Технологическая карта занятия по конструированию и робототехнике
Класс: 3
Тема внеурочного занятия: «Виртуальное путешествие в мезозойскую эру»
Направление: общеинтеллектуальное
Цель: формирование у обучающихся конструктивных навыков и умений через моделирование «Брахиозавра», «Трицераптоса», «Тираннозавра» из конструктора Технолаб.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с мезозойской эрой, ее обитателями, актуализировать знания о правилах техники безопасности с деталями конструктора; совершенствовать навыки конструирования моделей динозавров.
Развивающие: продолжить развивать умение моделирования, (общеучебные, знаково – символические УУД); умение анализировать, сопоставлять, делать выводы (логические общеучебные УУД); развивать умение контролировать, корректировать, планировать деятельность, оценивать результат собственной деятельности, определять тему занятия (регулятивные УУД); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель занятия, умение работать по алгоритму (познавательные общеучебные УУД); умение выражать свои мысли в соответствии с языковыми нормами, обогащать и активизировать словарный запас обучающихся (коммуникативные УУД); развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие: воспитывать интерес к техническому творчеству, уважительное отношение друг к другу, природе.
Виды деятельности: беседа, практическая работа по конструированию.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения и воспитания: объяснительно - иллюстративные – рассказ, активные и интерактивные; словесные: беседа, практические: конструирование заданных моделей.
Оборудование: ноутбук, конструктор Технолаб, программное обеспечение.
Раздаточный материал: задания на карточках, кейсы, таблица по теме «Мезозойская эра», раскраска, рефлексия.
Информационные источники:
1. https://zen.yandex.ru/media/id/5b17ebcc00b3dd1c10610b6a/nauka-o-dinozavrah-nazyvaetsia-paleontologiia-kogda-poiavilis-i-vymerli-kak-jili-i-kakimi-byli-dinozavry-5e0b27711febd400ae3afd51
2. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fxn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai%2Fmezozojskaya-era.html
3. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsitekid.ru%2Fplaneta_zemlya%2Fmezozojskaya_era_25065_mln_let_nazad.html
Ход урока
Этапы
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности
|
- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас на нашем занятии! Сегодня такое замечательное утро, давайте же поприветствуем друг друга, подарим своему товарищу кусочек добра и хорошего настроения: Сядем рядышком друг к другу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!» Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. Ребята, давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. -Поднимите руки те, у кого настроение заметно улучшилось. -Вижу, что у многих. Теперь мы с легкостью можем начать наше занятие. |
-Приветствуют учителя.
-Приветствуют своих товарищей, эмоционально положительно настраиваются на предстоящее занятие.
-Поднимают руки. |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
-К нам сегодня на занятие пришло письмо, которое написал один мальчик, с целью поделиться с нами своей историей. -Послушайте ее внимательно и постарайтесь догадаться, о ком в ней идет речь. Мальчика зовут Ангус, он проживает в небольшом городке на берегу озера. Одним туманным утром Ангус, собирая ракушки на озере, находит необычное яйцо. Он решает его старательно прятать от окружающих, потому что яйцо это необычное и не похоже на куриное и какое – либо другое. По размерам оно было примерно с футбольный мяч, скорлупа была темного цвета рельефная. Из-за того, что яйцо долгое время пробыло в воде, об этом можно было догадаться из-за остатков тины на скорлупе, от него исходил слегка неприятный запах. -Ангусу было очень интересно, кому яйцо могло принадлежать, но спросить, конечно, о нем он никого не мог, иначе подвергнет неродившегося детеныша опасности. Поэтому ему ожидалось только ждать его появления на свет… И вот однажды, скорлупа дала трещину, и на Ангуса взглянуло, совершенно, незнакомое для него существо. -Ребята, кто догадался, что это могло быть за существо? Какие возникли у вас предположения? -Вижу, что мнения у вас разделились. -Тогда послушайте внимательно загадку, она поможет отгадать вам наше существо: Жили на Земле давно, В мезозое эти звери, И ходить на лапах двух, Хорошо умели! -Кто догадался, о ком идет речь в загадке? -Правильно, о динозаврах. -На Ангуса в нашей истории посмотрел маленький динозавр. Как он попал в озеро? И как сумел выжить, спустя столько лет? Остается загадкой... Мальчик понимает, что в нашем мире динозавру просто не выжить и хочет попросить нас о помощи: помочь отправить динозаврика в его эру, где обитают такие же динозавры, как он. Может быть, там он встретит свою семью…. -Ребята, а кто из вас знает, как называется эра, в которой жили динозавры? -Анализируя находки и сопоставляя факты, ученые определили, что вероятнее всего все динозавры появились в мезозойскую эру, примерно 250 млн. лет назад. -Ребята, поднимите руки, кто хотел бы помочь Ангусу и совершить виртуальное путешествие. -Какие молодцы, я очень рада, что в нашем классе столько хороших и отзывчивых ребят. -Прежде, чем мы отправимся, предлагаю вам определить тему нашего занятия. -Как истинные путешественники мы не можем отправиться в путь без цели, давайте же поставим ее перед собой. -Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? -Да, действительно, сегодня на занятии мы узнаем много нового и интересного о мезозойской эре, побываем в роли палеонтологов и сконструируем собственные модели динозавров из конструктора Технолаб. |
-Слушают внимательно учителя.
