Технологическая карта занятия "Вместе весело шагать" в соответствии с ФГОС НОО С ОВЗ.
Оценка 4.6

Технологическая карта занятия "Вместе весело шагать" в соответствии с ФГОС НОО С ОВЗ.

Оценка 4.6
docx
21.11.2022
Технологическая карта занятия "Вместе весело шагать" в соответствии с ФГОС НОО С ОВЗ.
технологическая карта занятия Масленниковой М.В..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

Занятие логопеда в соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ

«Вместе весело играть»

 (Дифференциация звуков, букв  ч и щ в слогах, словах, предложениях)

3 класс

(на муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей»)

 

                                                                                         Подготовила: Масленникова Маргарита Валерьевна,

                                                                                                  учитель-логопед, высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

с.Брюхово

2020 г.

                  Предмет: логопедия.

Класс: 3

                  Тема: «Вместе весело играть» ( Дифференциация звуков, букв  Ч и Щ в слогах, словах, предложениях).

                    Цель: формирование умения различать звуки, буквы  Ч и Щ в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные: закрепить артикуляционный уклад и характеристики звуков Ч-Щ, активизировать словарный запас обучающихся по теме «Окружающий мир».

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас; дифференцировать слоги, слова с согласными Ч и Щ; формировать навыки связного высказывания; развивать общую и мелкую моторику; развивать зрительное, слуховое и пространственное восприятие; внимание; память; мыслительные процессы.

        Воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между ребятами, отзывчивость,

        готовность прийти на помощь; воспитывать навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Формы работы с обучающимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:  частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой, беседа.

Форма урока: урок-игра.

Материальное оснащение урока: компьютер, экран, проектор.           

Дидактическое обеспечение: кроссворд, таблички звуковых укладов (Ч, Щ), картинка – пазл план игры, фигурки щенка и чебурашки, корзиночки слов (со  звуками Ч и Щ), презентация к занятию, интерактивная физкультминутка для глаз «В траве сидел кузнечик», музыкальная физкультминутка «Весёлый чебурашка», карточки с предложениями, картинка Дерева успеха и листочки к нему по количеству ребят (2 видов: раскрывшиеся, нераскрывшиеся).

Вид деятельности обучающихся: познавательный, практический.

 

Этапы урока

Задачи, решаемые на конкретном этапе урока

Формы взаимодействия учителя и обучающихся

Деятельность

Базовые учебные действия

Результат \продукт деятельности

учителя

учащихся

личностные

регулятивные

познавате

 

льные

коммуникативные

1.Организационный этап (слова приветствия)

Подготовить обучающихся для деятельности на  занятии

Фронтальная

«Прозвенел уже звонок, начинается урок. Все пришли? В  кружок встаем, и здороваться начнем. Давайте поздороваемся логтями,  глазами, головой, пальчиками, язычком»

Приветствует ребят, подготавливает их к дальнейшей совместной игровой деятельности на занятии.

Приветствуют учителя, гостей, друг друга,  начинают взаимодействовать с учителем.

Осознание себя как заинтересованного ученика.

Входить в учебное помещение со звонком, произвольно включаться в деятельность.

Наблюдать, понимать устное высказывание учителя.

Вступать в контакт учитель-ученик, ученик-ученик.

Готовность к началу занятия.

2.Мотивация к учебной деятельности (работа с кроссвордом. Рядом с ним предметные картинки-ответы. Знакомство с гостями-героями)

Заинтересовать  обучающихся на работу  во время занятия

Фронтальная.

Что мы будем делать сегодня вы узнаете, когда вставите правильно слова в кроссворд (Приложение 1) . 1 – щипцы, 2 – щегол, 3 -черепаха, 4 – чайка. Какое слово получится, когда соединим буквы красного цвета? (игра)

Значит чем мы  будем сегодня заниматься? 

А весело ли играть одному? А вместе весело?  Вот вы и назвали тему нашего сегодняшнего занятия. (открываю тему: «Вместе весело играть») А чтобы нам не было грустно я пригласила с нами поиграть своих друзей: Чебурашку и Щенка.

создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения  в учебную деятельность.

Знакомит с заданием кроссворда.

Отгадывают слова, соединяют выделенные буквы в них в одно слово: игра;

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Будем играть.

Одному играть скучно.

Вместе весело играть.

 

 

 

 

 

Осознание себя как заинтересованного ученика.

Принимать цели, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану.

Наблюдать, работать с информацией,

понимать  речь учителя.

Вступать в контакт работать в коллективе, сотрудничество со взрослым.

 

 

Уметь слушать и понимать речь учителя и вступать с ним в диалог.

3. Постановка учебной  задачи, целей занятия

Под руководством учителя определяют цели и задачи занятия, актуализируют имеющиеся знания.

 На логопедических занятиях мы играем с вами со звуками, буквами. С каких звуков начинаются слова кроссворда? А какими буквами они обозначены? (щ, ч). Значит какова задача на занятии сегодня? Только ли в  слогах  и словах мы учимся различать согласные?

