Технологическая карта занятия по истории «Сталинградская битва. (Мы из будущего)»
ФИО преподавателя |
Иващенко Галина Николаевна, ГАПОУ “Еланский аграрный колледж” |
||||
Предмет |
История России |
||||
Группа |
10-ТО (2 курс) |
||||
Номер занятия |
28 |
||||
Тип занятия |
Поисковый, творческий |
||||
Тема |
Сталинградская битва. (Мы из будущего) |
||||
Цель |
Используя документальный, архивный поисковый исторический материал, сформировать представление о героическом подвиге защитников Сталинграда |
||||
Задачи |
Образовательные: - Проследить причинно-следственные связи между положением советских войск в 1942 году и успешным завершение битвы под Сталинградом. Запомнить хронологию: - рамки хронологии Сталинградской битвы (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943 г.) - длилась битва на Волге (200 дней и ночей). - самый тяжёлый день для сталинградцев. (23 августа 1942 года). - приказ наркома обороны СССР № 227? (28 июля 1942 года). - основные периоды Сталинградской битвы: оборонительный: с 17 июля 1942г по 18 ноября 1942г; наступательный: с 19 ноября 1942г по 2 февраля 1943 года. Усвоить понятия: приказ №227; |
Развивающие: - Развивать умения и навыки работы с историческим пространством военного времени. - Развивать навыки работы с архивными и энциклопедическими материалами, исторической картой. |
Воспитательные: - Создать условия для осознания роли простых советских людей в защите своей страны. -Дать возможность оценить значимость Сталинградской победы в военной истории.
-Способствовать реализации творческого потенциала в поисковой деятельности студентов.
|
||
Планируемые результаты
Методическая цель занятия |
Предметные УУД: (знания, умения, представления) - знать последовательность этапов Сталинградской битвы; - знать основных героев Сталинградской битвы
Использование современных образовательных технологий на занятии истории (компьютерной технологии, исследовательской). |
Личностные УУД: аргументировано оценивать конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осваивать новые социально-исторические роли (командиров полков, солдат, военного корреспондента, генералов Сталинграда).
|
Метапредметные УУД: анализировать особенности становления и пути дивизии (познавательные), оценивать сложность военных дорог и боевых операций (регулятивные), уметь работать в группах и излагать своё мнение (коммуникативные).
|
||
УМК |
архивные материалы Еланского историко-краеведческого музея (фонд 15). |
||||
Ресурсы (оснащение) |
Карта «Сталинградская битва», фотодокументы, костюмы, баннер «Дом Павлова».
|
||||
Форма проведения занятия |
Комбинированное занятие
|
||||
Этапы урока |
Время |
Действия преподавателя |
Действия студентов |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
4 мин |
1.Приветствие группы. Подготовка студентов к уроку. 2. Проверка учебных принадлежностей. 3.”Ребята, мы посвящаем наше занятие военнослужащим России, выполняющим сспецоперацию на Украине”. |
Подготовка письменных принадлежностей и костюмов. Распределение всей группы: штаб 62-й Армии, штаб 64-й Армии, штаб 13-й дивизии, штаб 138-й дивизии |
Включение студентов в деятельность на личностном уровне. |
||||||||||||||||||
2. Погружение в историю |
5 мин |
Этап «Военная разминка»: 1)Какие страны участвовали на стороне фашистской Германии в годы Великой Отечественной войны?
2) Какую операцию Германии сорвала победа под Москвой во время Битвы за Москву?
3)Сравните два военных события: - 1 сентября 1939 года; - 22 июня 1941 года.
4) Где и когда впервые советские войска применили реактивную установку залпового огня «катюшу»? |
1)
2)
3) 1 сентября 1939 года – это начало 2 мировой войны (Германия вторгается в Польшу); 22 июня 1941 года – это начало Великой Отечественной войны (Вторжение Германии на Советский Союз).
4) «Катюша»
стала первой созданной в СССР мобильной многозарядной реактивной системой
залпового огня (РСЗО). В начале июля 1941 года была сформирована первая
Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной
Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью
этими боевыми установками. |
Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в архивных материалах и энциклопедии. 2. Анализировать события 1941 года. 3. Определять понятия. 4. Обобщать и делать выводы. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности на данном этапе занятия. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
3 мин |
Этап «Говорят штабы Сталинграда о своих командующих» (Студенты из каждого штаба представляют информацию о своих командирах. За полные выступления они считаются прошедшими этап и получают специальный жетон)
|
Чуйков В.И.
Его называли генерал-штурм. Командовал 62-й армией в Сталинграде, получил приказ: удержать город
Воевал в белых перчатках (забинтованы руки, была экзема)
Награждён тремя орденами Суворова.
