Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей
Оценка 5

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Оценка 5
Аудио +3
docx
родителям +1
Все классы
08.06.2017
Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей
Презентация сайта "ЗАНИМАШКИ" http://zanimashki.ucoz.net.
проектная работа - копия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОСИБИРСКА «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «КИРОВСКИЙ» Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей Автор проекта: Алферова Елена Львовна  педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории  МБУДО «ДДТ «Кировский»  Новосибирск 2017 АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА Актуальность   разработки   и   внедрения   инновационного   продукта «Технологии   неформального   образования   родителей   с   использованием медиаресурсов   в   учреждении   дополнительного   образования   детей» обусловлена   несколькими   обстоятельствами.     Проанализируем   эти обстоятельства с позиции разработки и внедрения инновационного продукта деятельности   МБУДО   «ДДТ   «Кировский»   «Технологии   неформального образования   родителей   с   использованием   медиаресурсов   в   учреждении дополнительного образования детей».   Во­первых,   инновационностью   как   ключевой   стратегией   развития учреждений дополнительного образования в свете модернизации всей системы образования   в   Российской   Федерации.  В   социальной   сфере,   в   частности   в образовании, используются различные трактовки и классификации  понятия «инновации». В одной из классификаций выделяются такие виды инноваций, как: ретроинновация,   когда   в   современную   практику   переносится   в несколько   модифицированном   виде   уже   имевшийся   в   прошлом,  но   в  силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен; аналоговая   инновация,   когда   берется   известный   подход   и   вносится частная модификация; комбинаторная   инновация,   когда   качественно   новый   продукт получается в результате объединения нескольких ранее известных объектов (модулей); сущностная   инновация,   когда   возникает   действительно   новый   ход, новый продукт, ранее неизвестный и неприменяемый в области1. 1 Сумнительный К. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная  практика. – М: МИОО.2016. 424 с. В   данной   классификации   только   комбинаторная   и   сущностная инновации предполагают возникновение принципиально новых характеристик, как   для   субъектов   инновационного   процесса,   так   и   для   его   результатов. Поэтому   именно   их   и   следует   называть   инновациями.   Несмотря   на многообразие   подходов   к   понятию   «инновации»   в   образовании,   можно выделить общие черты, характерные для всех толкований: инновация является конечным результатом системной спланированной практической деятельности, которая основана на использовании достижений науки и передового опыта; инновация   является   целесообразным   и   полезным   изменением, использование   инновации   предполагает   спрогнозированный   положительный педагогический эффект; инновация   —   это   материализованный   результат,   новый   или усовершенствованный образовательный продукт. Именно   такое   понимание   смысла   инновации   используется   нами   для описания   инновационного   продукта,   под   которым   нами   понимается результат   инновационной   деятельности   педагогов   МБУДО   «ДДТ «Кировский», представленном в формате, готовом для внешней экспертизы и последующего распространения в образовательной системе района и города Новосибирска в целом.  Во­вторых, ориентацией «Стратегии развития воспитания в Российской федерации   на   период   до   2025   года»   на   развитие   взаимодействия образовательных учреждений и семьи как партнеров в воспитании детей. Согласно   Стратегии,   ключевой   идеей   отношений   семьи   и взаимодействия: образовательной   организации   является   идея   «взаимодействия   как   с   родителями   и   местным   сообществом,   так   и учреждениями   культуры,   здравоохранения,   спорта,   досуга   и   другими организациями   социальной   среды»2.   Ключевое   слово   —   взаимодействие. Взаимодействие   (согласно   словарю   русского   языка)   —   взаимная   связь, согласованность действий, взаимная поддержка3. А что в настоящее время может   послужить,   например,   согласованности   действий   обучающихся, родителей и учреждений дополнительного образования? На наш взгляд ответ прост — это тема семьи, отношений в семье родителей и детей, семейного досуга, совместной деятельности и др.   