Технологическая карта урока в 8 классе "Гуморальная регуляция"

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 Био Гуморальная регуляция.docx

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  в 8 классе

Тема урока «Гуморальная регуляция»

Тип урока: урок освоения новых знаний (вторая типология)

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализированная, работа в группах

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.     

Цель урока

Когнитивная: сформировать знания о железах эндокринного аппарата, гормонах, об особенностях гуморальной регуляции функций организма.

 

Деятельностная: создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:

информационной

- умение систематизировать информацию;

- умение использовать современные КТ

учебно-познавательной

- умение анализировать, выделять главное, применять знания в нестандартной ситуации

коммуникативной

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать.

 

Личностная:

- осознавать материал темы как основы для развития индивидуальных способностей личности, учиться работать в группе для получения общего результата;

- формировать положительную мотивацию к обучению, создание позитивного эмоционального отношения учеников к уроку и предмету.

 

Задачи урока:           

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  2. На основе работы с текстом учебника, электронным пособием узнать об особенностях строения и функционирования желёз внутренней секреции, гормонах.
  3. В ходе коллективного обсуждения осознать роль гуморальной регуляции функций организма, выявить причинно-следственные связи между гиперфункцией и патологией.

 

 

Предметный результат:

- знают отличия нервной и гуморальной регуляции функций организма, особенности строения и работы желёз внутренней секреции;

- называют и показывают ЖВС, их гормоны;

- понимают значение эндокринного аппарата для нормального функционирования организма.

Компетенции / УУД:

Информационная (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

-  умение работать с различными источниками информации;

- умение анализировать и структурировать полученную информацию, использовать ее для решения учебных ситуаций / задач.

Учебно-познавательная (аспект – планирование познавательной деятельности; нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач):

-актуализация и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения той или иной задачи, проблемы;

- умение вносить необходимые коррективы после процедуры оценки.

Коммуникативная (аспект – устная коммуникация, продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты;

- монологическая речь;

- умение отвечать на вопросы;

- совместную презентацию творческого продукта.

Общекультурная:

- умение разрешать учебные проблемные ситуации;

- умение оценивать результаты деятельности;

-  умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Организационный момент – 1 минута

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

Приветствуют учителя.

Организуют свое внимание.

Включаются в деловой ритм.

Личностная:

организация учебной деятельности,

готовность рабочего места для занятия,

знание основных норм поведения.

- полная готовность класса и оборудования к уроку;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

- организация внимания всех учащихся.

Актуализация знаний – 3 минуты

Проводит фронтальный опрос, выдаёт индивидуальное задание, контролирует правильность выполнения (совместно с учащимися)

Фронтальный блиц-опрос:

- Какие железы есть в организме? Приведите примеры.

- Что знаете о гормонах? Почему раньше они назывались секретами?

- Есть ли у животных эндокринный аппарат? А у растений?

Индивидуальный опрос: на доске составить схему видов желёз.

Отвечают на поставленные вопросы, оценивают правильность составления схемы

Учебно-познавательные:

- оценка результата действий

Коммуникативные:

- монологическая речь;

- высказывание своих суждений;

- представление информации в виде схемы;

- взаимооценка.

 

 

- фронтальный опрос;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

- ответы на вопросы;

- оценочное суждение, коррекция ответов учащихся

 

Создание проблемной ситуации, целеполагание – 4 минуты

Создает учебную проблему. Организует работу по формулированию темы урока, целей, по принятию всеми учащимися целей урока.

- Проанализируйте следующую информацию. Когда Наполеон собирался воевать с Россией, он отправил в Альпы вербовщиков, чтобы те набрали солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись ни с чем, более того, они тряслись от страха, утверждая, что встречали целые деревни, заселённые больными людьми с огромным зобом и не способными ни на какую работу, кроме чистки конюшен. Как вы думаете, почему люди, дышавшие практически стерильным горным воздухом, снабжённые чистейшей водой, оказались больными?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формулируют тему и цель урока;

- выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме

 

Учебно-познавательные:

- целеполагание и планирование деятельности;

- определение последовательности шагов по достижению цели

Коммуникативные:

- умение ясно и точно излагать свою точку зрения, учитывать позиции других участников деятельности 

Информационные (аспект – планирование информационного поиска):

- умение работать с различными источниками информации;

- планирование и поиск информации.

Общекультурные:

-умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения

- самоконтроль, самооценка;

- оценка умений определять и формулировать цель урока;

-  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока

 

 

 

Решение учебной задачи – 9 минут

Организует ситуацию решения учебной задачи;

- предъявляет задание для групповой работы

- организовывает самостоятельную деятельность учащихся по освоению новых знаний через работу с учебником;

- организует обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися.

Работа в 5-ти группах, каждая получает задание: исследовать норму и патологию работы одной из желёз внутренней секреции – гипофиза, щитовидной, поджелудочной, надпочечников и половых желёз. Использовать учебник, справочники, электронный учебник. Результат представить в устном лаконичном докладе.

 

Выполняют задание, работают в группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат

 

Учебно-познавательные (аспект – умение анализировать, выделять главное):

- планирование, анализ, рефлексия и самооценку своей деятельности Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты.

