Использование технология формирования навыков смыслового чтения на уроке литературного чтения
Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительным, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС. Современный учитель не источник знания, а навигатор эффективной работы со знаниями. Главная моя задача помочь школьникам учиться успешно. Для этого используются новые образовательные технологии, в числе которых технология формирования навыков смыслового чтения.
Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития. Читательские знания и навыки, составляя основу умения учиться, позволят человеку на всём протяжении его жизни и деятельности овладевать ключевыми компетенциями, активно включаться в процесс получения необходимых знаний и умений. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и их рефлексии.
. На своих уроках использую следующие виды смыслового чтения:
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
- поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
- изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное чтение) позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.
На всех без исключения уроках используются следующие приёмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;
2) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;
3) вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.
дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.
Для углубления процесса восприятия художественного произведения, поддержки и развитию интереса к чтению, включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) использую метод моделирования – введение системы «заместителей» ( условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек. (автор Л.А.Ефросинина)
Критерии литературного развития включают в себя:
· Уровень начитанности, который предполагает предполагает знания детьми фамилий авторов, умение правильно называть произведение и его жанр, определять тему чтения произведений;
· Сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы.
· Владение системой действий, навыков, и умений работать.
Данный метод использую в процессе анализа произведений уже с 1 класса
Данные критерии отмечаны как обязательные в государственном стандарте, однако не все выпускники начальной школы владеют этими умениями.
Очевидно, что обучение, построенное на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Такой деятельностный прием – это моделирование ( автор Л.А.Ефросинина).
МОДЕЛИРОВАНИЕ- это введение системы «заместителей» жанров, тем, героев, составление схематических планов и модели обложки.
Жанры обозначаются фигурами:
сказка пословица рассказ
загадка стихотворение басня
Тема чтения обозначается цветом:
о Родине – красный; о детях – жёлтый; о природе – зелёный;
о животных – коричневый; о приключениях , волшебстве - синий.
Например, при работе над произведением Л. Пантелеев «Две лягушки» ( 1 класс)
1. Чтение произведения;
2. Моделирование первой обложки.
3. Проверка обязательна: один учащийся читает, а остальные отмечают правильный ответ +, исправляют, дописывают; или сравнивают работу с образцом.
Вопросы:
- Кто написал это произведение?
- Как называется произведение?
- Это рассказ, сказка, стихотворение?
- О чем сказка ?
- Почему вы выбрали коричневый цвет для обозначения темы?
Моделирование отношений.
В основе литературного чтения лежат отношения к человеку, событиям, к миру. Исходя из этого, важной частью технологии, предложенной Л.А.Ефросининой, является моделирование отношений:
- героев произведения;
- героев и автора;
- героев и читателя;
- автора и читателя.
На уроках дети свободно работают с заместителями, поэтому им легко составлять модели отношений персонажей произведения. Как это работает на уроке? Развитие идет в результате размышления, решения познавательной задачи.
Вот самое простое задание: назвать героев произведения. Все ли дети участвуют в решении этого задания? А теперь поставим задачу по-другому: «Укажите всех героев, используя условные обозначения :«заместители». Такая постановка задачи требует её решения каждым учащимся.
« Заместители» героев – это буква, обведенная кругом
Например, при работе над произведением В. Сутеева «Мешок яблок»
Задание: укажите всех героев сказки.
1.
2.
Вопрос: какой вариант, по вашему мнению, более точно передаёт отношения героев и почему так думаете?
Какую работу пришлось проделать, чтобы выполнить данное задание?
- просмотр произведения;
- повторное чтение.
Какую ещё работу можно провести, используя схему?
· схема позволяет вести разговор о каждом персонаже и его отношении к другим персоонажам;
· вопросы побуждают детей наблюдать за речью героев, чтобы найти ответ на вопрос: какие они;
· схема помогает понять смысл пословицу;
· схема позволяет пересказывать произведение;
· использование схемы позволяет одним задуматься о героях, другим – вчитываться в авторское слово, а третьим понять произведение.
Таким образом, приём моделирования можно использовать:
- для организации дифференцированной работы;
- отработки читательских умений: читать вслух и молча, читать отдельные отрывки выразительно,
- работать с текстом произведением или его частью,
- рассказывать об отношениях героев, автора.….
Смысловое чтение, превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.