Именно тема семьи может служить поводом   для   сближения   и   объединения,   (а   без   этого   невозможно   никакое взаимодействие) в первую очередь педагогов, обучающихся и родителей. Тема семьи актуальна для каждого человека. Человек чувствителен к семейной   атмосфере   на   протяжении   всей   своей   жизни,   в   семье   он   ищет душевный   комфорт   и   защищённость.   По   мнению   многих   специалистов, наибольшее значение для формирования личности ребёнка имеет морально­ психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы.   В   свою   очередь,   сам   микроклимат   семьи   зависит   от   характера семейных и, прежде всего, супружеских и детско­родительских отношений. Именно   в   семье   формируется   отношение   ребёнка   к   самому   себе   и окружающим   людям,   в   ней   происходит   первичная   социализация   личности, осваиваются   первые   социальные   роли,   закладываются   основные   ценности жизни. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей педагогического сообщества   является   создание   целостной   системы   взаимодействия 2 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996­р «Об утверждении Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный  ресурс]: http://www.mmc.vega­int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (дата обращения:  10.10.2016) 3 Концепция развития дополнительного образования детей // Сайт Правительства  Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:  http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения 08.11.2016) учреждения дополнительного образования с семьей, а развитие семейной и родительской культуры — одним из направлений такого взаимодействия. В­третьих,   ориентирами,   заложенными   в   «Концепции   развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до   которые   значительный   акцент   делают   на   развитие 2025   года»,   неформального   и   информального   образования,   в   том   числе   и  организацию неформальной психолого­педагогической подготовки родителей, причем, на наш взгляд, важным является смещение акцента   родительского внимания с самого ребенка на организацию и целенаправленную регуляцию его активной деятельности, процесс которой и является главным условием формирования личности ребенка.  Анализ предпосылок развития неформальной подготовки родителей, а также   результаты   изучения   образовательных   потребностей   родителей   и особенностей   их   деятельности   в   качестве   обучаемых   позволяют   выделить необходимые условия к процессу неформального образования родителей: ­   содержание   неформальной   подготовки   должно   соответствовать потребностям и запросам самих родителей, а также спецификой возрастного развития   ребенка,   поэтому   важно   проводить   диагностику   и   мониторинг потребностей и запросов родителей;  ­  время и форма неформального образования родителей должны быть не просто удобными для родителей, а достаточно легко "вписываемыми" в повседневную   жизнь   семьи   и   в   те   виды   практического   взаимодействия, которые привычны и практически значимы для родителей, поэтому нами за основу   были   взяты   совместные   занятия   родителей   и   детей,   подсказки, буклеты и инструкции для самостоятельной работы родителей и детей дома и создание   медиаресурсов   для   родителей,  которые   хотят   играть   и  развивать детей дома; ­   в   процессе   неформального   образования   родителей   необходимо предоставлять родителям как можно больше возможностей для проявления собственной   активности,   способствующей   самореализации   в   качестве равноправных участников. Таким   образом,   выше   обозначенные   обстоятельства   обусловили актуальность   и   необходимость   разработки   и   внедрения   инновационного  «Технологии продукта   деятельности неформального   образования   родителей   с   использованием   медиаресурсов   в  МБУДО   «ДДТ   «Кировский» учреждении   дополнительного   образования   детей».  Инновационный   продукт содержит   отработанные   алгоритмы   практических   методик   и   позволяет сократить   временные   затраты   педагогических   кадров   на   создание   и разработку материалов необходимых в работе с семьей.  ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА В   рамках   системно   ­   деятельностного   подхода   в   развитии взаимодействия   семьи   и   учреждения   дополнительного   образования   детей неформальное   образование   отвечает   запросам   и   интересам   родителей,   а использование  медиаресурсов   позволяет   использовать   различные  гибкие  по содержанию формы работы с семьей.    