Тема: Классификация текстильных волокон. Получение ткани.
Раздел: Материаловедение.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
Способствовать формированию представления о классификации текстильных волокон и принципах получения тканей.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать).
Воспитывать уважение к работающему человеку
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты и приспособления: ручки, тетради, лупы, ножницы, цветная бумага, клей;
- материалы: образцы ткани.
2. Дидактическое обеспечение:
- слайды по теме «Материаловедение» 5 класс;
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
Методы обучения:
- словесные: загадки, вопросы, пословицы, беседа о профессиях;
- наглядные: слайды, коллекции «Хлопок», «Лён», образцы ткани, тесты;
- практические: самостоятельные работы учащихся по изучению волокон хлопка и льна, по выполнению макета полотняного переплетения, по определению лицевой стороны ткани.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная
Словарная работа: материаловедение, волокно, текстильное волокно, гигроскопичность, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лен, льняные ткани, пряжа, прядение, ткань, нити основы и утка, полотняное переплетение, лицевая сторона ткани.
Тип урока: урок приобретения учащимися новых знаний.
II. Ход урока
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся темы и плана урока.
Слайд 1,2
Тема: Классификация текстильных волокон. Получение ткани.
План урока:
1) изучение нового материала;
2) практическая работа;
3) изучение нового материала;
4) две практические работы;
5) закрепление материала.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 3
1. Обратите внимание, на экране написаны две загадки.
1). В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает.
2). Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.
В процессе изучения нового материала вы сможете их отгадать. Это ещё одна причина внимательно слушать и активно работать.
Слайд №4
Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения. Что же это за наука такая? Что она изучает? Мы с вами сможем узнать, попробовав ответить на ряд вопросов. Давай те с вами посмотрим на экран, прочитаем вопросы и попробуем на них ответить.
Вопрос первый: Что изучает материаловедение?
Ответ учащихся: Материалы, их строение, свойства и т.д.
Вопрос второй: Из чего состоит любая ткань?
Ответ учащихся: Из нитей, пряжи… а пряжа из волокон
Вопрос третий: Что называют текстильным волокном?
Ответ учащихся: волокна, которые используют для изготовления ниток, пряжи, тканей…
3. Изучение нового материала.
Слайд №5
Давайте с вами обобщим наши ответы и запишем определения новых слов. Итак:
Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Волокно - тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их размеры
Текстильные волокна – используют для изготовления пряжи, ниток, ткани и других текстильных изделий
Слайд 6
Текстильные волокна очень разнообразные, но все они делятся на два основных класса: натуральные и химические
Натуральное волокно создаёт сама природа. Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения.
Сегодня мы с вами будем рассматривать волокна растительного происхождения. Их получают из некоторых растений, таких как: крапива, конопля, джут, кенаф, но основным источником волокон растительного происхождения являются такие растения как: хлопок и лен.
Волокна животного происхождения мы с вами будем рассматривать в 6-ом классе
Слайд №7
И так лен.
Лен - однолетнее травянистое растение
Для получения волокон выращивают лен-долгунец
Волокна находятся в длинных стеблях.
Слайд №8
Сообщение, подготовленное ученицей:
Лен - Травянистое однолетнее растение. Его называют русским шелком, батюшкой. Это волокнистое растение с гладкими, длинными (до 100 см), гибкими и прочными волокнами светло-серого цвета. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм, в каждом из них 350 - 650 волокон. Лен человеку известен со времен каменного века. В Костромской области выращивают лен. Для волокон больше всего подходит лен-долгунец.
На благо используется все растение:
Из семян льна получают масло для медицинских и технических целей.
Из стеблей - Волокна для тканей.
Из отходов делают паклю для технических целей.
Слайд №9
Посмотрите на волокна льна из коллекции. Как же из жесткого стебля получают волокна?
Это сложный процесс.
Сообщение, подготовленное ученицей:
После уборки с поля урожая льна начинается процесс его обработки. Первое что необходимо сделать — это обмолот, т.е. выбрать семена из семенных коробочек. После обмолота льна остается солома. Солома сама по себе довольно жесткий материал и для ткачества необходимо выделить из нее волокнистую часть (луб), который в соломе связан с древесиной стебля. Т.к. в том виде, в котором солома находится после обмолота, луб отделить практически невозможно, то в самом начале солому подвергают биологической обработке (мочению).
