Технологическая карта занятия истории «Формирование 60-й дивизии на территории Еланского района»
ФИО преподавателя |
Иващенко Галина Николаевна, ГАПОУ “Еланский аграрный колледж” |
||||
Предмет |
История России (краеведческий блок) |
||||
Группа |
5-Т (2 курс) |
||||
Номер занятия |
10 |
||||
Тип занятия |
Поисковый, творческий; |
||||
Тема |
Формирование 60-й дивизии на территории Еланского района |
||||
Цель |
Используя поисковый исторический материал, сформировать представление о боевом пути 60-й стрелковой дивизии второго созыва, от Елани до Берлина. |
||||
Задачи |
Образовательные: - Проследить причинно-следственные связи между положением советских войск в 1941 году и успешным формированием дивизии в тылу. Запомнить хронологию: - 1941 г– битва под Москвой; - 1941г декабрь – приказ о формировании 60-й дивизии. 1942 г – участие дивизии в Сталинградской битве. Усвоить понятия: Верхнеденоская операция; штаб дивизии. |
Развивающие: - Развивать умения и навыки работы с историческим пространством военного времени. - Развивать навыки работы с архивными и энциклопедическими материалами. |
Воспитательные: - Создать условия для осознания роли простых советских людей в защите своей страны. -Дать возможность оценить значимость 60-й дивизии в военной истории.
-Способствовать реализации творческого потенциала в поисковой деятельности студентов.
|
||
Планируемые результаты
Методическая цель занятия |
Предметные УУД (знания, умения, представления) - знать последовательность формирования 60-й стрелковой дивизии, начиная от Елани.
Использование современных образовательных технологий на занятии истории (компьютерной технологии, исследовательской). |
Личностные УУД Аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осваивать новые социально-исторические роли (командиров полков, солдат, военного корреспондента, генерала Монахова).
|
Метапредметные УУД: анализировать особенности становления и пути дивизии (познавательные), оценивать сложность военных дорог и боевых операций(регулятивные), уметь работать в группах и излагать своё мнение (коммуникативные).
|
||
УМК |
Энциклопедия «Сталинградская битва»; Е.Д. Стеценко «История Еланского района»; архивные материалы Еланского историко-краеведческого музея (фонд 15). |
||||
Ресурсы (оснащение) |
Карта «Сталинградская битва», раздаточный материал «60-я стрелковая дивизия», презентация «Гордость Елани – 60-я стрелковая дивизия», фотодокументы, костюмы, баннер «Штаб 60-й дивизии».
|
||||
Форма проведения занятия |
Комбинированное занятие
|
||||
Этапы урока |
Время |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
4 мин |
1.Приветствие группы. Подготовка студентов к уроку. 2. Проверка учебных принадлежностей.
|
Подготовка письменных принадлежностей и костюмов. |
Включение студентов в деятельность на личностном уровне. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Погружение в историю родного края. |
5 мин |
1. На территории Елани раньше располагались два сельских Совета. Какое название было у каждого из них? 2. Что сейчас находится в том здании, где в годы гражданской войны располагался штаб Анатолия Железнякова? 3. Еланские купцы в 19 веке вели торговлю пшеницей. Как назывался лучший сорт? 4. Одно из старинных ремёсел Елани возрождается сейчас. Назовите это ремесло. 5. Какие слова говорили жители Елани о достатке в доме? 6. Сколько было церквей в Елани и как они назывались? 7. Назовите общее и различное у защитников Родины И.Гайворонского и Ю. Верёвкина. 8. Где на собранные деньги еланцев делали самолёты в годы войны? 9. Кому из участников Сталинградской битвы в центральном парке Елани поставлен этот памятник?
10. Сколько Героев Советского Союза и полных кавалеров Орденов Славы трёх степеней нашего края? 11. Написать по 2 главные моменты участников ВОВ Ножкиной Л.А. и Верёвкина Юрия.
|
1. («Елано-русский» и «Елано-украинский») 2. Полиция Еланского района. 3. «Кубанка»
4. Гончарное дело. 5. «Самовар на столе и часы на стене». 6. Три церкви. Казанская, Никольская и Духосошественская) 7. Общее: оба ушли на фронт из Елани добровольцами, оба погибли на Украине. Различное: Верёвкин – танкист, Гайворонский – автоматчик) 8. На Саратовском авиационном заводе. 9. Григорию Печерскому. 10. Героев Советского Союза – 9, полных кавалеров орденов Славы – 3.
11. Ножкина Л.А. – комсомолкой ущла на фронт. Воевала в Сталинграде. Верёвкин Юрий – комсомольцем ушёл на фронт, танкис погиб на Украине.
- Студенты должны уметь ответить на дополнительные вопросы. |
Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в архивных материалах и энциклопедии. 2. Анализировать события 1941 года. 3. Определять понятия. 4. Обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности на данном этапе занятия. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
3 мин |
|
Ответы: · Правильно, шли ожесточённые бои за Москву). · Да, и это решение принималось в глубоком тылу. Такой территорией и стала наша Елань). · Обратимся к документам. Военные историки в энциклопедии «Сталинградская битва» докажут нам это.
|
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в малых группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Представлять устные и письменные тексты. 4. Определять понятия.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
8 мин
10 мин
9 мин |
1. Знакомство с информационным материалом.
Елань… Сюда не дошла война с ожесточёнными сражениями, зато именно в нашей Елани формировалась знаменитая 60-я гвардейская стрелковая Павлоградская Краснознамённая ордена Суворова дивизия. Я смотрю на карту боевого пути 60-й дивизии, которая прошла от Елани до Берлина, и мысленно переношусь в суровые военные декабрьские дни 1941 года. Вот приказ №1 о дислокации дивизии, в составе которой формировались 1528 стрелковый полк – в Терновом, 1529 полк – в Терсе, 1530 полк – в Вязовке, а 847 артиллерийский полк – в Елани Предлагается посмотреть сцену «Заседание штаба» Какой Приказ №1 озвучил генерал Монахов?