В   ходе   инновационной   деятельности   педагога   дополнительного образования  Центр   раннего   развития   детей   «Филипок»  МБУДО   «ДДТ «Кировский»   Алферовой   Елены   Львовны     в   2015   –   2016   годах     были разработаны методические материалы   информационных, просветительских, обучающих   материалов     для   родителей,   чьи   дети   занимаются   в  Центре раннего   развития   детей   «Филипок»  МБУДО   «ДДТ   «Кировский», представленные   в     форме   единого   комплекса   «Технологий   неформального образования   родителей     с   использованием   медиаресурсов   в   учреждении дополнительного образования детей».  В   связи   с   традициями  Центра   раннего   развития   детей   «Филипок» МБУДО   «ДДТ   «Кировский»,   учитывая   возрастные   особенности   детей   и результаты мониторинга родителей, основным направлением работы с семьей является художественно­эстетическая деятельность и традиционная русская народная культура.  В рамках этой деятельности проводятся:  занятия   с   детьми   по   программам   «Веселые   нотки»   и   «Умелые ручки»;  совместные   мастер­классы   для   родителей   и   детей   по   темам декоративно­прикладного творчества и русской народной культуры;  лекции   и   мастер­классы   для   родителей   по   народному   декоративно­прикладному творчеству и русской народной культуре; буклеты,   инструкции,   видеоролики   для   домашнего   просмотра, домашние подсказки, авторские игры для самостоятельной работы родителей с детьми дома;  «Интерактивный   семейный   анимационный   музей   «История   в руках», направленный на совместную познавательно­творческую деятельность   продуктивное и http://alferovaelena2011.blogspot.ru   взаимодействие   детей   и   родителей:  единый   медиаресурс   для   родителей,   которые   хотят   играть   и развивать своего ребенка дома «ЗАНИМАШКИ»:  http://zanimashki.ucoz.net/ Схема  «Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей» для подсказки самостоятель ной работы родителей дома лекции и мастер- классы для родителей мастер- совместные классы для родителей и детей единый медиаресурс «ЗАНИМАШКА » Интерактивны й семейный анимационны й музей СЕМЬ Я занятия с детьми по программам Структура инновационного продукта  «Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей» Центр  раннего развития детей «Филипок»  МБУДО «ДДТ «Кировский» занятия с детьми по программа м   совместны е мастер­ классы для родителей и детей  лекции и мастер­ классы для родителе й  буклеты, инструкции, домашние подсказки для самостоятельно й работы родителей с детьми дома «Интерактивны й семейный анимационный музей «История в руках» Единый медиаресурс для родителей, «ЗАНИМАШКИ » СЕМЬИ детей, проживающих в детей, проживающих в городе Кировском районе Новосибирска Новосибирске детей, занимающихся в Центре раннего развития «Филипок» МБУДО «ДДТ «Кировский» Ресурсное   обеспечение   реализуется   в   рамках   расчетного финансирования   учреждения   дополнительного   образования   детей   города Новосибирска и не требует дополнительного финансирования. Административно­организационный   ресурс  обеспечивает   создание условий,   способствующих   организации   методического   сопровождения, распространению инновационного продукта, организации экспертной оценки результатов работы. Кадровый ресурс  инновационного продукта  обеспечивается в рамках существующих нормативов штатных единиц и оплаты труда педагогических работников:  администрация   МБУДО   «ДДТ   «Кировский»,   обеспечивающая координацию работы;   педагоги   дополнительного   образования   Центра   раннего   развития «Филипок» МБУДО «ДДТ «Кировский»;  педагоги   дополнительного   образования   МБУДО   «ДДТ   «Кировский», использующие инновационный продукт в своей работе, ориентированные на внедрение новых технологий. Материально­технический   ресурс  обеспечивается   в   рамках   МТБ   мастерские,   учебные   аудитории, МБУДО   «ДДТ   «Кировский»: соответствующие   нормам   СанПинов; мультимедиапроектор, компьютер, экран, копировальная техника.   комплект   оргтехники   — ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА 1­й этап — подготовительный.     Содержание этапа: 1. Проведение   мониторинга   потребностей   и   запросов родителей   на   неформальное   образование   в   условиях   МБУДО   «ДДТ «Кировский» Результаты   мониторинга   родительских   запросов   в   форме анкетирования, бесед и интервью показали, что: во­первых,  дополнительное   образование   ассоциируется   у   них  с желанием   ребенка   заниматься   тем   или   иным   видом   деятельности   или альтернативный способ занятий для ребенка в свободное время.  во­вторых,  большинство родителей отметили, что активно помогают в пошиве и ремонте костюмов для коллективов, где занимаются их дети и это воспринимается   ими   как   совместная   деятельность.   А   также,   говоря   о совместной деятельности родителей и детей, было сказано об участии только лишь в «разовых» совместных мероприятиях.  