Мочение можно производить 3 различными способами:
1 - Росяная мочка, или расстил.
Солому расстилают на поле ровными рядами. В расстеленной на траве и намокающей от капель росы и дождя соломке бурно развиваются микроорганизмы, разрушающие клейкие вещества внутри стебля. В результате образуется треста, в которой волокно относительно легко отделяется от древесины.
Процесс образования тресты продолжается иногда три, а иногда и шесть недель - в зависимости от погоды, и, чтобы он шел равномерно по всему слою, разостланную солому приходиться за это время 2-3 раза перевернуть.
2 - Холодноводная мочка.
Солому в снопах, тюках, контейнерах и т.п. погружают в водоём на 10—15 суток, где в результате жизнедеятельности бактерий волокна отделяются от тканей.
3 - Тепловая мочка.
Солому мочат в воде, подогретой до 36 - 37 °С. Это позволяет получать тресту за 70 - 80 ч.
Полученную тресту поднимают и сушат, после чего она готова к последующей обработке.
Далее полученная треста подвергается механической обработке.
Первый этап такой обработки — мятье. Второй – обминание. Затем – трепание. Последний этап – чесание.
Слайд №10
Сообщение, подготовленное ученицей:
Первый этап обработки льна — мятье.
Данный этап заключается в том, что тресту гнут, при этом хрупкая древесина разрушается, а эластичное волокно остается цельным. Как правило для мятья использовали специальные приспособления: мялицу или бросальницу.
Эти инструменты похожи по своему устройству, но мялица предназначена для более грубой обработки, а потому после ее использования тресту далее обрабатывали в бросальнице. Процесс обработки на этих устройствах заключается в том, что лен закладывался поперек желоба и ударялся билом (подвижной частью этих устройств).
Слайд №11
Сообщение, подготовленное ученицей:
После того как процесс мятья закончен сразу же приступали к следующему этапу — трепанию (если лен по окончании мятья оставить, он быстро вберет влагу и перед трепанием его вновь придется досушивать). На этом этапе от волокон отделяеют относительно крупные частици древесины. Это можно делать различными способами, можно ударяя полученным волокном по стене или бревну, можно ударяя по подвешенному волокну билом или трепалом, можно протаскивая волокно между прижатыми билом и доской. Выбор способа и инструментов зависит от прочности льняного волокна.
Слайд №12
Сообщение, подготовленное ученицей:
Последним этапом получения волокна было чесание. Этот процесс окончательно отчищал волокно от древесины, а так же отчищал от грубых волокон. В зависимости от того, какого качества планировалось получить изделие из этого волокна разнились чесальные щетки и количество прочесов. Чем более густая щетина и чем больше прочесов сделано, тем лучше будет качество полученного после тканья полотна.
Физкультминутка
Слайд №13
• Хлопок.
• Однолетнее кустарниковое растение высотой 1м
• Плоды хлопчатника-коробочки с семенами
Слайд №14
Вот так выглядит хлопковое волокно под микроскопом.
Слайд №15
Хлопок начали возделывать в Индии более 4000 лет назад
Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу, будто именно листьями ловит солнечные лучи, вероятно, поэтому его называют «Дитя солнца». Но главное у этого растения не листья, а цветы. И даже не сами цветы, а коробочки, полные белой шелковистой ваты, которые образуются из завязей увядших цветов. Цветы хлопка похожи на широкие колокольчики. Вата из коробочки хлопчатника идет на производство хлопчатобумажных тканей, в том числе и на производство ситца, из которого мы будем шить себе различные изделия.
Слайд №16
Крупнейшим районом по производству хлопка является Узбекистан, Туркменистан
Слайд №17
Хлопок называют еще «белое золото».
Хлопок – волокна, которые покрывают семена растения хлопчатник. Плоды хлопчатника представляют собой коробочки, которые раскрываются при созревании и из них собирают волокно с неотделимыми семенами. Такое волокно называется хлопок сырец. После отделения от семян получается хлопковое волокно. Из семян хлопчатника получают масло.
А коробочки идут на корм животным.
Слайд №18
Хлопок с семенами подается между валиками, валик захватывает волокно и протаскивает его на другую сторону, а семена отрываются и падают впереди. При этом 2 рабочих могли очистить в день не более 6—8 кг хлопка.
