Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Оценка 4.7

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература +1
4 кл—5 кл
13.11.2018
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто адаптация к новым учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом. Во избежание этого нужно практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5 классов. Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4- ого класса познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. При этом у каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке коллеги. Когда учитель средней школы проводит уроки своего предмета в начальной школе или же учителя четвертого и пятого классов проводят интегрированные уроки, то наблюдается успешная адаптация обучающихся в пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы - залог лучшего способа познакомиться с детьми.Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
ТК урока.doc
Пояснительная записка     Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к  новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто  адаптация к новым  учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом.     Во избежание этого нужно  практиковать взаимопосещение уроков 4 ­ 5 классов. Будущие учителя­предметники в  течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4­ ого класса познакомится с методикой  проведения уроков учителем среднего звена. При этом у  каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке  коллеги.    Когда  учитель средней школы проводит  уроки своего предмета в начальной школе или же учителя   четвертого   и пятого классов проводят интегрированные уроки, то  наблюдается успешная адаптация обучающихся  в  пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы ­ залог лучшего способа  познакомиться с детьми.             Предлагаем технологическую карту интегрированного урока  литературного чтения  в четвертом классе и литературы  в пятом классе. Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама ­ главное слово в каждой судьбе…» Цель деятельности  учителя  Углубление знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; формирование навыков эпизодического анализа  произведения,  умений выделять главное и существенное (раскрыть тему и идею прочитанного текста), сравнивать и  делать обобщения; развитие читательской грамотности; на примере героя отрывка из повести помочь обучающимся  понять важность,  значимость образа матери в жизни каждого человека Тип урока Планируемые  образовательные резуль­ таты Урок открытия новых знаний Предметные: Определять для себя перспективную цель чтения, понимать значимость произведений великих русских писателей;  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный  текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; осознавать через произведения великих  мастеров слова нравственные и ценности эстетические; участвовать в дискуссиях на нравственные темы,  аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному  Метапредметные: Познавательные: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать эпизод из  литературного произведения; выявлять его основную мысль, формулировать ее на уровне сравнения и обобщения. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно; определять границы коллективного знания и  незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой  установкой урока; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными  формами оценивания Коммуникативные:осмысленное чтение, умение пересказывать отрывок прозаического произведения; создание  устного монологического высказывания разных типов (повествование и описание), участие в диалоге и полилоге;  поиск  нужной  информации через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, Интернет­ресурсы Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к  саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе  учебно­творческой деятельности; формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его Методы и формы  обучения Образовательные  ресурсы Средства обучения Наглядно­ демонстрационный  материал Основные понятия  мнению, культуре, языку Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы, применение технологии  АМО(активные методы обучения). http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://festival.1september.ru/subjects компьютер, мультимедийный проектор  Презентация по теме урока Тема, идея, портрет, сравнение и обобщение, эпитет, авторская позиция                                                                 О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Формы организации  взаимодей­ ствия Фронтальная Осуществляемая  деятельность  обучающихся Слушают учителя,  участвуют в диалоге  с учителем.  Демонстрируют готовность к уроку Этапы  урока 1. Мотивация  к учебной  деятель­ ности Обучающие  и развивающие  компоненты, задания и упражнения Создание условия для возникновения  внутренней  потребности  включения в  деятельность(«хочу») . Эмоциональная,  психологическая и  мотивационная  подготовка  обучающихся к  усвоению изучаемого  материала                                Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в  порядке,  Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?  