в­третьих,  родители   выделили   положительные   и   отрицательные стороны   дополнительного   образования.   Результаты   получились   следующие (таблица 1):  Таблица 1 – Характеристик дополнительного образования по мнению родителей Положительные характеристики  дополнительного образования  Отрицательные характеристики  дополнительного образования   Собранность   Умение планировать время  Общение  Дисциплинированность  Ответственность  Платные занятия   Платные конкурсы  Нет   взаимодействия   школы   и дополнительного   учреждений образования  Всестороннее развитие  Полезная занятость  Профессиональная ориентация  Мало обучающих занятий и программ для родителей Как видно из таблицы, положительных характеристик родителями было выделено   больше,   чем   отрицательных,   что   свидетельствует   об   общей удовлетворенности предлагаемыми видами деятельности Домом творчества «Кировский».   Стоит   отметить,   что,   названные   родителями   положительные характеристики,   связаны,   прежде   всего,   с   теми   качествами,   знаниями   и навыками,   посещая   учреждения   которые   приобретает   ребенок, дополнительного образования. Это: собранность, умение планировать время, дисциплинированность, ответственность и др.  Одним из главных минусов является то, что недостаточно представлена работа   с   родителями   по   повышению   их   психолого­педагогических компетенций.  в­четвертых,  отвечая   на   вопрос   о   том,  зачем   приходят   дети   в  Дом творчества «Кировский», родителями было выделено шесть целей:  первая цель – «клуб по интересам», то есть здесь ребенку «интересно», «нравится». Результатом достижения этой цели становится то, что ребенку удается поддержать свой интерес и заниматься любимым делом. вторая   цель   –   «Самореализация   родителей»   ­   респонденты подчеркивают возможность занятий детей в тех или иных коллективах не по собственному желанию, а по настоянию родителей. Результатом достижения этой цели становится личное удовлетворение за то, что когда­то не удалось достичь самому. третья   цель   –   «Ориентация   на   результат»   ­   для   родителей   важным получение наград ребенком, увидеть его «первым». По мнению родителей, это позволяет   поддерживать   интерес   и   стимулирует   ребенка   к   новым достижениям. А также родители сами получают удовлетворение от успеха своего ребенка. четвертая   цель   –   «Качественное   проведение   свободного   времени»   ­ родители   видят   это   одной   из   главных   целей,   поскольку   она   выступает возможностью обезопасить себя. Результатом является спокойствие родителя за   жизнь   и   здоровье   ребенка,   а   также   развитие   ребенка   и   выявление   его интересов.   пятая цель – «Здоровье» ­ так же одна из главных целей. Результатом достижения этой цели становятся физическая развитость ребенка, появление таких качеств, как выносливость, дисциплинированность, а также сокращение случаев заболеваний.  шестая   цель   –   «Получение   новых   знаний,   умений   и   навыков»   ­ результатом этой цели станут те дополнительные знания и навыки, которыми обладают не все сверстники, они развивают ребенка, расширяют его кругозор. В­ пятых,  родители  выделили ряд причин, по которым они были бы готовы прекратить занятия своего ребенка, к ним относятся: проблемы со здоровьем   (травмы),   дороговизна   занятий,   нежелание   самого   ребенка.   Как оказалось,   для   родителя   не   станет   препятствием   смена   местоположения кружка (коллектива, секции), так как они отмечают, прежде всего, личность педагога и наличие хорошего коллектива для обучения и воспитания ребенка. Таким   образом,   можно   увидеть,   что   смена   места   положения   коллектива (удаленность   от   места   проживания   и/или   обучения)   не   являются препятствием для посещения занятий, даже если они находятся далеко от дома/школы. В­шестых,  мы   рассмотрели   образ   педагога   дополнительного образования глазами родителей.  Характеристика Грамотный Комментарии Родители   считают   это   качество   педагога первоочередным Профессионал Ответственный  Может   поддерживать интерес Комфорт   в   общении   с ребенком  Добрый   с Контактировал родителями Требовательный, должен поддерживать дисциплину. Дисциплинированный Справедливый  Любит детей Должен   обладать   специальными   знаниями   и навыками в своей деятельности, иметь высокую квалификацию. Должен   нести   ответственность   за   свою деятельность. «Интерес ребенка поддерживать»  «Чтобы   педагог   мог   заинтересовать   ребенка. Если   ребенок   туда   с   удовольствием   идет, значит, педагог заинтересовал»  «Главное, чтобы он и ребенку тоже нравился, не только родителям». Иметь   подход   к   каждому   ребенку,   уметь выслушать, понять человека. «С родителями хорошо общаться». «Требовательным,   наверное,   к   родителям   и   к детям». Педагог   должен   не   только   обеспечивать дисциплину   в   коллективе,   но   и   сам   быть дисциплинированным человеком. «Справедливым,  да.  