Информационные (аспект – планирование информационного поиска):

- умение работать с различными источниками информации;

- планирование и поиск информации.

Общекультурные:

-умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения;

- умение разрешать учебные проблемные ситуации

- взаимопроверка, взаимоконтроль;

- участие в дискуссии, ответы на вопросы;

- оценка работа в группе;

- создание продуктов деятельности;

- работа с электронным пособием;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

Первичная проверка понимания – 7 минут

Организует обсуждение результатов групповой работы учащихся;

обращает внимание на проблемный вопрос и цель урока, побуждает решить, контролирует правильность ответов.

 

- представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп). Отвечают на задания.

Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности):

- рефлексия и самооценку своей деятельности

Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение публично представлять результаты.

Общекультурные:

- умение оценивать результаты деятельности

- создание продуктов деятельности;

- самоконтроль, самооценка;

- оценка действий по достижению планируемых результатов

            Первичное закрепление (применение знаний и умений в новой ситуации) – 9 минут

Организует ситуацию применения знаний для новой учебной задачи;

- организовывает деятельность учащихся по применению новых знаний через КОТЗ;

- организует обсуждение ответов учащихся

КОТЗ – мини-кейс с вариантами ответов

Инструкция: проанализируйте текст и ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа

До начала приёма пациентов беседуют врач и медсестра. Сестра говорит, что вчера читала о Рубенсе и рассматривала репродукции его картин. Ей очень понравился портрет свояченицы художника (полотно «Соломенная шляпка») – красивой дамы с несколько выпуклыми глазами, что считалось изюминкой её красоты. Доктор сказал, что помнит эту работу Рубенса, и отмечает, что женщина была больна и, если бы ее вылечили, она была бы еще красивее. На основании чего доктор поставил свой диагноз, какой?

 

Справка 1: щитовидная железа – это железа внутренней секреции, которая вырабатывает йодсодержащие тиреоидные гормоны тироксин и трийодтиронин, а также гормон тирокальцитонин, регулирующие рост и развитие организма. Тиреоидные гормоны способствуют накоплению в организме энергии, которая тратится на работу мышц, сердца, на рост новых клеток. С их помощью координируется и вся работа эндокринной системы. Тирокальцитонин отличается от двух других тем, что для его синтеза не нужен йод. Этот гормон контролирует обмен кальция в организме.

Недостаток или переизбыток тироксина и трийодтиронина приводят к возникновению таких болезней, как микседема, базедова болезнь, развитию доброкачественных и злокачественных опухолей. Базедова болезнь, как правило, сопровождается так называемым пучеглазием. Это самостоятельное заболевание, требующее наблюдения не только эндокринолога, но и офтальмолога.

Справка 2: лекарственное и ядовитое растение Красавка-белладонна: видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись – и глаза приобретали особый блеск; кроме того, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», связано с тем, что входящий в состав растения атропин у человека может вызвать сильное возбуждение, доходящее до бешенства.

Варианты ответов:

а) женщина жила в XVII веке, а тогда все чем-нибудь болели;

б) женщина закапывала в глаза сок ядовитого растения красавки-белладонны, отчего зрачки на некоторое время теряли способность сужаться;

в) выпуклые глаза – один из признаков базедовой болезни. Это заболевание щитовидной железы, вызвано её гиперфункцией.

Правильный ответ: в

Критерии оценки

1 балл – если указан верный ответ; 0 баллов – если ответ неверный.

- осуществляют взаимопроверку и взаимоконтроль;

- работают в группах;

- решают задание, применяя полученные знания;

- анализируют учебный материал, организуют поиск решения

Учебно-познавательные (аспект – применение знаний в нестандартной ситуации):

- применение необходимых знаний в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения задачи

 Коммуникативные (аспект – продуктивная групповая коммуникация):

- умение работать в группе, вести конструктивный диалог, сотрудничать;

- умение публично представлять результаты.

Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

- умение анализировать и структурировать полученную информацию.

Общекультурные:

-  умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях;

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

 

- самостоятельная работа;

- оценка умения применять ранее полученные знания при решении заданий;

- взаимоконтроль, взаимопроверка;

- выполнение КОТЗ;

- оценка в соответствии с критериями оценивания КОТЗ

 

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 5 минут

«Возвращает» к теме и цели урока. Совместно с учащимися анализирует результаты работы групп. Оценивает работу групп, отдельных учащихся.

Систематизируют изученное, воспринимают оценку.

Учебно-познавательные (аспект – анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности;):

- оценка результата/продукта деятельности;

- рефлексия (оценка собственного продвижения);

 Коммуникативные (аспект – устная коммуникация):

- оценивать результат;

- умение публично представлять результаты.

Общекультурные:

- умение оценивать результаты деятельности.

- подведен итог урока;

- проведена рефлексия учебной деятельности;

- дан анализ достижения цели урока;

- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;

- адекватность самооценки, оценки учителя.

Информация о домашнем задании – 2 минуты

Даёт информацию о домашнем задании, выдаёт индивидуальные задания

Записывают домашнее задание в тетрадь

Коммуникативные (аспект – устная коммуникация):

- соблюдение условий.

Информационные (аспект – анализ и отбор необходимой информации):

- умение анализировать полученную информацию.

Общекультурные:

- умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности.

- оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении заданий