2. Заполнение схемы «Рождение дивизии»
3. Отношение жителей Елани к солдатам дивизии. 847 полк формировался в тех местах, где сегодня располагается 14 квадрат еланского лесного массива (за газовым участком). Ранние морозы в декабре 1941 года не помешали будущим гвардейцам рыть блиндажи для артиллерийских расчётов. Это было рождение дивизии как 471-й. 3 января 1942 года она была переименована в 278-ю. Перед отправкой дивизии на фронт её воинам вручили Красное знамя. Необычное знамя. Еланская учительница Александра Михайловна Глазкова вышила на нём надпись: «Смерть немецким оккупантам! От трудящихся Еланского района».
4. Боевой путь 60-й дивизии В период Сталинградской битвы дивизия вела тяжёлые оборонительные бои в районе станицы Клетской. Солдаты сражались, нанося противнику большие потери. Дивизией командовал полковник Дмитрий Петрович Монахов. (зарисовка студентами карты боевого пути)
5.Победоносные операции 60-й стрелковой дивизии. (вручение дивизии ордена Суворова 2 степени) |
1.Сцена «Заседание штаба 60-й дивизии» Монахов Д.П.: Товарищи командиры! Проводим первое заседание штаба дивизии. Командиры полков, доложите о комплектовании бойцами и орудием. Секретарь, ведите протокол. Командир 1528 стрелкового полка: 1528-й стрелковый полк, село Терновое, сформирован полностью бойцами и орудием. Командир 1529 стрелкового полка: 1529-й стрелковый полк, село Терса, сформирован полностью бойцами и орудием.
Командир 1530 стрелкового полка: 1530-й стрелковый полк, село Вязовка, сформирован полностью бойцами и орудием. Командир 847 артиллерийского полка: 847-й артиллерийский полк, Елань, сформирован полностью солдатами и артиллерийским орудием. Монахов Д.П.: Спасибо командирам. Нам передали приказ. (Зачитывает Приказ №1).
Приказ №1 от 30 декабря 1941 года В связи со сложившимся тяжёлым положением на всех фронтах, Военный Совет Сталинградского Военного округа издаёт директиву об образовании новой, 471 (позднее 278-й) стрелковой дивизии. Командиром дивизии назначить полковника Д.П. Монахова. В составе дивизии сформировать три стрелковых полка: 1528-й – в селе Терновом; 1529-й – в селе Терса; 1530-й – в селе Вязовка. Сформировать 847-й артиллерийский полк – в Елани. Утвердить штаб дивизии в здании еланского кинотеатра «Прогресс». 2. 3.Сцена «Знамя от жителей Елани» Учительница Глазкова А.М.: «Бойцы! Солдаты и командиры! Защитники Родины! Мы, жители Елани, взрослые, старики и дети, провожаем вас защищать родной Сталинград. Разгромите врага там, и мы здесь будем в безопасности. Я со своими ученицами Еланской средней школы №1 вручаем вам вышитое нами знамя. Пусть оно всегда будет с вами и никогда не попадёт в руки врага». Монахов Д.П.: «Спасибо, дорогие еланцы! Мы е опозорим этого знамени. Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
4.
5.
Сцена «Вручение ордена Суворова» Монахов Д.П.: «Товарищи! Передаю вам приказ Главнокомандующего Сталина. «За мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков, наградить 60-ю стрелковую дивизию орденом Суворова 2 степени». Все: Ура! Ура! Ура! |
Познавательные УУД 1. На основе архивного краеведческого материалаНаходить достоверную информацию в разных источниках (тексты, схемы, карта, иллюстрация). 2. Анализировать. 3. Обобщать и делать выводы. 4. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица, рисунках).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Систематизация знаний |
|
Таблица «60-я стрелковая дивизия»
Студентам предлагается на этапе закрепления заполнить таблицу по теме «60-я стрелковая дивизия». |
Таблица «60-я стрелковая дивизия»
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Работа поисковиков |
|
Студенты демонстрируют воспоминания участников боёв, солдат 60-й дивизии |
Василий Иванович Лиходеев «Я был в 60-й дивизии командиром радиоотделения, старшим сержантом, связистом. Наши солдаты обеспечивали переправу через Дон. Из подручных материалов строили лодки, плотики и перевозили на них боеприпасы и людей. А на левом берегу Дона построили блиндажи и дзоты. Это был титанический труд. Но мы со своими солдатами приближали Сталинградскую Победу». Фомин Андрей Григорьевич «Скажу несколько слов о том, как я сражался под Сталинградом в рядах 851 полка. 28 июля 1942 года наша дивизия перешла из 38 Армии в состав 21 Армии. На берегу Дона около села Распопинское мы заняли оборону. Требовалось подвезти большое количество боеприпасов. Задача трудная. Сапёры делали проходы в минных полях, готовились к предстоящему наступлению. К утру 18 ноября 1942 года подвозка боеприпасов была закончена. А 19 ноября началось контрнаступление»
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
1 мин |
Уметь аргументированно рассказывать о боевом пути 60-й стрелковой дивизии (от Елани до Берлина). |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
1 мин |
Что нового узнали на занятии, напишите в отзыве. |
|
|
Приложение
Радист Лиходеев С.И. На фото Фомин А. Г., старшина медицинской службы
Дмитрий Петрович Монахов
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.