По  отношению  к  детям  в первую очередь». С   точки   зрения   родителей   хороший   педагог должен   любить   детей,   а   не   просто   давать знания. И последний вопрос – это вопрос об информированности родителей о Доме   творчества   «Кировский».   Самыми   популярными   видами   рекламы являются: реклама в школах и детских садах, флаеры, баннеры, «сарафанное радио».   Чаще всего рекламой занимается сам педагог и родители. Так же отмечается, что есть творческие коллективы и секции, которые не нуждаются в рекламе, поскольку хорошо известны. При этом родители отмечали, что стоит   создать   специальный   справочник   с   перечнем   всех   учреждений дополнительного образования с подробным описанием коллективов, который бы   пользовался   популярностью   среди   тех   родителей,   которые   намерены заниматься дополнительным образованием своих детей. Результаты   включенного   педагогического   наблюдения,   интервью   с родителями   и   экспертные   оценки   педагогов   дополнительного   образования ДДТ «Кировский» показали, что семьи, особенно дошкольников, приходя в ДДТ   «Кировский»,   часто   просят   педагогов   помочь   не   только   в психологическом и педагогическом аспекте воспитания детей, но и в выборе   Педагоги развивающих   игр,   пособий,   книг   для   детского   чтения.   дополнительного   образования,   которые   работают   с   детьми   дошкольного возраста,   имеют   большой   опыт   традиционных   консультаций,   тематических мастер­классов   для   родителей,   в   ходе   многолетнего   наблюдения   за родителями   дошколят,   заметили   тенденцию   снижения   родительской компетенций.   Данные   педагогического   наблюдения   были   подтверждены результатами   анкетирования.   В   результате   анализа   анкет   были   выявлены следующие моменты:  72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;  31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.  17%   опрошенных   родителей   не   знают,   какими   развивающими играми можно заполнить свободное время детей.   в   то   же   время,   86%   семей   выразили   готовность   участвовать   в клубных формах совместной деятельности.   Осознание   противоречия   между   необходимостью   содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР   «Филипок»   МБУДО   «ДДТ   «Кировский»   инновационного   продукта   ­ «Технологии   неформального   образования   родителей   с   использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей», в основу которого легли следующие идеи: ­   неформальные   образовательные   формы   работы   с   родителями, ориентированные на их запросы и потребности; ­   активное   использование   медиаресурсов,   позволяющее   родителям самостоятельно, в том числе дома, организовывать взаимодействие с детьми и выстраивать семейный досуг;  ­ включение самих родителей в подготовку и создание медиаресурсов как формы проявления их собственной активности. 2­й этап — деятельностный. Содержание этапа:  1. Разработка   возможных   технологий   неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей: информационных, методических, программных   и   медиаматериалов.    В   ходе   разработки   и   внедрения   в Центре   раннего   развития   детей   «Филипок»  МБУДО   «ДДТ   «Кировский» инновационного   продукта   «Технологии   неформального   образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей» были созданы:  во­первых,   дополнительные   общеразвивающие   программы   «Веселые нотки»   и   «Умелые   ручки»   для   детей:   младшего,   среднего,   старшего дошкольного возраста. Особенностью созданных программ является наряду с включением   детей   в   традиционные   приемы   и   формы   декоративно­ прикладного творчества и знакомства с традиционной народной культурой, использование различных современных материалов и техник работы с ними, таких как:   работа с бумагой, в том числе и  цветные иллюстрации  из журналов, обертки от конфет и шоколада;  работа с природным материалом:  шишки, желуди, ракушки, листья и др.;   работа с бросовым материалом: различный упаковочный материал;  работа с нитками;   работа с ватой;   работа с тканью;   работа с конструктором;   работа с пластилином;   работа с солёным тестом. Во­вторых,   организованы   совместные   мастер­классы   для   родителей   и детей   по   темам   декоративно­прикладному   творчеству   и   русской   