-Слушают историю, стараются понять, о ком в ней идет речь.
-Высказывают свои предположения.
-Слушают внимательно загадку, стараются ее отгадать.
-О динозаврах.
-Слушают продолжение истории, мотивируются на дальнейшую деятельность.
-Высказывают свои предположения. -Слушают учителя.
-Поднимают руки.
-«Виртуальное путешествие в мезозойскую эру»
-Ставят перед собой цель, мотивируются на ее достижение. |
Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее. Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Решение проблемы |
-Теперь мы с легкостью можем отправиться в наше путешествие. -Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте мир, в котором нет высотных домов, разводных мостов, улиц, людей, вечно куда-то спешащих. Вокруг только степи, покрытые странными растениями, похожими на папоротники, очень высокие деревья, а вокруг расхаживают огромные динозавры. -Откройте глаза. Посмотрите на слайд. Мы оказались с вами в мезозойской эре. Удивительно, как же все отличается, по сравнению с нашим веком. -Мезозойская эра (от греческих слов «мезос» — средний и «зоя» — жизнь) началась 250 млн. лет назад и длилась 185 млн. лет. (Учитель фиксирует сведения в виде кластера на доске). На протяжении этого временного периода земные континенты постепенно принимали привычные для нас очертания. В начале мезозоя произошло очень значимое событие — земная кора оказалась рассечена глубокими трещинами, которые были заполнены водой. Постепенно сформировались современные очертания материков и океанов, современная морская фауна и флора. Образовались Анды и Кордильеры, горные массивы Китая и Восточной Азии, впадины Атлантического и Индийского океанов. Мезозойская эра подразделяется на три периода: триасовый – 252-201 млн. лет назад; юрский – 201-145 млн. лет назад; меловой – 145-66 млн. лет назад. -Разделитесь на три группы. Каждой группе я сейчас раздам конверт с информацией об определенном периоде мезозойской эры. Вам нужно будет ознакомиться с этой информацией и подготовить выступление. Также у каждой группы на столе будет лежать табличка, которую вы должны будете заполнить сведениями из выступления. -Прежде, чем вы приступите к работе, напомните правила работы в группе. -Молодцы, можете приступить к заданию. -Готовность покажите посадкой. (Учитель выслушивает выступления, подготовленные каждой группой). -Оцените свою работу в группе. -Подпишите листочки с обратной стороны, запишите Ф.И. участников вашей группы, передайте листочки вперед. -Наша планета пригодна для жизни, поэтому её всегда кто-то населял, хотя бы микроорганизмы. А около 300 миллионов лет назад проживали на ней огромные ящерицы – предки динозавров. И всё у них было прекрасно до тех пор, пока на Земле не случилась очередная смена климата. Глобальное потепление, произошедшее в конце палеозойской эры, способствовало гибели тропических лесов, служивших домом этим рептилиям. Им пришлось экстренно приспосабливаться к новым условиям. Они эволюционировали в архозавров, что переводится как «господствующие ящерицы». При этом архозавры, жившие в разных местах, эволюционировали по-своему, чем и объясняется множество видов динозавров. -Ребята, а названия каких динозавров вы знаете? -Поработаем в парах. Посмотрите на листочки. На нем изображены тени животных. Вам необходимо среди этих теней найти силуэты динозавров и обвести их красным карандашом. -Если задание понятно, то можете приступить к его выполнению. -Готовность покажите посадкой. -Сверьте свою работу с образцом, представленным на слайде. -Поднимите руки те, кто не допустил не одной ошибки. А одну, две? -В следующий раз будьте внимательнее! -Ребята, а где в нынешнее время мы можем увидеть останки динозавров? -Верно. -Давайте, виртуально посетим музей и посмотрим на останки динозавров. |
-Закрывают глаза, мысленно отправляются в виртуальное путешествие.
