Технологическая карта
урока труда (технологии) в 5 Б классе
Образовательная организация: МОАУ “СОШ №34”
Учитель: Филиппов Михаил Юрьевич
Дата проведения: 03.09.25
Тема урока: Технологии вокруг нас. Материальный мир и потребности человека. Трудовая деятельность человека и создание вещей (изделий)
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием "технология", рассмотреть примеры технологий в повседневной жизни и их влияние на общество и окружающую среду.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученики смогут описывать различные технологии, которые окружают нас в повседневной жизни (например, компьютеры, смартфоны, бытовая техника).
- Учащиеся научатся различать технологии на основе их назначения и принципа работы (информационные технологии, производственные технологии и т.д.).
- Они смогут привести примеры применения технологий в различных областях (медицина, образование, транспорт).
Метапредметные:
- Развитие критического мышления: ученики будут анализировать влияние технологий на общество.
- Формирование навыков работы в группе: учащиеся смогут обсуждать и совместно решать задачи, связанные с использованием технологий.
- Развитие коммуникационных навыков: ученики научатся эффективно выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- Формирование ответственности за использование технологий в жизни: учащиеся смогут осознанно подходить к использованию гаджетов и интернета.
- Развитие интереса к новым технологиям и их изучению: стиль работы над проектами повысит мотивацию к исследованию технологий.
- Воспитание уважения к труду других людей: понимание того, что технологии создаются людьми и требуют усилий для разработки.
Задачи урока:
1) обучения - сформировать понятие «потребности», обеспечить усвоение обучающимися иерархии потребностей; научить исследованию своих потребностей и составлению плана их развития; сформировать понятие цикла жизни технологии; обобщить и систематизировать знания о материальных и нематериальных технологиях; сформировать понятие технологического процесса, технологической операции, технологической карты; обобщить и систематизировать знания о параметрах технологического процесса;
2) развития - способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать), умений учебного труда (запоминать, планировать);
3) воспитания - воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому для личности и общества).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Презентация «Иерархия потребностей», электронные средства обучения, учебные пособия по технологии, рабочая тетрадь, персональный компьютер (ПК), мультимедийный проектор.
Межпредметные связи:
Обществознание, история, информатика
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты |
|
|
предметн ые |
УУД |
|||
|
1. Организационный момент |
На этом этапе учитель приветствует учеников и уточняет их готовность к уроку. Оцениваются наличие необходимых материалов (тетрадей, ручек, учебников). Также можно провести короткий опрос, чтобы проверить, кто был готов выполнить задание предыдущего урока. Учитель задает вопросы о том, как все провели время с последнего урока, создавая атмосферу доверия и сотрудничества. |
Ответ на приветствие, настройка на урок, активное участие. |
|
Умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки. |
|
2. Постановка темы и цели урока |
Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие технологии они осваивали в начальных классах. Знакомит с целью, задачами и содержанием предмета. Организует деятельность по актуализации понятий «техносфера», «потребности», «технология», «технологическая операция». Показывает видеоролик «Интересные факты о техносфере» https://rutube.ru/video/d2c34fdcb455677b32df3b92b4fe3fc1/ Предлагает ответить на вопросы: Предлагает ответить на вопросы: 1. Какие потребности ощущает маленький новорождённый человек? 2. Как изменяются его потребности по мере роста, взросления? 3. Попробуйте перечислить свои потребности. 4. Какие из них вы считаете общими для всех людей, а какие характерны только для вас? 5. Каким образом рубили лес в древние времена и как это делают в настоящее время? 6. Чем отличается перемещение грузов по суше в Средние века и в настоящее время? 7. Какие искусственные материалы не существовали 150-200 лет назад? Рассказываем о значении технологий в различных сферах жизни, таких как медицина, образование, транспорт. Можно привести примеры из популярных мультфильмов или фильмов, в которых технологии играют ключевую роль. Также можем задать вопросы, чтобы разжечь интерес: "Как вы думаете, изменится ли мир через 10 лет из-за технологий?". |
Слушание, активное включение в постановку задач и целей, обсуждение, что они хотели бы узнать на занятии. |
Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи |
Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы. Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы одноклассников, строить понятные для собеседника речевые высказывания. Мобилизировать внимание. Уважать окружающих. |
|
3. Актуализация новых знаний, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой |
Учитель сообщает обучающимся, какие технологии они будут изучать в течение года. Объясняет значение понятия «потребности». Знакомит с иерархией потребностей, приводя примеры. Объясняет, что потребности постоянно меняются. Обсуждает план возвышения и расширения потребностей. Показывает видеоролик, работает с презентацией. Предлагает выполнить самостоятельную работу, заполнив таблицу презентации (сл.15). Объясняет значение понятий «технология» и «цикл жизни технологии». Знакомит с историей развития технологий, влиянием технологий на мировое хозяйство, проблемами антропогенного воздействия технологий на окружающую среду. Объясняет значение понятий «производственный процесс», «технологический процесс». Объясняет, чем различаются материальные и нематериальные технологии. Презентация (сл.19-23) Знакомит с параметрами технологического процесса, с видами сырья и ресурсов, способами получения и взаимозаменяемостью ресурсов, с побочными эффектами реализации технологического процесса. Объясняет, как составлять технологические карты простых процессов, связанных с организацией действий и взаимодействия в быту. Показывает видеоролик «Материалы для производства материальных благ» https://resh.edu.ru/subject/lesson/7561/main/25650 3 |
Обобщают (осознают и формулируют) темы основных разделов технологии в 5 классе. Осмысливают сущность новых понятий, закрепляют в рабочих тетрадях основные понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии. Выполняют задания учителя: «Используя таблицу презентации записывают различные виды своих потребностей» Презентация (сл.15) Записывают в тетрадь значения основных понятий из презентации |
Понимать и интерпретировать представленную информацию. Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии |
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических заданий. Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать границы собственного знания и незнания. |
|
4. Закрепление изученного материала |
Предлагаем ученикам задания: например, небольшие групповые проекты, где они должны выбрать одну технологию и представить ее преимущества и недостатки. Это можетбыть как обсуждение, так и создание небольших презентаций. Ученики могут использовать интернет для поиска информации, что дополнительно имеет образовательную ценность. |
Участие в игре или викторине, ответы на вопросы, взаимная проверка. Контролируют правильность ответов одноклассников. Делают выводы по материалу уроков. |
Структурировать знания, выделять главное. Осознанно строить речевые высказывания |
Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.
|
|
5. Рефлексия |
Обсуждаем с учениками, что нового они узнали, какие вопросы остались открытыми, и как они могут применить свои знания в будущем. Учащимся предлагается заполнить короткую анкету о том, что им понравилось, что было трудным, и какую технологию они хотят изучить подробнее. Учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Приведите примеры физиологических потребностей. 2. Как современный человек удовлетворяет потребность в информации? 3. Ощущаете ли вы потребность в труде? 4. В чём выражаются ваши социальные потребности? 5. Присущи ли вам статусные потребности. 6. Что такое высокие технологии? 7. Телекоммуникационная технология - это материальная или нематериальная технология? 8. Перечислите возобновляемые энергоресурсы. 9. Назовите параметры технологического процесса. 10. Для чего предназначена технологическая карта? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках, отвечая на вопросы онлайн тестов 1.https://onlinetestpad.com/ru/testview/1176951 -preobrazuyushhaya-deyatelnost-cheloveka-itekhnologii Преобразующая деятельность человека и технологии. 2.https://globallab.org/ru/unit/quiz_full/96dfd dfa-3fe0-4703-bfcb2d9e95fc0ebe.html?ysclid=lev2sceekh228658054 #.ZARFgj3P1PY – Производство и технологии. Подводит итоги уроков, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. |
Во фронтальном режиме отвечают на вопросы учителя и проходят для закрепления материала онлайн тесты 1.https://onlinetestpa d.com/ru/testview/11 76951- preobrazuyushhayadeyatelnostcheloveka-itekhnologii Преобразующая деятельность человека и технологии. 2. https://globallab.org /ru/unit/quiz_full/96 dfddfa-3fe0-4703- bfcb2d9e95fc0ebe.html? ysclid=lev2sceekh22 8658054#.ZARFgj3 P1PY – Производство и технологии.
Контролируют правильность ответов одноклассников. Делают выводы по материалу уроков. |
Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя |
Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Осознавать важность обучения предмету, |
|
6. Домашнее задание |
Учитель подводит итоги уроков, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроках. Предлагает домашнее задание: Записать последовательность действий для одной из простейших технологий: уборка комнаты подростка; мытьё посуды вручную; подготовка велосипеда к прогулке; посещение продуктового магазина и т.п. |
Высказывают мнение о прошедших уроках в форме конструктивного диалога. Записывают домашнее задание |
Структурировать знания, выделять главное. |
Осознавать важность обучения предмету, систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.