народной культуре, обучающие работать с различными материалами и техниками;  В­третьих,   разработана   программа   лекции   и   мастер­классы   для родителей   по   народному   декоративно­прикладному   творчеству   и   русской народной   культуре,   позволяющая   им   самостоятельно   заниматься   с   детьми дома;  В­четвертых, подготовлена серия буклетов, инструкций, видеороликов для   домашнего   просмотра,   домашних   подсказок   в   форме   мультимедийных презентаций, авторских игр для самостоятельной работы родителей с детьми дома;  В­пятых, создана программа «Интерактивный семейный анимационный музей   «История   в   руках»,   направленный   на  совместную   познавательно­ творческую деятельность и продуктивное взаимодействие детей и родителей и тематический сайт в сети Интернет: «Музей. Персональный блог Алфёровой Е.Л.»   содержащий   информацию   о  http://alferovaelena2011.blogspot.ru, программах, график их проведения, форму подачи заявок, а также отзывы участников программ и форум детей и родителей, увлеченных историей, он­ лайн игры для совместного семейного проигрывания (Приложение 1).  2. Корректировка   инновационного   продукта   с   последующей оценкой и анализом достигнутого. Полученные результаты, созданный банк материалов для родителей и его успешная апробация  «Технологий  неформального  образования  родителей  с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей» позволили создать единый медиаресурс для родителей, которые хотят играть   и   развивать   своего   ребенка   дома   «ЗАНИМАШКИ»: http://zanimashki.ucoz.net/ Единый ресурс для родителей, которые хотят играть и развивать своего ребенка   дома   «ЗАНИМАШКИ»   имеет   простую   и   понятную   навигацию, позволяющую   родителям   самостоятельно   работать   с   ресурсом   для организации взаимодействия с детьми и построения семейного досуга. Единый ресурс для родителей, которые хотят играть и развивать своего ребенка дома «ЗАНИМАШКИ» содержит восемь тематических разделов: ­ главная страница включает описание ресурса и приветственное слово от автора проекта Алферовй Е.Л., а также объяснение структуры сайта и правил работы с ним. ­ раздел «Новости» включает в себя актуальные для сегодняшнего дня (по времени года, по праздникам и т.д.) советы, игры, подсказки, загадки, шарады, ребусы,   сказки,   музыкальное   оформление   для   совместной   деятельности родителей и детей; ­ раздел «Будь в курсе» посвящен психолого­педагогическим советам и подсказкам, возрастным особенностям детей, особенностям их поведения и советам родителям о том, как реагировать в тех или иных ситуациях, при помощи каких игр и занятий можно переключать поведение детей; ­   раздел   «Занимательная   страна»   ­   это   пространство   совместного творчества   родителей   и   детей   с   видеосюжетами,   позволяющими   создавать различные поделки, с инструкциями и буклетами, с пошаговыми алгоритмами для совместного творческого семейного досуга; ­ раздел «Жизнь в подробностях» отражает специфику занятий детей в МБУДО «ДДТ «Кировский» и содержит фото и видео материалы с занятий, фотографии детских работ, виртуальные выставки и многое другое; ­ раздел «Интересные находки» ­ это собрание полезных материалов для совместной   деятельности   с   детьми,   предлагаемых,   в   том   числе   и   самими родителями.  3­й этап — аналитический. Содержание этапа:  1. Анализ   результатов   работы,   корректировка   работы   с   учётом индивидуального   и   дифференцированного   подхода,   модернизация технологий неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в Центре раннего развития «Филипок» МБУДО «ДДТ «Кировский».  2. Подбор   и   обучение   кадров  (Приложение  2),  выявление   педагогов, готовых   вести   работу   по   неформальному   обучению   родителей   с использованием медиатехнологий.  3. Расширение  применения  инновационного   продукта  на  городской  и региональный уровень. АНАЛОГОВЫЙ АНАЛИЗ В теории и практике воспитания, в документах системы образования в настоящее   время   сегодня   уделяется   большое   внимание   взаимодействию учреждений образования с семьей. Принятый в городе Новосибирске проекта «Новосибирское   городское   родительское   собрание»   также   актуализирует необходимость   поиска   таких   форм   работы   с   родителями,   которые   бы способствовали   их   активному   включению   в   деятельность   учреждения дополнительного   образования   и   способствовали   взаимодействию   семьи   и учреждений дополнительного образования. Вместе   с   тем,   проведенный   нами   анализ   деятельности   аналогичных Центров   раннего   развития,   действующих   как   на   базе   учреждений дополнительного образования города Новосибирска, так и частные Центры раннего   развития,   показал,   что,   к   сожалению,   работа   с   семьёй   с использованием неформальных технологий обучения, а также использование медиаресурсов   как   средства   педагогического   просвещения   родителей используется крайне незначительно.  