-Открывают глаза, смотрят на слайд.
-Внимательно слушают учителя.
-Подразделяются на три группы, изучают информацию в кейсе, готовят выступление, заполняют таблицу на листочке.
-Напоминают правила работы в группе.
-Показывают свою готовность. -Оценивают свою работу. -Сдают листочки.
-Слушают внимательно рассказ учителя.
-Называют динозавров. -Осуществляют работу в парах, определяют силуэты динозавров и обводят их красным карандашом.
-Показывают свою готовность. -Осуществляют проверку. -Оценивают свою деятельность. - -В палеонтологическом музее.
-Виртуально посещают музей. |
Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем, анализируют ее, сравнивают цветовую гамму художественных произведений, выявляют особенности разных объектов в процессе их рассмотрения. Коммуникативные УУД: умеют слушатьучителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Закрепление нового материала |
-А кто из вас знает, что такое палеонтология? -Палеонтология – это наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов. -Следовательно, как будут называться ученые, которые занимаются данной наукой? -Давайте и мы сегодня на занятии побываем в роли палеонтологов и соберем из конструктора друзей нашему динозаврику. -Сейчас я вам предлагаю разделиться на 3 группы. Каждой группе я сейчас раздам конверты в форме яйца. В каждом конверте содержится пазл с изображением динозавра, которого вы будете собирать. -Аккуратно достаньте детали пазла и соберите его. На сборку вам отводится 3 минуты. -Покажите готовность посадкой. -Какой динозавр получился у первой группы? А у второй? А у третей? -Дополнительно каждой группе раздается листочек с информацией о вашем динозавре, которую вы должны будете кратко рассказать и представить свою модель. -Давайте чуть – чуть разомнемся и подготовим наши пальчики к работе: Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони) Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак) Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы) Все покажут без подсказки. Пальцы два середнячка (демонстрируют средние пальцы) Два здоровых бодрячка. Ну, а эти безымянны (показывают безымянные пальцы) Молчуны, всегда упрямы. Два мизинца- коротышки (вытягивают мизинцы) Непоседы и плутишки. Пальцы главные средь них (показывают большие пальцы) Два больших и удалых (сжимают и разжимают пальцы в кулак) -Молодцы. На наших столах приготовлен строительный материал для создания данных моделей. Назовите, пожалуйста, этот материал. -Из каких деталей состоит наш конструктор? -Верно. Если вы готовы, то можете занять свои места и приступить к работе. -Ребята, относитесь к работе серьезно, так как любая неточность может привести к неисправимым ошибкам! Модель должна быть прочная, с плотно приставленными деталями. Желаю вам удачи! -Готовность покажите посадкой. -Ваша группа справилась с работой быстрее. Продемонстрируйте, пожалуйста, свою модель динозавра и расскажите ребятам о нем. -Оцените свою работу в группе. -Какая была задача у вашей группы? -Как вы работали? -Из каких деталей состоит ваша модель? |
-Высказывают свои предположения.
-Палеонтологи -Мотивируются на дальнейшую деятельность. -Делятся на 3 группы, получают задание в конвертах.
-Осуществляют сборку пазла. -Показывают свою готовность.
-Слушают внимательно задание.
-Выполняют гимнастику.
-Технолаб -Называют детали конструктора. -Занимают свои места и приступают к конструированию моделей динозавров.
-Показывают свою готовность.
-Оценивают свою работу в группе -Отвечают на вопросы.
|
Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя, дают ему ответы по заданным вопросам. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Рефлексия |
-Наше занятие подходит к концу и нам следует подвести его итоги. -Ребята, что вам запомнилось? -Где мы с вами сегодня побывали? -Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на занятии. -Кто не очень доволен своей работой? -Какой совет вы дадите своему товарищу? -На столах у вас лежат след лапки динозавра, если вам понравилось занятие, то поднимите вверх зеленую лапку, если на занятии вам было скучно – желтую, если занятие вам не понравилось – красную. -Продемонстрируйте свои лапки. Обоснуйте свой выбор. -Ангус благодарит вас за помощь и дарит каждому из вас раскраску с динозавром. Желает вам удачи и успехов в учебе! И я вам того желаю, ребята! -Спасибо за урок, до новых встреч. |
-Отвечают на вопросы учителя.
-Поднимают руки.
-Оценивают свою деятельность на уроке.
-Демонстрируют лапки. |
Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя и товарища.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.