В 1792 году была изобретена пильная машина. Стали получать более полторы тысячи кг хлопка в день.
Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.
Слайд №19
Вернёмся к нашим загадкам, можете вы теперь сказать, о чём в них говорится?
(В первой загадке говорится о хлопке, а во второй о льне).
4. Практическая работа.
Слайд №20
Далее мы с вами будем выполнять практическую работу №1 на 8-ой странице ваших учебников. Используя наши коллекции «Волокна» вам нужно сравнить между собой волокна хлопка и льна по внешнему виду и на ощупь. Выполняйте работу по пунктам как указано в учебниках.
В ходе самостоятельной работы учитель следит за правильностью выполнения работы. Если учащимися, допускается много ошибок или возникают затруднения в работе, проводится текущий инструктаж.
В ходе текущего инструктажа следует более подробно разъяснить порядок выполнения работы, сконцентрировать внимание учащихся на более эффективных методах выполнения работы.
Анализируется работа учащихся, разбираются типичные ошибки.
5. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала
Слайд №21
Вы познакомились с хлопчатобумажными и льняными волокнами. А как из волокна получается ткань, вы знаете? Нет. Далее, мы с вами об этом и будем говорить.
Давайте для начала попробуем ответить на 3 вопроса:
• 1. Что такое пряжа?
• 2. Какой процесс называют прядением?
• 3. Цель прядения?
Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.
Прядение – совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.
Цель прядения – получение по толщине равномерной пряжи.
Для изготовления тканей различного назначения требуется разная пряжа. В одних случаях нужна пряжа тонкая и гладкая (костюмные или бельевые ткани), в других толстая и пушистая (фланель, байка).
Слайд №22-24
Из истории прядения.
Прялка на протяжении веков была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была она полностью деревянной, часто с узорами, вырезанными по дереву или нарисованными. Веретёна для неё тоже точили из дерева. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость.
Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
Зимними вечерами молодёжь часто собиралась на посиделки. Девушки приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе невест. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только красивой, но и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмёшь дуру пряху, не сошьёт мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Но вот девушка по всем статьям приглянулась парню. На этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут». (Я рекомендую дать ученице выступить перед классом с рассказом об истории прядения и использовать слайды №22, №23, №24).
Слайд №25
Вопросы к учащимся:
1. Что называют тканью?
2. Как называют процесс получения ткани?
Пряжа поступает в ткацкое производство, где из неё изготавливают ткань.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс производства ткани из пряжи называется ткачеством.
Ткачество – процесс получения ткани.
Вопрос к учащимся:
3. Какие нити называют нитями основы,
а какие уточными?
Ткань получают переплетением долевых нитей (нитей основы) и поперечных (нитей утка). Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы. Нити, идущие поперёк ткани называются нитями утка. Неосыпающиеся края ткани называются кромками. (Объяснение лучше проводить с показом на ткани).
Слайд №26
Подготовка нитей основы.
1). Нити перематывают с початков на бобины.
2). Производят сновку – перемотку с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой). Число нитей, перемотанных на навой, доходит до 3000 и более. Перематывание совмещают со шлихтованием. Это нити основы проклеивают шлихтой – специальным клеящим составом, для придания нитям основы гладкости и прочности.
3). Завершается подготовка пробиранием – каждую нить протаскивают в глазки ремизок (эта операция выполняется вручную).
Подготовка нитей утка.
Нить утка перематывают с початков и бобин на специальные деревянные уточные шпули. Устройство и работа ткацкого станка. Процесс получения ткани мы рассмотрим по рисунку.
Из истории ткачества.
Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы – горизонтальной или вертикальной – неизвестно. В одном из трудов по истории текстильной техники рассказывается о племени бакаири, где применяли вертикальную ткацкую раму. Это были два столба врытые в землю. От одного к другому протягивали толстые хлопковые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с её помощью продевался через основу. Ткань получалась похожей на циновку.
В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок».
Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения. (Выступление учащейся с использованием слайда №26-29).
Слайд №30
Весь процесс получения ткани можно представить в виде схемы. Сначала из волокна в процессе прядения мы получаем пряжу, затем идёт процесс ткачества, и получаем суровую ткань, которая, проходит отделку, и получаем готовую ткань.
Ткань с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения, её структура и внешний вид не соответствуют предъявленным к ней требованиям. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.
Очень интересным является процесс печатания тканей, в результате чего на них получаются разноцветные рисунки. (Можно воспроизвести процесс печатания с помощью валика для наката. Для этого нужно взять гуашевую краску любого цвета, развести её водой в ёмкости достаточного размера, окунуть в получившуюся жидкость валик и сделать накат на изнаночной стороне полоски обоев или на плотной бумаге).
Теперь познакомимся с профессиями прядильного и ткацкого производства.
Основные профессии прядильного производства.
Оператор чесальных машин работает на чесальных машинах, производит загрузку волокон в машину, ликвидирует обрыв ленты при выходе из машины.
Оператор ленточного оборудования обслуживает ленточную машину, предупреждает обрыв ленты.
Оператор гребнечесального оборудования обслуживает гребнечесальную машину, производит заправку машины лентой, ликвидирует обрыв ленты.
Оператор крутильного оборудования работает на крутильных машинах, следит за качеством кручения пряжи, производит смену бобин с пряжей, регулирует натяжение нитей, ликвидирует обрывы пряжи.
Оператор мотальной машины перематывает пряжу и нити на мотальных машинах, ликвидирует обрывы пряжи, следит за натяжением нити.
Оператор ровничного оборудования обслуживает ровничные машины, следит за качеством сходящей с машины ровницы.
Прядильщица работает на прядильных машинах, проверяет качество ровницы и нитей, поступающих на прядильные машины. Она наблюдает за качеством вырабатываемой пряжи, ликвидирует обрыв пряжи.
Рабочие всех профессий должны знать устройство машин, на которых они работают, причины возникающих неполадок, способы предупреждения и устранения брака в работе.
Все рабочие обязаны соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности, следить за порядком на своих рабочих местах и производить их уборку.
Профессии ткацкого производства.
Ткачиха обслуживает ткацкий станок: производит пуск и остановку станка, ликвидирует обрыв нитей, снимает наработанную ткань, обметает, чистит и смазывает станок, предупреждает и выявляет дефекты ткани.
Ткачиха должна знать устройство ткацкого станка, свойства пряжи, строение ткани, требования к качеству ткани, требования по безопасности труда и пожарной безопасности.
Контролёр качества тканей работает на браковочно-мерильной машине, выявляет дефекты ткани, проверяет ширину ткани и длину ткани в куске, заполняет ярлык (маркировку), наклеивает ярлык на кусок ткани, содержит в порядке своё рабочее место.
Контролёр должен знать виды дефектов тканей, устройство браковочно-мерильной машины, способ заправки ткани в машину, правила безопасности труда и пожарной безопасности на производстве.
Рекомендую дать учащимся подготовить доклады о профессиях прядильного и ткацкого производства.
Физкультминутка
Слайд 31
Делаем вывод, что ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Различной последовательностью чередования основных и уточных нитей создаётся огромное количество переплетений.
Давайте с вами рассмотрим образцы тканей и попробуем выяснить отличительные признаки долевой и уточной нитей. Те признаки, которые мы сейчас выявим, в дальнейшем помогут нам при раскрое изделий.
Начертите пожалуйста в тетради таблицу.
Порядок выполнения работы:
Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
Какая нить тянется больше, а какая меньше?
Все ответы запишите в таблицу.
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.
Есть три способа определения нити основы:
А) по кромке
Б) по растяжению
В) по звуку
(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)
А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.
(образцы ткани размером 20*20 без кромки)
6. Практическая работа.
Слайд 32
Самое простое и самое распространённое переплетение нитей в ткани – это полотняное, в котором нити переплетаются через одну.
Далее вы будете выполнять макет полотняного переплетения. Для этого вам понадобится цветная бумага двух цветов, ножницы и клей.
Прежде, чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. (Рассказывают ученицы).
8.2.Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж.
8.3. В ходе текущего инструктажа указываются правильные методы работы и пути исправления ошибок.
8.4. На заключительном инструктаже учитель анализирует деятельность работы учащихся и указывает на типичные ошибки.
7. Закрепление нового материала с использованием теста
8. Домашнее задание
Подобрать коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей, оформить коллекциии. Учить термины. В учебниках стр. 7 – 14.
9. Итоги урока
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.