Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература +1
4 кл—5 кл
13.11.2018
Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто адаптация к новым учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом.
Во избежание этого нужно практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5 классов. Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4- ого класса познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. При этом у каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке коллеги. Когда учитель средней школы проводит уроки своего предмета в начальной школе или же учителя четвертого и пятого классов проводят интегрированные уроки, то наблюдается успешная адаптация обучающихся в пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы - залог лучшего способа познакомиться с детьми.Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
ТК урока.doc
Пояснительная записка
Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к
новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто адаптация к новым
учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом.
Во избежание этого нужно практиковать взаимопосещение уроков 4 5 классов. Будущие учителяпредметники в
течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4 ого класса познакомится с методикой
проведения уроков учителем среднего звена. При этом у каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке
коллеги. Когда учитель средней школы проводит уроки своего предмета в начальной школе или же учителя
четвертого и пятого классов проводят интегрированные уроки, то наблюдается успешная адаптация обучающихся в
пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы залог лучшего способа
познакомиться с детьми.
Предлагаем технологическую карту интегрированного урока литературного чтения в четвертом классе и литературы
в пятом классе. Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме:
«Мама главное слово в каждой судьбе…»
Цель деятельности
учителя
Углубление знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; формирование навыков эпизодического анализа
произведения, умений выделять главное и существенное (раскрыть тему и идею прочитанного текста), сравнивать и
делать обобщения; развитие читательской грамотности; на примере героя отрывка из повести помочь обучающимся
понять важность, значимость образа матери в жизни каждого человека
Тип урока
Планируемые
образовательные резуль
таты
Урок открытия новых знаний
Предметные:
Определять для себя перспективную цель чтения, понимать значимость произведений великих русских писателей;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; осознавать через произведения великих
мастеров слова нравственные и ценности эстетические; участвовать в дискуссиях на нравственные темы,
аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному
Метапредметные:
Познавательные: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать эпизод из
литературного произведения; выявлять его основную мысль, формулировать ее на уровне сравнения и обобщения.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно; определять границы коллективного знания и
незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой
установкой урока; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными
формами оценивания
Коммуникативные:осмысленное чтение, умение пересказывать отрывок прозаического произведения; создание
устного монологического высказывания разных типов (повествование и описание), участие в диалоге и полилоге;
поиск нужной информации через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, Интернетресурсы
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе
учебнотворческой деятельности; формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Средства обучения
Наглядно
демонстрационный
материал
Основные понятия
мнению, культуре, языку
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы, применение технологии
АМО(активные методы обучения).
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://festival.1september.ru/subjects
компьютер, мультимедийный проектор
Презентация по теме урока
Тема, идея, портрет, сравнение и обобщение, эпитет, авторская позиция
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Формы
организации
взаимодей
ствия
Фронтальная
Осуществляемая
деятельность
обучающихся
Слушают учителя,
участвуют в диалоге
с учителем.
Демонстрируют готовность
к уроку
Этапы
урока
1. Мотивация
к учебной
деятель
ности
Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения
Создание условия для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
деятельность(«хочу»)
.
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная
подготовка
обучающихся к
усвоению изучаемого
материала
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е
с л о в о .
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в
порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
(Дети хором – «пять».)
– Ребята,посмотрите своим
партнерам по плечу,
Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
познавательной
деятельности.
Познавательные:
осознают учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые
действия, операции улыбнитесь друг другу, дайте
воздушную пять. Я очень
рада, что у вас хорошее
настроение
Внимательно посмотрите на
экран.
Кого вы видите на экране?
Узнали ли вы когонибудь?
Что вы думаете по поводу
увиденного?
О чем это вас заставляет
задуматься? (на слайде
изображены фотографии мам
обучающихся.)
Запишите ответы и
предложения на своих
рабочих листках.
Смотрят презентацию,
видят портреты своих
матерей. Отвечают на
вопросы, анализируя и
обобщая увиденное.
Записывают свои
предложения.
воспринимают на слух
информацию.
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
знаний недостаточно для
полных ответов.
Индивидуальная,
фронтальная
2.
Актуализация
знаний
и пробное
учебное
действие
Активизация
соответствующих
мыслительных
операций (анализ,
синтез, сравнение,
обобщение и
др.)Воспроизведение
ранее изученного,
установление
преемственных связей
прежних и новых
знаний и применение
их в новых ситуациях.
Просмотр
мультимедийной
презентации,
сопровождающей ход
урока.
Применение приема
«Посмотри. Подумай.
