tehnologicheskaya_karta_uroka

  • docx
  • 02.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tehnologicheskaya_karta_uroka.docx

Технологическая карта урока

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей». 6 класс. УМК  авт. Г.В. Дорофеев, И.Ф.Шарыгин

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия сложение и вычитание десятичных дробей, формирование умения складывать и вычитать десятичные дроби, применять правило при сложении и вычитании десятичных дробей.

Задачи: - образовательные (формирование познавательных УУД) научить  использовать правило сложения и вычитания десятичных дробей.

- развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия:  дробь, приведение дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание десятичных дробей.

Ресурсы: 

 основные  - учебник, рабочие тетради;

дополнительные   - презентация «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

1.       Мотивация

 

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой урока.

Девиз урока: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

 

Настраиваются на работу, концентрируют внимание

«Знание есть сокровище, но хранитель его – разум» Пенн Вильям

Прочитайте слова Пенна Вильяма. Как вы понимаете это изречение?

-Сокровище, потому что знание играет очень важную роль в нашей жизни.

-«Хранитель» - производное от слова  «хранить, что означает обеспечить  неприкосновенность, держать  под защитой, поддерживать в неизменном виде…

-Что нужно сделать, чтобы сокровище не иссякло, не растратилось со временем?  (Нужно пополнять его, преумножать и т.д.)

-Верно. Сегодня на уроке мы вы будете пополнять свои сокровища новыми знаниями.

2.       Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном действии.

3.       Цель этапа: актуализация знаний, повторение ранее изученного, обсуждение незнакомой ситуации.

Предлагает  выполнить устно задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните сложение и вычитание натуральных чисел

 

 

 

 

Выполните сложение  и вычитание десятичных дробей

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания, повторяют известные алгоритмы:

При сложении обыкновенных дробей, при сравнении десятичных дробей, при переходе от обыкновенных дробей к десятичным и наоборот

 

 

Учащиеся выполняют вычисления, проверяются ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают способ:

-перевести дроби в обыкновенные и выполнить действия;

-считать также как и натуральные числа столбиком

-я не знаю, как это делать

 

 

http://festival.1september.ru/articles/638888/f_clip_image002.gif

 

 

Расположите в порядке возрастания числа:

22,86; 23,01; 22,80; 21,99

 

Есть ли среди чисел равные числа?

 

А) 3,001; 3,1; 3,01

Б) 6,8; 6, 80; 6,080; 6.08

В) 5,4; 5,040; 5,004; 5,400

 

Запишите в виде десятичных дробей частные

 

8206:100

345:100

61:1000

2459:10

345:1000

 

Выполнить задание по карточке №1  (по группам)

360 + 133

129 + 631

1042 - 677

9637 – 763

8405 – 23

Выдается карточка №2

3,6 + 13,3

12,9 + 6,31

10,42 - 6,77

96,37 –0, 763

84,05 – 0,23

3.Выявление места и причины затруднения

Наводящими вопросами помогает учащимся выявит причину и место затруднения.

-Я соглашусь с вами, что можно переводить десятичные дроби в обыкновенные и выполнять сложение  (вычитание) по известному правилу. Но всегда ли это удобно? 

Учащиеся соотносят свои действия с изученным способом, фиксируют, какого знания им недостает для выполнения последнего задания

Как сложить и вычесть десятичные дроби?

 

Что необходимо сделать? ( Составить план действий по реализации сформулированной цели).

У вас в группах лежат «шаги» будущего плана. Прочитайте эти шаги и расставьте по порядку.

План

1.Представим дроби в виде обыкновенных

2.Сложить обыкновенные дроби

3.Ответ записать в виде десятичной дроби

 

 

4.Построение проекта выхода из затруднения

Посоветуйтесь в группах в течение 1 минуты. Сформулируйте тему и цель нашего урока.

 

Но всегда ли это удобно?  А если я ограничу вас во времени. Сможете ли вы быстро посчитать  указанным способом?

