Технологическая карта воспитательного часа «Причины возникновения пожаров»
Дата проведения _________
Воспитатель: Галиева Алия Ахласовна
Технологическая карта воспитательного часа
Тема |
Причины возникновения пожаров |
Цель |
Формирование представления о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека; умений обучающихся самостоятельно работать, изучать учебный материал в процессе изучения причин, классификации, условий возникновения пожаров; первичных навыков правил поведения в случае возникновения пожара |
Задачи |
Достижение обучающимися метапредметных и предметных результатов. Личностные: -осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Метапредметные: -Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; - выдвигать предположения и доказывать их; - отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на воспитательном часе. Предметные: - иметь представление о пожарах в жилых и общественных зданиях; - знать места, где пожары представляют наибольшую опасность для жизни и здоровья людей. |
Основные понятия |
Пожар, пожарная безопасность, меры пожарной безопасности, пожарная охрана |
Межпредметные связи |
Химия, физика, история |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов под редакцией А.Т. Смирнова- М.: Просвещение,2014. Рабочая тетрадь. - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, плакат «Условия возникновения пожара», стенд "Умей действовать при пожаре" |
Этапы и цели этапов урока |
Деятельность |
Время |
Задания обучающимся, для достижения запланированных результатов |
Планируемые результаты |
УУД |
|
|||||||||
Педагогического работника |
Обучающихся |
||||||||||||||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Личностные |
||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к классному часу. |
Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания. Учащиеся приветствуют учителя |
1 мин. |
Положительный настрой на работу. |
|
Произвольное построение речевого высказывания. |
Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Умение слушать и вступать в диалог. |
Самоорганизация |
|
|
||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Предыдущий урок мы посвятили изучению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Что же такое ЧС техногенного характера? Какие три признака ЧС техногенного характера выделяет Федеральный закон?
Вы изучили классификацию ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Проверим, как вы усвоили этот материал. Перед вами таблица классификации ЧС. Вы должны заполнить пустые ячейки. (Работа с таблицей на доске) |
Отвечают на вопросы учителя.
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
|
4 мин |
Вопросы по теме ЧС техногенного характера |
Повторить тему предыдущего урока и закрепить знания |
Умение анализировать, выделять главное. |
Умение взаимодействовать в группе, коллективе. |
Умение выражать свои мысли, слушать, вступать в диалог. |
Осознание своих возможностей. |
|
|
||||
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Рассказ учителя: Согласно греческой мифологии бог Прометей похитил с Олимпа огонь и подарил его людям. Однако, приучив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость. Только в 2004 году в России произошло более 230 тыс. пожаров, в которых погибло около 18,5 тыс. человек. Какие бывают причины пожара? Чем нельзя тушить включенные электроприборы и легковоспламеняющиеся жидкости? Как защитить органы дыхания в задымленном помещении?
|
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Высказывают свои предположения
|
12 мин |
Вопросы для анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Правильное построение ответов на вопросы и построение логической цепи рассуждений по теме |
Поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений |
Умение составлять план и последовательность действий |
Умение общаться и взаимодействовать в парах, группах. |
Проявление интереса и активности в выборе решения |
|
|||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
Целеполагание – Сформировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни о возможных последствиях пожаров и об организации защиты населения от пожаров. Планирование – 1.Пожар, причины его возникновения и возможные последствия. 2. Государственная противопожарная служба и её задачи. 3. Правила личной безопасности при пожаре. |
Высказывают свои предположения и формулируют цель урока. |
2 мин |
Определить цель урока |
постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
Умение выделять необходимую информацию, ориентироваться в выборе средств и методов. |
Умение составлять план и последовательность действий. |
Адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. |
Проявлять самостоятельность и ответственность. |
|
|||||
V. Реализация построенного проекта. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
Переходим к изучению новой темы: Пожары.
Цель нашего урока: Изучить причины, классификацию, условия возникновения пожаров. Что же такое «пожар»? Попробуйте сформулировать: чем пожар отличается от костра? Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. При каких условиях возникает пожар? Рассмотрим плакат «Условия возникновения пожара». Мы видим, что таких условий 3: Это наличие - горючего вещества, - окислителя, - источника воспламенения. Если эти совмещение этих трех условий – неконтролируемый процесс, то возникает пожар. Для современного человека особенно опасны пожары, которые происходят при возгорании зданий. Пожары в зданиях характеризуются: - быстрым повышением температуры; - задымлением помещений; -распространением огня открытым путем; - потерей конструкциями несущей способности. Поэтому очень важна характеристика материалов с точки зрения их огнестойкости. Рассмотрим схему 2 на странице учебника 28. На какие же группы по степени огнестойкости делятся строительные и отделочные материалы? (горючие, трудногорючие и негорючие)
Откройте конверт № 1 с раздаточным материалом. Ваша задача распределить карточки с названиями строительных материалов на три группы, используя схему 2. Проверим, что у вас получилось. Первая группа озвучит горючие материалы. Вторая – трудногорючие, третья – негорючие.
По масштабам и интенсивности пожары подразделяются на отдельные, массовые и огненный шторм. На страницах 28 – 29 учебника есть описание таких пожаров. Давайте разберемся в этом материале. Прочтите текст учебника. А теперь откройте конверт № 2. На карточках описание пожаров. Распределите их по степени интенсивности. Проверим работу. |
Высказывают свои предположения. Работают в группах, Находят в тексте параграфа понятие, записывают в тетрадь. Выполняют задания в карточках
|
8 мин |
Изучение нового материала |
постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
Умение выделять необходимую информацию, ориентироваться в выборе средств и методов. |
Умение составлять план и последовательность действий. |
Адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. |
Проявлять самостоятельность и ответственность. |
|
|||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Следующий этап нашего урока - просмотр мультфильма. (Видеоролик «Причины пожара в жилище. Правила поведения при пожаре») Что же вы узнали из этого мультфильма? Отчего в квартире может возникнуть пожар? Как надо вести себя при пожаре в жилище?
|
Применение знаний в знакомой и измененной ситуации.
Смотрят видеофрагмент. Анализируют сюжет. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы. |
4 мин |
Просмотр видеоролика, Вопросы |
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Умение общаться и взаимодействовать с классом, с учителем |
|
|
|
|
|
||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. |
Задает вопросы по материалу урока: Что вы узнали из сегодняшнего урока? Что понравилось? Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными? Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки, дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации) |
Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. |
3 мин |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. |
Умение сформулировать алгоритм действий |
|
|
|
|
|
||||
VIII. Включение в систему знаний повторение. Цель: повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
Задает задание на дом. Проверка соответствующих записей. Домашнее задание. Составить план-конспект по вопросам: 1. Возможные последствия пожаров (п.2.4.) 2. Правила безопасного поведения при пожарах (п.2.5.) Задание понятно? Вопросы есть?
|
Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания
|
3 мин |
Домашнее задание |
Включение в систему знаний повторение. |
|
|
|
|
|
|
||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора
|
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты. Делают вывод, какой учебный вопрос они хорошо усвоили, а какой плохо.
Оценивают свою работу на уроке путем выхода к доске и размещения одного из выбранных цветных жетонов (кругов) на соответствующих цвету секциях светофора
|
4 мин |
Оценить работу на уроке |
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Умение сформулировать алгоритм действий, выявлять допущенные ошибки. |
Умение выполнять взаимопроверку, самопроверку. |
Адекватно взаимодействовать в группе, приходить к общему решению. |
Умение провести самооценку и организовать взаимопроверку (прогнозирование и контроль) |
|
|
||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.