Запиши»
3. Выявление
места
Эвристическая
беседа, ответы на
А теперь, ребята, свои
предложения читают вслух
Формулируют собственные
мысли, высказывают и
Индивидуальная,
групповая
Личностные:
имеют мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно
познавательные
действия;
осуществляют для
решения учебных
задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
устанавливают
причинно
следственные связи.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу.
Коммуникативные
: задают вопросы,
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения.
Личностные:
осознают свои и причины
затруднения
вопросы
члены 1ой группы.
Вниманию других групп:
читаем свои предложения, не
повторяя мысли других.
(Учитель исправляет ошибки
в речи учащихся. Хвалит
наиболее успешные ответы)
обосновывают свою точку
зрения. В сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками делают
выводы
4.
Целеполагание
и построение
проекта
выхода из
затруднения
Раскрытие сущности
новых понятий,
усвоение новых
способов учебной и
умственной
деятельности
обучающихся.
Индивидуальная,
групповая
Формулируют тему и цель
учебной деятельности в
диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы.
Работают в группах,
индивидуально,
осуществляют лексико
семантическую(словарную)
работу. Слушают учителя с
целью выхода из
затруднений и дальнейшей
организации своей учебной
деятельности
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
обучающимися,
принимающими ее на себя.
– Ребята, вы уже
догадались,о ком и о чем мы
сегодня будем говорить на
уроке литературы?
– Да, вы правы, мы будем
говорить о мамах. Учитель на
слайде открывает тему
урока: «Мама главное слово
в каждой судьбе…»
Скажите, кто такая мама?
Что вы можете сказать о ней?
Какую роль они играют в
жизни человека? Чтобы
ответить на эти вопросы,
обратимся к отрывкам из
повести Л.Н.Толстого
«Детство». (Учитель
рассказывает историю
трудности и
стремятся к их
преодолению;
проявляют
способность к
самооценке своих
действий,
поступков.
Познавательные:
устанавливают
причинно
следственные связи,
делают выводы
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения учителя
и других
источников,
высказываний
одноклассников,
систематизируют
знания.
Регулятивные:
планируют (в
сотрудничестве с
учителем и
одноклассниками
или
самостоятельно)
необходимые
действия, операции.
Коммуникативные : строят
монологические
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность
в группах с учетом
конкретных учебно
познавательных
задач
появления повести
«Детство».
– Эта повесть родилась на
Кавказе. Она состоит из трех
частей: «Детство»,
«Отрочество», «Юность» . А
четвертая часть
–«Молодость» осталась
ненаписанной. Произведение,
состоящее из трех частей,
называется трилогией.(На
слайде: Трилогия – это три
произведения одного автора,
где второе и третье являются
продолжением первого.)
Особенность этой повести
заключена в том, что она
основана на воспоминаниях
Льва Толстого о своем
детстве, о матери.
– Мы с вами на уроке
познакомимся лишь с
отрывком из первой повести.
Создавая образы героев
повести, писатель
использовал свои личные
впечатления и переживания.
Эта повесть
автобиографическая. Л. Н.
Толстой утверждал, что
писал не о своем только
детстве, но и о том, что есть
в детстве каждого человека.
Ребята, понятны ли вам
значения слов: детство, 5. Пра
ктическая
деятельность
по реализации
построенного
проекта
Выборочное чтение
нужных отрывков,
выделение главного и
существенного в
эпизодах.
Определение идеи,
авторской позиции.
Осознанное
восприятие
художественного
произведения в
единстве формы и
содержания
отрочество, юность,
автобиография?
Что нам нужно делать,
чтобы понять содержание
произведения писателя?
(Организация работы по
содержанию отрывка из
повести.)
Ребята, что говорит автор о
детстве?
Какими словами он
выражает свои чувства?
Без кого не может быть
счастливое детство?
Как Толстой изображает
образ maman в своем
произведении?
(Организация работы по
портретной
характеристике образа
мамы)
– Какими чувствами
переполнен этот отрывок?
– Найдите в тексте, какими
словами обращается
Николенька к матери, как он
ее называет.
– Как мама называет своего
сына?
– О чем нам с вами,
читателям, могут говорить
эти выражения?
– Что испытывал мальчик,
когда находился рядом с
Фронтальная,
индивидуальная
Работют по первому абзацу
отрывка.
Отвечают на вопросы под
руководством педагога,
находят эпитеты,
характеризующие детство и
образ матери. Приводят
примеры.
Обсуждают свои мысли в
паре.
Определяют авторскую
позицию в сотрудничестве
с учителем.