Так,   поисковая   система,   выдает   ссылку   на   информационный   ресурс: Кидсервис: журнал, афиша, справочник: http://www.kidsreview.ru/novosibirsk на котором представлены все Центры раннего развития города Новосибирска, однако кроме рекламы этих центров и перечисления основных направлений деятельности   и   программ,   другой   информации,   ориентированной   на родителей на этом портале не содержится. Переход с этого портала на сайты отдельных Центров раннего развития показали, что, например, Центр раннего развития "СЕМЬ­Я"  http://www.deti­ razvitie­nsk.ru/, как яркий представитель данного сегмента дополнительного образования   детей   также   не   ориентирован   на   работу   с   родителями   и   их просвещение и образование. Проведенный   нами   анализ   сайтов   учреждений   дополнительного образования   города   Новосибирска,   показал,   что   подобные   направления деятельности   по   раннему   развитию   дошкольников   представлены   на   сайте многих учреждений дополнительного образования:  ­   студия   раннего   развития   муниципальное   бюджетное   учреждение дополнительного   образования   города   Новосибирска   "Центр   внешкольной работы "Галактика" http://galaktikansk.edusite.ru/p77aa1.html   ­ объединение раннего обучения "Радуга" муниципальное бюджетное учреждение   дополнительного   образования   города   Новосибирска   "Центр дополнительного образования "Лад" http://lad.edusite.ru/p6aa1.html ­   Центр   развития   дошкольников   МБУДО   ДДТ   им.   А.   И.   Ефремова http://www.efremka­kir.nios.ru/  и другие. Тем   не   менее,   на   сайте   только   представлено   данное   направление деятельности,   представлены   рабочие   программы   и   расписание   занятий, никакой дополнительной работы с семьей и родителями не представлено на сайтах. Отдельно   стоит   выделить   Центр   развития   дошкольников   «Тимошка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска   «Дом   детского   творчества   им.   Дубинина» оhttp://ddtl.nios.ru/creativeassociation/62, на котором представлены отдельные   В. материалы для родителей, такие как: ­ памятка для родителей;  ­ слова и песни на английском языке для разучивания с детьми дома; ­ фотоматериалы с занятий с детьми. В   целом   можно   сделать   вывод   о   том,   что,   несмотря   на   широкую представленность деятельности Центров раннего развития детей, все они не ориентированы   на   образование   и   просвещение   родителей,   на   развитие взаимодействия   с   семьей,   так   как   содержат   в   основном   информационные материалы о программах, расписании и педагогах.  В   связи   с   этим   предлагаемая   нами   «Технология   неформального образования   родителей   с   использованием   медиаресурсов   в   учреждении дополнительного   образования   детей»  имеет   ряд   важных   отличий,   которые включают: ­ систему работы по неформальному образованию родителей;  ­сформированный и медиаматериалов, в том числе с позиционированием в сети Интернете для информационно­методических     банк   самостоятельной организации досуга и свободного времени дома родителей и детей; ­   инструментарий,   позволяющий   выявлять   потребности   и   запросы родителей   на   неформальное   образование   в   условиях   учреждения дополнительного образования детей; ­ использование интерактивных форм взаимодействия детей, педагогов дополнительного образования и родителей; ­  развитие   совместной   деятельности   детей   и   взрослых   на   основе разработки   и   апробации   инновационного   продукта   «технологии неформального   образования   родителей   с   использованием   медиаресурсов   в учреждении дополнительного образования детей»   ОПИСАНИЕ ЭФФЕКТОВ, ДОСТИГАЕМЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА В   результате   реализации   «Технологии   неформального   образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей» ожидаются следующие результаты:  для   семей   детей,   занимающихся  в   Центре   раннего   развития «Филипок» МБУДО «ДДТ «Кировский»: ­  развитие навыков содержательного семейного досуга; ­  совершенствование умений взаимодействовать с ребенком;  ­ повышение коммуникативной культуры (ребенок ­ родитель, ребенок — педагог, педагог ­ родитель). для педагогов МБУДО «ДДТ «Кировский»: ­ использование воспитательного потенциала семьи в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования; ­   внедрение   методик   и   технологий   неформального   образования родителей; ­     расширение   информационного   пространства   воспитательной деятельности с семьей за счет включения медиаресурсов; ­   повышение компетентности педагогов дополнительного образования по вопросам семейного воспитания. для МБУДО «ДДТ «Кировский»: ­   реализация   задач   по   развитию   взаимодействия   учреждений дополнительного   образования   детей   и   семьи   на   основе   современных требований и подходов; ­   распространение   опыта   использования   инновационного   продукта «Технологии   неформального   образования   родителей   с   использованием медиаресурсов   в   учреждении   дополнительного   образования   детей»   для педагогов   образовательных   учреждений   района   и   города   по   развитию партнерских отношений с семьей; ­  разработка и публикация методических материалов для педагогов и родителей; ­     согласование   позиции   педагогов,   детей   и   родителей   по   вопросам взаимодействия семьи и образовательного учреждения; ­   определение   направлений   для   дальнейшего   развития   эффективного сотрудничества учреждения дополнительного образования детей и семьи; ­ анализ результативности использования различных форм и технологий неформального образования родителей в практике деятельности учреждения дополнительного образования детей. ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках», направленный на совместную познавательно­творческую деятельность и продуктивное взаимодействие детей и родителей: ­  программа проекта «Интерактивный семейный анимационный музей «История в руках»  ­   тематический   сайт   в   сети   Интернет:   «Музей.   Персональный   блог содержащий  http://alferovaelena2011.blogspot.ru, Алфёровой   Е.Л.»   информацию о программах, график их проведения, форму подачи заявок, а также отзывы участников программ и форум детей и родителей, увлеченных историей,   он­лайн   игры   для   совместного   семейного   проигрывания (Приложение 1). 4.     Единый   медиаресурс   для   родителей,   которые   хотят   играть   и развивать своего ребенка дома «ЗАНИМАШКИ»:   http://zanimashki.ucoz.net/ (Приложение10). ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Риск несистемного использования инновационного продукта педагогами дополнительного образования МБУДО «ДДТ «Кировский», что может быть решено   посредством   повышения   квалификации   педагогических   кадров; повышение их мотивации использовать неформальные формы взаимодействия с   родителями,   а   также   желания   активно   использовать   медиаресурсы   как средство просвещения родителей.  Риск   недостаточной   информации   об   инновационном   продукте. Средством   преодоления   выявленного   риска   может   стать   распространение информации   о   продукте;   выпуск   печатных   изданий   с   методическими рекомендациями,   презентация   продукта   на   сайте   МБУДО   «ДДТ «Кировский», международной образовательной выставке «УчСиб» и других встречах, форумах и конференциях в профессиональном сообществе города Новосибирска и родительской общественности. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Горшкова В. В. Взаимодействие формального, неформального и информального   образования   как   современное   направление   развития человека // Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 176–180. – URL: http://e­koncept.ru/2014/64336.htm. 2. Горшкова   В.В.   Образование   взрослых   в   контексте   культуры: феноменологический аспект // Педагогика. – 2011. ­ № 7.­ С.10­34.  3. Концепция развития дополнительного образования детей // Сайт Правительства   Российской   Федерации   [Электронный   ресурс].   URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf 08.11.2016)   (дата   обращения 4. Куприянов   Б.В.   Теория   и   методика   социального   воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: монография, Кострома, 2009.  424 с. 5. Непрерывное   образование   взрослых:   социокультурные   аспекты: Сб. науч. ст. / Под ред. д.п.н., проф. В.В. Горшковой – СПб.: УРАО ИОВ, 2010.  6. Распоряжение   Правительства   РФ   от   29.05.2015     N   996­р     «Об утверждении   Стратегии   развития   воспитания   в   Российской   Федерации   на период     [Электронный   ресурс]:   http://www.mmc.vega­   до   2025   года»   int.ru/files/strategiya_vospitaniya_2025.pdf (дата обращения: 10.10.2016) 7. Сумнительный  К. Инновации в образовании. Вектор развития и основная реальная практика. – М: МИОО. 2016.  424 с

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей

Технологии неформального образования родителей с использованием медиаресурсов в учреждении дополнительного образования детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017