Каждый хочет получать Только лишь отметку…  (Дети хором – «пять».) – Ребята,посмотрите своим  партнерам по плечу,  Формируемые  умения  (универсальные  учебные действия) Личностные:  положительно  относятся к  учению,  познавательной  деятельности. Познавательные:  осознают учебно­ познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют  необходимые  действия, операции улыбнитесь друг другу, дайте воздушную пять. Я очень  рада, что у вас хорошее  настроение ­ Внимательно посмотрите на экран.  ­ Кого вы видите на экране?  Узнали ли вы кого­нибудь? ­ Что вы думаете по поводу  увиденного?  ­ О чем это вас заставляет  задуматься? (на слайде  изображены фотографии мам обучающихся.)   ­ Запишите ответы и  предложения на своих  рабочих листках. Смотрят презентацию,  видят портреты своих  матерей. Отвечают на  вопросы, анализируя и  обобщая увиденное.   Записывают свои  предложения.   воспринимают на слух  информацию. Обдумывают ответы на  вопросы и осознают, что  знаний недостаточно для  полных ответов.  Индивидуальная, фронтальная 2.  Актуализация  знаний и пробное  учебное  действие Активизация  соответствующих  мыслительных  операций (анализ,  синтез, сравнение,  обобщение и  др.)Воспроизведение  ранее изученного,  установление  преемственных связей прежних и новых  знаний и применение  их в новых ситуациях. Просмотр  мультимедийной  презентации,  сопровождающей ход  урока.  Применение приема  «Посмотри. Подумай. Запиши» 3. Выявление  места  Эвристическая  беседа, ответы на  ­ А теперь, ребята, свои  предложения читают вслух  Формулируют собственные  мысли, высказывают и  Индивидуальная, групповая Личностные:  имеют мотивацию к учебной  деятельности.  Познавательные:  выполняют учебно­ познавательные  действия;  осуществляют для  решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  устанавливают  причинно­ следственные связи. Регулятивные:  принимают и  сохраняют учебную  задачу.  Коммуникативные : задают вопросы,  отвечают на  вопросы других,  формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. Личностные:  осознают свои и причины  затруднения вопросы члены 1­ой группы.  Вниманию других групп:  читаем свои предложения, не  повторяя мысли других. (Учитель исправляет ошибки  в речи учащихся. Хвалит  наиболее успешные ответы) обосновывают свою точку  зрения. В сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками делают  выводы  4.  Целеполагание и построение  проекта  выхода из  затруднения Раскрытие сущности  новых понятий,  усвоение новых  способов учебной и  умственной  деятельности  обучающихся. Индивидуальная, групповая Формулируют тему и  цель  учебной деятельности в  диалоге с учителем.  Отвечают на вопросы.  Работают в группах,  индивидуально,  осуществляют лексико­ семантическую(словарную) работу. Слушают учителя с целью выхода из  затруднений и дальнейшей  организации своей учебной  деятельности Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  обучающимися,  принимающими ее на себя.  – Ребята, вы уже  догадались,о  ком и о чем мы  сегодня будем говорить на  уроке литературы? – Да, вы правы, мы будем  говорить о мамах. Учитель на слайде открывает тему  урока: «Мама ­ главное слово в каждой судьбе…»  ­ Скажите, кто такая мама?  Что вы можете сказать о ней? Какую роль они играют в  жизни человека? Чтобы  ответить на эти вопросы,   обратимся к отрывкам из  повести Л.Н.Толстого  «Детство». (Учитель  рассказывает историю  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке своих  действий,  поступков.  Познавательные:  устанавливают  причинно­ следственные связи, делают выводы Познавательные:  извлекают  необходимую  информацию из  прослушанного  объяснения учителя и других  источников,  высказываний  одноклассников,  систематизируют  знания.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  или  самостоятельно)  необходимые  действия, операции. Коммуникативные : строят  монологические  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность  в  группах с учетом  конкретных учебно­ познавательных  задач появления повести  «Детство». – Эта повесть родилась на  Кавказе. Она состоит из трех  частей: «Детство»,  «Отрочество», «Юность» . А  четвертая часть  –«Молодость» осталась  ненаписанной. Произведение, состоящее из трех частей,  называется трилогией.(На  слайде: Трилогия – это три  произведения одного автора,  где второе и третье являются продолжением первого.)  Особенность  этой повести  заключена в том, что она  основана на воспоминаниях  Льва Толстого о своем  детстве, о матери. – Мы с вами на уроке  познакомимся лишь с  отрывком из первой повести.  Создавая образы героев  повести, писатель  использовал свои личные  впечатления и переживания.  Эта повесть  автобиографическая. Л. Н.  Толстой утверждал, что  писал не о своем только  детстве, но и о том, что есть  в детстве каждого человека. ­ Ребята, понятны ли вам  значения слов: детство, 5. Пра­ ктическая  деятельность  по реализации  построенного  проекта Выборочное чтение  нужных отрывков,  выделение главного и  существенного в  эпизодах.  Определение идеи,  авторской позиции. Осознанное  восприятие  художественного  произведения в  единстве формы и  содержания отрочество, юность,  автобиография? ­ Что нам нужно делать,   чтобы понять содержание  произведения писателя?  (Организация работы по  содержанию отрывка из  повести.) ­ Ребята, что говорит автор о  детстве? ­ Какими словами он  выражает свои чувства? ­ Без кого не может быть  счастливое детство? ­  Как Толстой изображает  образ maman в своем  произведении? (Организация работы по  портретной  характеристике образа  мамы) – Какими чувствами  переполнен этот отрывок? – Найдите в тексте, какими  словами обращается  Николенька к матери, как он  ее называет. – Как мама называет своего  сына? – О чем нам с вами,  читателям, могут говорить  эти выражения? – Что испытывал мальчик,  когда находился рядом с  Фронтальная,  индивидуальная Работют по первому абзацу отрывка. Отвечают на вопросы под  руководством педагога,  находят эпитеты,  характеризующие детство и образ матери. Приводят  примеры. Обсуждают свои мысли в  паре.  Определяют авторскую  позицию в сотрудничестве  с учителем. Доказывают свои мысли   примерами из текста Обсуждение в парах. Личностные:  приобретают новые  знания, умения. Познавательные:  читают и слушают,  извлекая нужную  информацию,  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников. Регулятивные:  контролируют  учебные действия,  замечают  допущенные  ошибки; осознают  правило контроля и успешно  используют его в  решении учебной  задачи.  Коммуникативные : осуществляют  совместную  деятельность в  парах и группах с  учетом конкретных  учебно­ матерью?      Что хотелось ему сделать в  эти минуты для всех  знакомых и незнакомых ему  людей?  ­Что хочет этим сказать  автор?(Учитель объясняет,  что это и есть главная  мысль, идея, авторская  позиция) ­ Ребята, сделайте вывод:  какова роль матери в жизни  каждого человека и обсудите свои мысли в паре. Вывод: с мамы начинается  жизнь. Именно она первая  берет тебя на руки, кладет к  себе на колени, говорит  теплые слова, бережет от  трудностей и опасностей и  указывает тебе правильную  дорогу в жизнь. Именно  поэтому мама ­главное слово, главный человек в каждой  судьбе. 1) Игра «Путешествие по  сюжету произведения  «Детство»(работа в группах) ­А теперь определим, кто  самый внимательный в  чтении текста: 1. Это не человек был, а  ангел небесный. (Наталья  6. Первичное  закрепление.  Оценивание своей  работы в  соответствии с  заранее  выработанными  критериями и  выбранными формами оценивания  познавательных  задач, умеют  задавать вопросы  для уточнения  последовательности работы Работают в группах;  составляют   монологическую  речь. Индивидуальная, групповая Познавательные:  осуществляют для  решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные связи, делают обобщения,  выводы Николаевна ­ мать); 2. Для него главное ­   удобство и наслаждение в  жизни, живёт для себя, для  своих удовольствий, хотя по­ своему любит жену и детей.  (Петр Александрович ­ отец) 3. Знал, что не хорош собой,  каждый намек на  наружность, больно  оскорблял, умные глаза,  приятная улыбка, воображал, что нет счастья на земле для  человека с таким широким  носом, толстыми губами и  маленькими серыми глазами,  всё отдал бы за красивое  лицо. (Николенька) 4. Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей  чудесной нежной ручкой  провела по моим волосам.  (maman) 3). (Организация работы по  составлению  монологической речи.) ­ Дорогие ребята, мы с вами  увидели, как даже самые  великие писатели любили  своих мам, очень тепло  писали о них и с большой  любовью описывали их  портреты. А сейчас я вас  попрошу рассказать о том,  как ваши мамы любят вас. 7.Включение  в систему  знаний  Обобщение  полученных сведений, выполнение  тестовых заданий 8.Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке  Заключительная  беседа по вопросам 1)­ Сегодня мы хорошо  поработали. Давайте назовем  ключевые понятия нашего  сегодняшнего урока,  напишем терминологический  диктант. 1. То, о чем говорится в  художественном  произведении…(тема); 2. То, что нам хочет сказать  автор…(идея); 3. Основная мысль  произведения, идея…  (авторская позиция) 4. Произведение, в котором  автор использует свои  личные впечатления и  переживания из своей  жизни…(автобиографическое произведение) 5. Три произведения одного  автора, связанные идейным  содержанием…(трилогия) 6.  На чем основана повесть  Л.Н. Толстого «Детство»?  (на воспоминаниях) 7. Отношение Николеньки к  своей маме…(любовь)  1)Мыслительный приём «3­ 2­1» ­ Назовите трёх  понравившихся героев  повести «Детство»; ­ Назовите два добрых слова,  Принимают участие в  работе, пишут  терминологический  диктант по теоретико­ литературным понятиям;  проверяют свои работы по  эталону Индивидуальная, групповая Регулятивные:  оценивают свою  работу; исправляют и объясняют  ошибки Определяют свое  эмоциональное состояние  на уроке.  Индивидуальная, групповая Познавательные:  приобретают  умения  мотивированно  организовывать  свою деятельность. Регулятивные:  оценивают свою  работу которых вы сказали бы своей  маме; ­ Назовите один самый  понравившийся эпизод из  повести «Детство»  2) Учитель читает  стихотворение Р. Гамзатова  «Берегите матерей» 1 группа: Подробный  пересказ понравившегося  эпизода; 2 группа: Написать  мини сочинение о маме с  привлечением повести  «Детство» Л. Н, Толстого 9. Объяснение  домашнего задания

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:                «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018