Дважды Герой Советского Союза.
Шумилов М.С. Командующий 64-й армии в Сталинграде.
Месяц сдерживал танковые полчища армии Гота.
Участвовал в пленении фельдмаршала Паулюса. Оборонял предприятия юга Сталинграда, и они работали! 6 месяцев удерживал юг Сталинграда.
Родимцев А. И. Командовал 13-й Гвардейской стрелковой дивизией.
Его называли «генерал-отвага».
Его группа держала оборону Дома Павлова 58 дней.
Дважды Герой Советского Союза.
В Волгограде сделали Стенд Родимцева.
Людников И. И. Командовал стрелковыми дивизиями:200, 390, 138.
Оборонял посёлок Нижние Баррикады в Сталинграде.
Остров Людникова: с трёх сторон фашисты, позади – Волга.
Прославились его связисты с позывным «Ролик».
После Сталинградской битвы 138 дивизия стала 70 гвардейская.
|
Коммуникативные УУД 1. Умение работать в малых группах 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Представлять устные и письменные тексты. 4. Определять понятия.
|
||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
8 мин
10 мин
9 мин |
Этап «Военная карта «Сталинградская битва» (Показать на карте «Сталинградская битва» данные задания) 1. Оборона Сталинграда. Покажите расположение советских фронтов на подступах городу. 2. Оборона Сталинграда. Покажите, какие немецкие армии вели наступление на Сталинград. 3. Оборона Сталинграда. Где располагались корабли Волжской военной флотилии? 4. Оборона Сталинграда. Покажите хутор Вертячий, где фашисты устроили бойню жителей, местный колодец был завален погибшими.
5. Контрнаступление. Показать места ликвидации группировки немецких армий 6. Контрнаступление. Покажите, армии каких стран участвовали на стороне фашистской Германии в Сталинградской битве.
7. Контрнаступление. Во время обороны Сталинграда в деревне Васильевка фашисты творили настоящий геноцид. 8. Контрнаступление. Под Самофаловкой была окружена немецкая группировка. Впервые поисковая группа «Сталинградский прорыв» именно там провела экспедицию по поднятию останков павших бойцов.
Этап Даты «Сталинградская битва» 1. Назвать рамки хронологии Сталинградской 2. Сколько дней и ночей длилась битва на Волге? 3. Назвать самый тяжёлый день для сталинградцев. (23 августа 1942 года). 4. Когда выходит приказ наркома обороны СССР № 227? 5. Назовите основные периоды Сталинградской битвы.
Этап «Герои Сталинграда». (О ком идёт речь?) 1.Простой матрос Тихоокеанского флота 2 октября 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» совершил героический подвиг. Взяв бутылки с зажигательной смесью, он, горящий, бросился на вражеский танк. Погиб сам и уничтожил вражескую машину с экипажем.
2.Дом «неприступная крепость» 58 дней и ночей 24 воина героически обороняла без сна и отдыха. (Дом Павлова). 3.Рядовой связист ценой собственной жизни восстановил связь, крепко зажав концы провода.
4.Сибиряк, снайпер, уничтожил более 300 гитлеровцев.
Этап «Представление героев Сталинграда» (историческая реконструкция «Ролик».
Этап Тест «Сталинградская битва» (Каждый штаб получает тестовые задания – 12 заданий, и на своём листе выполняют его)
Этап «Мы помни. Мы гордимся» Преподаватель демонстрирует презентацию «Вахта памяти по местам боёв Сталинградской битвы». Студент читает стихотворение Поисковый отряд – по следам Сталинградской битвы
Этап «По залам музея» (Каждому штабу раздаются проспекты залов музея с вопросами) Зал №2. 1)Кто изображен на полотне с левой стороны? 2) Почему горит в бою солдат? Кто он?
Зал №3. 1) Чей самолёт горит на левой стороне полотна? 2) Что знаете о танковом таране на центральном полотне?
Зал №4. 1) Прорыв советских танков на северном склоне Мамаева кургана. Чей танк изображён на правой стороне? 2) В правой нижней части полотна санинструктор перевязывает раненого. Кто это?
Зал №5. 1) О чём говорит верхний разрушенный водонапорный бак на вершине Мамаева кургана? 2) Кто находится в развалинах левой части нижнего водонапорного бака в белом маскхалате?
Вывод по теме занятия.
|
(на этом отрезке карты студенты каждого штаба показывают задания 1-4)
(на этом отрезке карты студенты каждого штаба показывают задания 5-8)
1. (17 июля 1942г. – 2 февраля 1943 г.)