Попробуем вывести правило, как сложить (вычесть) десятичные дроби, не переводя их в обыкновенные дроби

 

 

 

Формулируют тему и цель урока. Выбирают способ построения нового знания

 

 

 

 

Решают пример в течение 1 минуты

 

Учащиеся предлагают другие способы сложения и вычитания  десятичных дробей

Почему вы не смогли выполнить сложение и вычитание десятичных дробей быстро?

Какова тема и цель сегодняшнего урока? (Научиться складывать  и вычитать десятичные дроби)

Как будет звучать тема урока?

 

 

3,015 + 2,1

 

 

Работают в группах над выявлением способа сложения и вычитания десятичных дробей столбиком.

 

Анализируем результаты по образцу ( учебник стр. 73)

 

Итак, сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей:

  1. Записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
  2. Если количество десятичных знаков различно, уравнять их число, записав справа нули;
  3. Выполнить действие, не обращая внимания на запятые;
  4. Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

 

Обратите внимание на 4 пункт алгоритма: «Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях». Это важно, так как от того, где стоит запятая,  зависит правильность высказывания. Например:

«Казнить нельзя, помиловать!» или «Казнить, нельзя помиловать!». Смысл высказываний разный.

 

 

5.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

Организует деятельность учащихся по реализации правила сложения и вычитания десятичных дробей

На основе правила сложения и вычитания десятичных дробей решают примеры

Вернемся к пробному заданию и решим примеры  (карточка №2)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу в парах по решению типовых задач; обращает внимание учащихся на запись десятичных дробей в столбик при сложении и вычитании; организует работу учащихся по алгоритму

Решают в парах типовые задачи. На сложение и вычитание десятичных дробей

№ 245 (д, е) , 246 (г, д), 248 (а,б) (проверяем по эталону, анализируем)

 

- решаем в парах

- проговариваем новый способ вслух

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой

Учатся самостоятельно применять правило  сложения и вычитания десятичных дробей, выполнять самопроверку

 

 

5,2 + 2,4          3.7 +6.1              4.3 + 7,5              8 + 14,6

5,8 + 2,2          4,9 + 6.1             3,5 + 4,5              5,9 + 7

3,5 + 7             8 + 2,97               15 + 2.08             21 + 4,6

3,75 – 2,25     4,65 -3,05           12, 69 – 10,1       1 – 0.32

0,8 – 0,6         0,9 – 0,5              6,5 – 0,4               5 – 0, 45

0,09 – 0,03     0,17 – 0,02         0, 86 – 0,46         3 – 0,6

 

ТЕСТ

1. Вычислите :  3,34 + 28, 7

     А ).  32,4        К ).32,04

     Р ). 32,41       Б ). 62,1

2. Уменьшите число 6 на 0,3

    Н ). 6,3    И ).  5,7   Я ).  3   С ).  9

3. Увеличьте число 3,7 на 0,3

     Ф ).  3,1          Ю ).  4,1

     Г ).  4    ;          З ).  3,01

4. Что получится при уменьшении

      43,7 на 8,73 

     Д ).  34,34       Е ).  34,97

     А ). 35,03         В ). 35,97

5. Что получится при сложении

     3,571 и 4,429

    Ж ).  7  О ).  7,9   П ).  7,99   Л ).  8

6. Вычислите : 2,75 – 1,2

     Б ).  1,73        И ).  1,55 

     З ).  1,5          Э ).  1,53

7. Какое число представлено

в виде суммы разрядных слагаемых : 

 0,7 + 0,08 + 0,003

    Ю ). 0,7083        Н ). 0,7803 

     Я ). 0,783          Р ). 0,70803

 

8.Включение  в систему знаний и повторение

Организует работу в парах на выполнение заданий на сложение и вычитание десятичных дробей

Решают в парах тест на применение нового и ранее изученных правил

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу с учащимися, связывая результаты урока с его целями; инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

Формулируют основные позиции нового материала, и как они их усвоили; соотносят цель и результаты своей учебной  деятельности

 

Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Что нового узнали?

В конце урока каждый ученик цветными карандашами рисует смайлик, который соответствовал его настроению на уроке.

http://festival.1september.ru/articles/638888/6.gif

 

Д/з № 253 (в,г), 257 (б)