Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
10.11.2018
Данный материал содержит технологическую карту урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло" Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и учащиеся убеждаются в этом на примере разбора притч, пословиц и поговорок. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
урок Добро и зло Никитина Л.П..docx
Педагог: Никитина Людмила Петровна, педагог начальных классов МБОУ «Марковская СОШ», Чайковского
района, Пермского края
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе
Тема урока: Добро и зло
Цель: систематизация знаний о добре и зле.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения,
обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Личностные УУД: развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими
ценностями; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; воспитывать культуру поведения при
фронтальной и индивидуальной работе;
Познавательные УУД: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), других
обучающихся, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и
согласованности действий в коллективе.
Регулятивные УУД: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном
материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.
Технологии:
Проблемный диалог ИКТ
Продуктивное чтение.
Ситуативное обучение.
Здоровьесберегающие
Методы обучения:
Проблемнопоисковые
Практические
Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с
заданиями.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Основные этапы
урока (Время)
1.
Самоопределение
к деятельности
Содержание урока
В жизни поразному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Формирование УУД
Деятельность ученика
Личностные УУД
мотивировать учащихся к
учебной деятельности
посредством создания
эмоциональной
обстановки Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.
Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Выйдите,
пожалуйста, к доске. Улыбнитесь друг другу, образуйте круг. Прикоснитесь
ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте
его тепло.
Что символизирует наш круг? (солнце)
Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца.
Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение
сопровождает вас весь урок.
Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем
говорить.
(Слайд 2)
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла.
В.О.Ключевский
Добро и зло это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что
невозможно их разделить. П. Буаст
Добро и зло названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т.
Гоббс
2. Актуализация
знаний
Познавательные УУД:
развитие мыслительных
операций: сравнение,
анализ.
3. Постановка
проблемы
Послушайте сказку .
Жилибыли старик со старухой. А вместе с ними пёс и кот. Пёс и кот были
преданными друзьями старика. Старик подобрал их голодных и больных на
улице, выходил и вылечил. Они всегда сопровождали старика, куда бы он не
шёл.
Коммуникативные УУД
: строить диалог,
выслушивать других. Старуха не жаловала ни пса, ни кота. Она ругала их и обзывала
«бездельниками и дармоедами». Особенно доставалось коту после того, как в
доме поселилась мышка, которая прогрызала сыр или дыру в мешочке с зерном.
Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней и не
хотел причинять ей вреда, да и ела мышка, совсем мало, не принося большого
урона хозяйству старухи. Всё это не нравилось старухе, и она поднимала
страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!». В
такие минуты не только кот, пёс и мышка прятались куданибудь подальше, но и
дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза.
Жили они так долгое время, пока не произошла история, резко изменившая
отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так. Однажды утром
старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с
ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак, и сняв
сыр с полки, она увидела, что тот с краешка погрызен мышкой. Старуха с
криком и угрозами в адрес кота, пса, мыши и деда помчалась во двор и совсем
забыла про накрытый досками во дворе старый заброшенный колодец. От
старости доски на колодце прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её
счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха
не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась.
Самостоятельно выбраться из колодца старуха не могла, колодец был ещё
достаточно глубок. На помощь старухе бросились дед, пёс и кот. Дед лёг на
землю, дотянулся до рук старухи, но вытащить её не хватало сил…
Как вы думаете, чем закончилась сказка?
Напишите ( работа в группах)
Зачитайте свои ответы.
Сравните своё продолжение с текстом.
Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. Вчетвером они вытащили старуху из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе
пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце».
После этого случая старуха поставила в доме на пол три миски. И теперь
каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала
молока для кота, а в третью – немного сыра для мышки и для каждого у неё
находилось ласковое слово и ворчливая старуха благодаря доброму поступку
пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.
Объясните, как вы понимаете эти строки?
Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на
земле станет ещё прекраснее.
в) Посмотри на картинки слайда и выбери добрые дела, свой ответ
аргументируй.
Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?
Разделите слова в два столбика
(Слайд 3)
равнодушие
лень
лживость
чуткость
трудолюбие
правдивость
По какому признаку разделили слова?
В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое.
Работа с Толковым словарём.
(Слайд 4, 5)
С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и
обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.
4. Проектирование
и фиксация нового
знания.
Работа с
учебником.
Коммуникативные
УУД: умение
участвовать в диалоге С.И.Ожегов: “Зло нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность,
досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает
совершать плохие поступки, разжигает вражду”.
Прочитайте текст.
Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие
поступки можно назвать понастоящему добрыми.
Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова?
Притча про волков.
(Слайд 6)
Когдато давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту,
верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько
мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.”
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о
людской доброте?
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
(Слайд 7)
КАМЕШКИ
Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.
Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.
Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: “Хлебушек
Подай в ответ на камешек”.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на
примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются
из уст в уста.
1.Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем
5. Первичное
закрепление.
Работа в группах.
Коммуникативные
УУД: умение
участвовать в диалоге заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.
Добрые дела
Доброе слово
Без добрых дел
Красоту уносят годыКрасят человека
Половина счастья
Нет доброго имени
Доброту не унесут
(Слайд 8)
2.Составьте синквейн. Правила составления синквейна лежат перед вами
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное,
допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме)
Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
А можно ли стать добрым на время?
Что вы хотели бы пожелать друг другу?
Я желаю, чтобы вы всегда несли по жизни только добро и счастье
окружающим.
«Сбор сокровищ»
В ларчик шкатулку необходимо положить стеклянный прозрачный шарик со
словами доброго дела, которое сделал каждый ученик.
Ларчик наполнился и мы его закрываем. Это наше сокровище. Давайте будем
6. Рефлексия –
самооценка,
подведение итога
Регулятивные УУД:
осуществлять контроль и
самоконтроль его беречь.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
(Слайд 9) Клип “Дорогою добра”
Список литературы.
1. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63
с.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988.
3. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ Ростовское книжное издательство, 1978.
4. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. М. Просвещение, 1990.
5. Философская энциклопедия. Т. 2. М.: Просвещение, 1962.
6. http://www.stihi.ru/2008/07/15/546 стихотворение “Камешки”.
7. Использованы ресурсы сети Интернет.
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.