2. (200 дней и ночей).
3. (23 августа 1942 года – бомбардировка Сталинграда.) 4. (28 июля 1942 года). 5. Основные этапы битвы: оборонительный с 17 июля 1942г по 18 ноября 1942г. наступательный с 19 ноября 1942г по 2 февраля 1943 года.
1. Это Михаил Паникаха.
2. Дом Павлова, его защищали солдаты 9 национальностей.
3. Матвей Путилов – рядовой связист вошёл в историю Сталинградской битв как настоящий Герой.
4. Василий Зайцев – чтобы его уничтожить, в Сталинград прибыл из Германии лучший снайпер Кёнинг. Но и его Зайцев убрал.
«Ролик» - позывной связистов Ведущий: Окружённая 138-я дивизия полковника Людникова осталась без телефонной связи, у них работала только радиосвязь. Её держали связисты Ветошкин, Колоссовский, Харазия и Кузьминский – четыре солдата. 1-й связист (Колоссовский): Нет, немцы нас не выкурят из нашего укрытия! Мы выдержим осаду. Сегодня ночью я иду в штаб дивизии и получу необходимые запасы. Ветошкин, позвони потом нашим. 2-й связист (Ветошкин): Алло! Алло! На связи «Ролик». Нам нужны патроны да харчи. «Ролик» будет вертеться! Не сдадимся! 3-й связист (Кузьминский): Смотрите, смотрите! Фрицы нам опускают гостинец – гранату! Срезаем её, ребята, огнём! Ураа! Мимо!! 4-й связист (Харазия): «Ролик» не сдался! «Ролик» вертится! «Ролик» стреляет! Все: Ура!! Ура!! Ведущий: 40 дней сражался «Ролик». Не сдался. Всем четырём было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Тест «Сталинградская битва»
1.Дата
начала Сталинградской битвы: 2.Самая
долгая и мощная бомбардировка германскими воздушными силами города
Сталинграда была: 3.Кто
был командиром 62-й армии Сталинграда: 4.В
каком населённом пункте соединились войска Донского и Сталинградского
фронтов: 5.Памятник
«Родина-мать» установлен: 6.Кто
автор знаменитого высказывания: «За Волгой для нас земли нет!»:
7.Сколько
дней шла оборона «Дома Павлова»: 8.Кто
был командиром 13-й гвардейской стрелковой дивизии: 9.Сколько
дней и ночей шла Сталинградская битва: 1
0.Имя генерала- фельдмаршала, возглавлявшего немецкие войска в битве под
Сталинградом:
11. Единственное здание, пострадавшее во время Сталинградской битвы, сохранившееся как памятник: А)Дом Павлова Б)Мельница Герхарда+ В)Дом Заболотного 12.Дата
полного освобождения города Сталинграда:
Поисковый отряд – по следам Сталинградской битвы Евдокименко Иван
Июльский зной и жгучий ветер Нас в экспедицию позвал. Там в грозной битве Сталинградской Солдат бесстрашно погибал. Из «Сталинградского прорыва», Мы под Васильевкой нашли Останки двух солдат Отчизны, Они с позиций не ушли! Для нас тот бой предстал для всех: Горячий снег, кровавый снег…
А мы вели свой поиск трудный В далёкой, знойной той степи. Река Аксай нас всех спасала От зноя, жажды и тоски. Мы все позиции, окопы, Где Сталинградский фронт держал, Прошли деревнями пустыми – В бою их враг уничтожал… И снова виден бой для всех: Горячий снег, кровавый снег…
(Я посвящаю это стихотворение поисковому отряду «Сталинградский прорыв», который в 2010 году успешно завершил поисковую экспедицию).
1)Николай Сердюков 2)Михаил Паникаха
1)Виктор Рогальский
2)Это танк Т-34 Михаила Нечаева
1)Танк Сергея Маркина
2)Гуля Королёва.
1) Высота взята советскими частями, поднято Красное знамя. 2) Снайпер Василий Зайцев.
|
Познавательные УУД 1. На основе архивного краеведческого материалаНаходить достоверную информацию в разных источниках (тексты, схемы, карта, иллюстрация). 2. Анализировать. 3. Обобщать и делать выводы. 4. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица, рисунках).
|
||||||||||||||||||
7. Домашнее задание. |
1 мин |
Выполнить тестовое задание на сайте Конкурсы - Эрудит-онлайнerudit-online.ru
|
|
|
||||||||||||||||||
8. Рефлексия |
1 мин |
Что нового узнали на занятии, напишите в отзыве. |
Студенты пишут на карточках, которые им вручили за успешное прохождение этапов занятия |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.