Технология навыко формирования смыслового чтения на уроках литературного чтения

  • Работа в классе
  • docx
  • 04.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смысловое чтение.docx

Использование технология формирования навыков смыслового чтения на уроке литературного чтения

Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительным, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Главная моя задача помочь школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технология формирования навыков смыслового чтения.

Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности овладевать ключевыми компетенциями, активно включаться в процесс получения необходимых знаний и умений. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и их рефлексии.

. На своих уроках использую следующие виды смыслового чтения:

-                     ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;

-                     поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;

-                     изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-                     рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное чтение) позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.

На всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:

1)                анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

2)                выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;

3)                вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.

Для углубления процесса восприятия художественного произведения, поддержки и развитию интереса к чтению, включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений        (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) использую метод моделирования – введение системы «заместителей» ( условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек. (автор Л.А.Ефросинина)

Критерии литературного развития включают в себя:

·        Уровень начитанности, который предполагает предполагает знания детьми фамилий авторов,      умение правильно называть      произведение и его жанр, определять тему чтения          произведений;   

·        Сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы.

·        Владение системой действий, навыков, и умений работать.

  Данный метод использую в процессе анализа произведений уже  с 1 класса

Данные критерии отмечаны как обязательные в государственном стандарте, однако не все  выпускники начальной школы владеют этими умениями.

Очевидно, что  обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Такой деятельностный прием – это моделирование ( автор Л.А.Ефросинина).

 

 МОДЕЛИРОВАНИЕ- это введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление схематических планов и модели обложки.

Жанры обозначаются фигурами:

 

сказка                            пословица                                             рассказ

 

 

  

 


   ? загадка                               стихотворение                                 басня          

 

 

 

 

                                         Тема чтения обозначается цветом:

о Родине – красный;                    о детях – жёлтый;                                о природе – зелёный;

о животных – коричневый;        о приключениях , волшебстве -  синий.

Например, при работе над произведением  Л. Пантелеев «Две лягушки»      ( 1 класс)

 

1.     Чтение произведения;

2.     Моделирование первой обложки.

           

 

3. Проверка обязательна: один учащийся читает, а остальные отмечают правильный ответ +,   исправляют, дописывают; или сравнивают работу с образцом.

Вопросы:

- Кто написал это произведение?

- Как называется произведение?

- Это рассказ, сказка, стихотворение?

- О чем  сказка ?

- Почему вы выбрали коричневый цвет    для обозначения темы?

Моделирование отношений.

В основе литературного чтения лежат отношения к человеку, событиям, к миру. Исходя из этого, важной частью технологии, предложенной Л.А.Ефросининой,  является моделирование отношений:

- героев произведения;

- героев и автора;

- героев и читателя;

- автора и читателя.

На уроках дети свободно работают с заместителями, поэтому им легко составлять модели отношений персонажей произведения. Как это работает на уроке? Развитие идет в результате размышления, решения познавательной задачи.

Вот самое простое задание: назвать героев произведения. Все ли дети участвуют в решении этого задания? А теперь поставим задачу по-другому: «Укажите всех героев, используя условные обозначения :«заместители». Такая постановка задачи требует её решения каждым учащимся.

 « Заместители» героев – это буква, обведенная кругом         

Например, при работе над произведением  В. Сутеева «Мешок яблок»

     Задание: укажите всех героев сказки.

1.

Коза
Медведь
 


2.

 

 

 

 

 

 


       

Еж Крот
 


 

заяц,Бельчета,Ворона
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопрос: какой вариант, по вашему мнению, более точно передаёт отношения героев и  почему так думаете?

Какую работу пришлось проделать, чтобы выполнить данное задание?

- просмотр произведения;

- повторное чтение.     

Какую ещё работу можно провести, используя схему?

·         схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и его отношении к другим персоонажам;

·         вопросы побуждают детей наблюдать за речью героев, чтобы найти ответ на вопрос: какие они;

·         схема помогает понять смысл пословицу;

·         схема  позволяет пересказывать произведение;

·         использование схемы позволяет одним задуматься о героях, другим – вчитываться в авторское слово, а третьим понять произведение.

Таким образом, приём моделирования можно использовать:

- для организации дифференцированной работы;

- отработки читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно,

- работать с текстом произведением или его частью,

- рассказывать об отношениях героев, автора.….

 Смысловое чтение, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования