Технология навыко формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения
Оценка 5

Технология навыко формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения

Оценка 5
Работа в классе
docx
чтение
7 кл—11 кл
04.11.2020
Технология навыко формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения
Смысловое чтение.docx

Использование технология формирования навыков смыслового чтения на уроке литературного чтения

Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительным, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Главная моя задача помочь школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технология формирования навыков смыслового чтения.

Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности овладевать ключевыми компетенциями, активно включаться в процесс получения необходимых знаний и умений. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и их рефлексии.

. На своих уроках использую следующие виды смыслового чтения:

-                     ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

-                     поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

-                     изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-                     рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное чтение) позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

На всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:

1)                анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

2)                выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

3)                вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.

Для углубления процесса восприятия художественного произведения, поддержки и развитию интереса к чтению, включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений        (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) использую метод моделирования – введение системы «заместителей» ( условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек. (автор Л.А.Ефросинина)

Критерии литературного развития включают в себя:

·        Уровень начитанности, который предполагает предполагает знания детьми фамилий авторов,      умение правильно называть      произведение и его жанр, определять тему чтения          произведений;   

·        Сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы.

·        Владение системой действий, навыков, и умений работать.

  Данный метод использую в процессе анализа произведений уже  с 1 класса

Данные критерии отмечаны как обязательные в государственном стандарте, однако не все  выпускники начальной школы владеют этими умениями.

Очевидно, что  обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Такой деятельностный прием – это моделирование ( автор Л.А.Ефросинина).

 

 МОДЕЛИРОВАНИЕ- это введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление схематических планов и модели обложки.

Жанры обозначаются фигурами:

 

сказка                            пословица                                             рассказ

 

 

  

 


   ? загадка                               стихотворение                                 басня          

 

 

 

 

                                         Тема чтения обозначается цветом:

о Родине – красный;                    о детях – жёлтый;                                о природе – зелёный;

о животных – коричневый;        о приключениях , волшебстве -  синий.

Например, при работе над произведением  Л. Пантелеев «Две лягушки»      ( 1 класс)

 

1.     Чтение произведения;

2.     Моделирование первой обложки.

           

 

3. Проверка обязательна: один учащийся читает, а остальные отмечают правильный ответ +,   исправляют, дописывают; или сравнивают работу с образцом.

Вопросы:

- Кто написал это произведение?

- Как называется произведение?

- Это рассказ, сказка, стихотворение?

- О чем  сказка ?

- Почему вы выбрали коричневый цвет    для обозначения темы?

Моделирование отношений.

В основе литературного чтения лежат отношения к человеку, событиям, к миру. Исходя из этого, важной частью технологии, предложенной Л.А.Ефросининой,  является моделирование отношений:

- героев произведения;

- героев и автора;

- героев и читателя;

- автора и читателя.

На уроках дети свободно работают с заместителями, поэтому им легко составлять модели отношений персонажей произведения. Как это работает на уроке? Развитие идет в результате размышления, решения познавательной задачи.

Вот самое простое задание: назвать героев произведения. Все ли дети участвуют в решении этого задания? А теперь поставим задачу по-другому: «Укажите всех героев, используя условные обозначения :«заместители». Такая постановка задачи требует её решения каждым учащимся.

 « Заместители» героев – это буква, обведенная кругом         

Например, при работе над произведением  В. Сутеева «Мешок яблок»

     Задание: укажите всех героев сказки.

1.

Коза
Медведь
 


2.

 

 

 

 

 

 


       

Еж Крот
 


 

заяц,Бельчета,Ворона
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопрос: какой вариант, по вашему мнению, более точно передаёт отношения героев и  почему так думаете?

Какую работу пришлось проделать, чтобы выполнить данное задание?

- просмотр произведения;

- повторное чтение.     

Какую ещё работу можно провести, используя схему?

·         схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и его отношении к другим персоонажам;

·         вопросы побуждают детей наблюдать за речью героев, чтобы найти ответ на вопрос: какие они;

·         схема помогает понять смысл пословицу;

·         схема  позволяет пересказывать произведение;

·         использование схемы позволяет одним задуматься о героях, другим – вчитываться в авторское слово, а третьим понять произведение.

Таким образом, приём моделирования можно использовать:

- для организации дифференцированной работы;

- отработки читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно,

- работать с текстом произведением или его частью,

- рассказывать об отношениях героев, автора.….

 Смысловое чтение, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования


 

Использование технология формирования навыков смыслового чтения на уроке литературного чтения

Использование технология формирования навыков смыслового чтения на уроке литературного чтения

Для углубления процесса восприятия художественного произведения, поддержки и развитию интереса к чтению, включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения…

Для углубления процесса восприятия художественного произведения, поддержки и развитию интереса к чтению, включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения…

Например, при работе над произведением

Например, при работе над произведением

Вот самое простое задание: назвать героев произведения

Вот самое простое задание: назвать героев произведения

Таким образом, приём моделирования можно использовать: - для организации дифференцированной работы; - отработки читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно, - работать…

Таким образом, приём моделирования можно использовать: - для организации дифференцированной работы; - отработки читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно, - работать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020