Доказывают свои мысли
примерами из текста
Обсуждение в парах.
Личностные:
приобретают новые
знания, умения.
Познавательные:
читают и слушают,
извлекая нужную
информацию,
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников.
Регулятивные:
контролируют
учебные действия,
замечают
допущенные
ошибки; осознают
правило контроля и
успешно
используют его в
решении учебной
задачи.
Коммуникативные
: осуществляют
совместную
деятельность в
парах и группах с
учетом конкретных
учебно матерью?
Что хотелось ему сделать в
эти минуты для всех
знакомых и незнакомых ему
людей?
Что хочет этим сказать
автор?(Учитель объясняет,
что это и есть главная
мысль, идея, авторская
позиция)
Ребята, сделайте вывод:
какова роль матери в жизни
каждого человека и обсудите
свои мысли в паре.
Вывод: с мамы начинается
жизнь. Именно она первая
берет тебя на руки, кладет к
себе на колени, говорит
теплые слова, бережет от
трудностей и опасностей и
указывает тебе правильную
дорогу в жизнь. Именно
поэтому мама главное слово,
главный человек в каждой
судьбе.
1) Игра «Путешествие по
сюжету произведения
«Детство»(работа в группах)
А теперь определим, кто
самый внимательный в
чтении текста:
1. Это не человек был, а
ангел небесный. (Наталья
6. Первичное
закрепление.
Оценивание своей
работы в
соответствии с
заранее
выработанными
критериями и
выбранными формами
оценивания
познавательных
задач, умеют
задавать вопросы
для уточнения
последовательности
работы
Работают в группах;
составляют
монологическую речь.
Индивидуальная,
групповая
Познавательные:
осуществляют для
решения учебных
задач операции
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно следственные связи,
делают обобщения,
выводы
Николаевна мать);
2. Для него главное
удобство и наслаждение в
жизни, живёт для себя, для
своих удовольствий, хотя по
своему любит жену и детей.
(Петр Александрович отец)
3. Знал, что не хорош собой,
каждый намек на
наружность, больно
оскорблял, умные глаза,
приятная улыбка, воображал,
что нет счастья на земле для
человека с таким широким
носом, толстыми губами и
маленькими серыми глазами,
всё отдал бы за красивое
лицо. (Николенька)
4. Это она присела на кресло,
на котором я сплю, своей
чудесной нежной ручкой
провела по моим волосам.
(maman)
3). (Организация работы по
составлению
монологической речи.)
Дорогие ребята, мы с вами
увидели, как даже самые
великие писатели любили
своих мам, очень тепло
писали о них и с большой
любовью описывали их
портреты. А сейчас я вас
попрошу рассказать о том,
как ваши мамы любят вас. 7.Включение
в систему
знаний
Обобщение
полученных сведений,
выполнение
тестовых заданий
8.Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Заключительная
беседа по вопросам
1) Сегодня мы хорошо
поработали. Давайте назовем
ключевые понятия нашего
сегодняшнего урока,
напишем терминологический
диктант.
1. То, о чем говорится в
художественном
произведении…(тема);
2. То, что нам хочет сказать
автор…(идея);
3. Основная мысль
произведения, идея…
(авторская позиция)
4. Произведение, в котором
автор использует свои
личные впечатления и
переживания из своей
жизни…(автобиографическое
произведение)
5. Три произведения одного
автора, связанные идейным
содержанием…(трилогия)
6. На чем основана повесть
Л.Н. Толстого «Детство»?
(на воспоминаниях)
7. Отношение Николеньки к
своей маме…(любовь)
1)Мыслительный приём «3
21»
Назовите трёх
понравившихся героев
повести «Детство»;
Назовите два добрых слова,
Принимают участие в
работе, пишут
терминологический
диктант по теоретико
литературным понятиям;
проверяют свои работы по
эталону
Индивидуальная,
групповая
Регулятивные:
оценивают свою
работу; исправляют
и объясняют
ошибки
Определяют свое
эмоциональное состояние
на уроке.
Индивидуальная,
групповая
Познавательные:
приобретают
умения
мотивированно
организовывать
свою деятельность. Регулятивные:
оценивают свою
работу
которых вы сказали бы своей
маме;
Назовите один самый
понравившийся эпизод из
повести «Детство»
2) Учитель читает
стихотворение Р. Гамзатова
«Берегите матерей»
1 группа: Подробный
пересказ понравившегося
эпизода; 2 группа: Написать
мини сочинение о маме с
привлечением повести
«Детство» Л. Н, Толстого
9.
Объяснение
домашнего задания
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.