Давайте, чтобы не допустить ошибки вспомним характеристики этих звуков

 

 

 

 

 

 

 

Как располагаются органы артикуляции при произношении данных звуков?

Помогает определить учебные задачи занятия-игры. Помогает в формулировке ответов  на вопросы.   Располагает на доске опорные таблички-уклады звуков (щ, ч)

 

 

 

 

 

 

 

Звуками (Щ, Ч).

 

 

 

Буквами Щ, Ч.

 

Различать слоги, слова со звуками, буквами Щ, Ч

 

Различать согласные мы ещё учимся в предложениях.

 

 

Ч – согласный, глухой, всегда мягкий; Щ – согласный, глухой, мягкий)

 

Ответы детей. Называют положение губ, зубов, языка при произношении каждого звука.

Самостоятельное определение учебных заданий. Вспоминают характеристики и уклады звуков (Щ, Ч).

Произвольно  включаться в деятельность, работать в общем темпе.

Делать обобщения,  работать с информацией,

понимать  речь учителя.

Слушать и понимать инструкцию учителя, работать в коллективе, сотрудничество со взрослым.

 

 

Уметь под руководством учителя самим определять учебную задачу занятия.

4. Составление плана, по разрешению затруднения.

 (план-действия занятия составляют из пазлов)

Научить видению нового знания в структуре общего курса (дифференциации согласных) и осуществление первого пробного действия.

Фронтальная

Наши друзья хотели бы с нами поиграть, да вот незадача: кто-то у них все перепутал. Давайте поможем составить рассыпавшуюся картинку. (приложение 3). Оказывается это не простая картинка. На что она похожа? (план-действия  игры. 

Сколько заданий приготовили нам герои? (6)

Начнем осуществление плана. Кирилл, как называется игра под №1?

Чтобы щенок быстрее научился говорить мы будем помогать ему произносить слоги, совмещая их с действиями. При произнесении слогов со звуком (Ч) – хлопаем в ладоши, при произнесении слогов со звуком (Щ) – топаем ногами: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, АЧ, ЧУ, ЧИ, ЩУ, ЩИ, ЧЕ, ЩЕ.

Предлагает собрать план действия игры на пазлах. Помогает ответить на вопросы, помогает формулировать ответы по наглядной опоре.

Формулируют ответы на вопросы учителя, с опорой на наглядность, получают за правильные ответы фишки.

 

 

Составляют из частей план действия игры из 6 заданий.  

 

 

 

 

 

 

К.: «Говорящий щенок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют действия по проговариванию, совместно с движениями.

Проявление самостоятельности в выполнении учебного задания.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Работать со схематическим изображение на бумажной основе.

Вступать и поддерживать коммуникацию.

 

Дети отвечают на предложенные вопросы учителя, самостоятельно собирают план-действие игры. Выполняют задание по проговариванию слогов с движениями.

5. Физкультминут

ка для глаз «В траве сидел кузнечик» (https://yandex.ru/search/?text=электронная%20физкультминутка%20для%20глаз%20в%20траве%20сидел%20кузнечик)

Создать условия через  упражнения  для глаз для воспроизведения решений учебных задач.

Фронтальная.

 

Предлагает ребятам глазами проследить за  действиями героя физкультминутки и запомнить их. Воздействие на слуховой, зрительный анализатор, мыслительную деятельность.

Следят глазами за  действиями кузнечика на экране, запоминают их. Воспроизводят действия кузнечика в высказываниях по памяти. (Кузнечик скачет. Кузнечик играет на скрипке. Кузнечик всречается с бабкой коробкой. Кузнечик встречается с лягушкой.)

Проявление самостоятельности в выполнении учебного задания.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Наблюдать глазами за действиями персонажа физкультминутки  и по памяти воспроизводить их.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

 

Дети выполняют предложенную игру совместно с учителем.

6. Реализация выбранного проекта (игры от друзей)

Создать условия через игровые упражнения для поиска решений учебных задач, с учётом  индивидуальных особенностей.

Фронтальная, индивидуальная.

Следующего ведущего игрока мы выбираем по чистоговорке-считалке: АЧ-АЧ-АЧ – ПЕРЕДАЛИ ТЕБЕ МЯЧ!

- игра «Корзинки слов» (приложение 2); (карточки картинки: черепаха, бабочка,  червяк, кузнечик, кабачок, чемодан, часы, грач, ящерица, щегол, щука, плащ, овощи, щепки, щётка)

(повторная считалка про мяч, выбор следующего ведущего – проговаривается хором с учителем всех ребят). Яна  работает с карточками синего цвета (односложными словами), Кирилл и Даша с карточками зелёного цвета (двусложными)

- игра «Посчитай-ка».

(считают по образцу предметы от 1 до 6). Ну вот и героев наших посчитали, они очень рады, особенно чебурашка и он  предлагает ним потанцевать!

Воздействие на тактильный анализатор,  на мыслительную деятельность.

