В слове грустный мы не слышим т, а букву пишем. Как можно назвать такой звук? -Какая тема урока? Какие задачи?
6.- А как вы думаете есть ещё слова с непроизносимым согласным звуком?
Работа в паре. На карточке слова. Найти слова с непроизносимым согласным звуком, подчеркнуть.
Ранний, лёгкий, прелестный, зелёный, местный, низкий, честный, свистнуть.
- Проверим, запишем транскрипции слов.
- Обратите внимание на место, где стоит буква непроизносимого согласного. Что вы заметили? (Рядом 3 согласных, поэтому один не произносится).- А почему его нужно писать?
7. – Выясним, какое должно быть проверочное слово. Мы уже выяснили, что это однокоренное слово. Но все ли однокоренные слова подойдут?
Работа в группе. Выбрать среди предложенных слов проверочные, записать.
Вес _ ник - ________________________
Хрус _ нул - _______________________
Прелес _ ный - _____________________
Звёз _ ный - _____________________________
Сер _ це - _____________________________
Поз _ ний - ________________________________
Известный, весть, хрустнули, хруст, прелесть, прелестная, звезда, звездочёт, сердцебиение, сердечный, поздно, опоздать.
- Проверяем.
8. –Существует два способа проверки: 1 способ – конец слова.
2 способ – после согласной должна стоять гласная.
Вывод: Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, - это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
9. Физминутка. Я буду говорить предложения, а вы хлопните, когда услышите слово с непроизносимым согласным. Небо было звездное. Мне известна эта дорога. Бабушка испекла капустный пирог. День был ненастный. Весна в этом году поздняя. Охотник тихонько свистнул собаке. У меня радостно забилось сердце. Солнце спряталось за тучу. Мой дед – участник войны. Каждый человек должен быть честным.
10.Закрепление. – А теперь запишем эти слова, подобрав к ним проверочные.
11.Итог. – Какая была тема урока? Подведите итог. Я узнал….. Я научился…. Я понял …. . А для чего нам эти знания?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.