Располагают картинки по звуковым корзинкам (на доске 2 корзинки для лсов со звуками Ч и Щ).

Считают предметы от 1 до 6 по образцу учителя (ключ, чебурашка, щенок)

Осознание себя, как заинтересованного ученика.

Следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности.

Диференцировать слова со звуками (Ч) и (Щ). Осуществлять свои действия в соответствии с наглядным материалом.

Доброжелательное взаимодействие с одноклассниками и учителем, слушать и понимать инструкцию к учебному материалу  в разных видах деятельности.

Располагают картинки по нужным корзинам, объясняют свой выбор. Считают предметы со звуками (Ч, Щ) от одного до шести.

7.Физкультминутка для снятия мышечного напряжения «Весёлый чебурашка».

Создать условия через  упражнения  для  снятия мышечного напряжения для воспроизведения решений учебных задач.

Фронтальная. Предлагает  выполнять упражнения по образцу героев электронной физкультминутки.

Организует и направляет работу по выполнению упражнений физкультминутки для снятия мышечного напряжения. Воздействует на зрительный анализатор, мыслительную деятельность, развитие двигательной активности.

С помощью весёлого друга чебурашки проводят  двигательнуюгимнастику для снятия мышечного напряжения.

Готовность к восприятию работать по предложению учителя.

Активно участвовать в деятельности; следовать предложенному плану.

Наблюдать и выполнять действия по образцу на экране.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

 

Дети выполняют предложенную игру совместно с учителем.

8.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Создать условия через  упражнения  для воспроизведения решений учебных задач.

Фронтальная, индивидуальная.

Просит выполнить следующее задание: «Замени картинки словами»: (предложения на карточках)

- На цветок села ____(бабочка).

- На  грядки посеяли семена _____(овощей).

- Дверь закрыли на ____(ключ).

- Рыбка попалась на ___(крючок).

- Саша играет со _____(щенком).

- На камне грелась ____(ящерица).

(Правильные ответы сравнивают со слайдом презентации)

Организует и направляет работу по составлению предложения и проверку выполнения.

Самостоятельно составляют предложение заменяя картинки словами. Сравнивают с правильным ответом на слайде.

Готовность к восприятию работать по алгоритму и самостоятельно.

Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Делать простейшие обобщения, сравнения; работать с разного вида информацией, использовать логические действия на наглядном материале.

Вступать в диалог и поддерживать его.

Работа по предложенному алгоритму.

9.Рефлексия учебной деятельности на занятии. Подведение итогов.

Заинтересовать в подведении итогов  совместной деятельности.

Фронтальная.

Какое время года сейчас идёт? Назовите приметы весны:

- греет теплое солнышко;

- тает снег;

- прилетают птицы;

- на деревьях распускаются листочки;

Предлагает  игру «Дерево успеха» необходимо выбрать листочки для дерева: распустившиеся – если вам понравилась игра и все было понятно, нераспустившиеся до конца – если испытывали затруднения в игре на занятии .Давайте посмотрим какое дерево получилось красивое! Это вы так постарались! Молодцы, спасибо за занятие!

Организует подведение итогов совместной деятельности.

Самостоятельно проводят оценку собственной учебной деятельности и на занятии и деятельности своих одноклассников.

 

Осознание себя как субъекта учебной деятельности.

Осуществляют оценку собственной деятельности на занятии и деятельности одноклассников.

Делают простейшие обобщения.

Договариваются и изменяют своё поведение с учётом поведения других ребят.

Подведение итогов совместной деятельности занятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Кроссворд.

 

 

щ

и

п

ц

ы

 

щ

е

г

о

л

 

ч

е

р

е

п

а

х

а

 

ч

а

й

к

а

 

 

 

Приложение 2. Корзинки слов со звуками Ч и Щ.

 

Empty wicker basket isolated on white Фото со стока - 41839152           Empty wicker basket isolated on white Фото со стока - 41839152

 

 

 

Приложение 3. План-пазл

http://www.clipartbest.com/cliparts/9cz/6R9/9cz6R9oyi.jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Предмет: логопедия . Класс: 3

Предмет: логопедия . Класс: 3

Этапы урокаЗадачи, решаемые на конкретном этапе урокаФормы взаимодействия учителя и обучающихсяДеятельностьБазовые учебные действияРезультат \продукт деятельности учителяучащихсяличностныерегулятивныепознавате льныекоммуникативные 1

Этапы урокаЗадачи, решаемые на конкретном этапе урокаФормы взаимодействия учителя и обучающихсяДеятельностьБазовые учебные действияРезультат \продукт деятельности учителяучащихсяличностныерегулятивныепознавате льныекоммуникативные 1

Какое слово получится, когда соединим буквы красного цвета? (игра)

Какое слово получится, когда соединим буквы красного цвета? (игра)

Давайте, чтобы не допустить ошибки вспомним характеристики этих звуков

Давайте, чтобы не допустить ошибки вспомним характеристики этих звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022