«Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе»
Оценка 4.7

«Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе»

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
31.01.2020
«Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе»
Контрольные точки «Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе» (магистры, ОЗО, 1 курс)
Контрольные точки.docx

Контрольные точки «Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе»

(магистры, ОЗО, 1 курс)

1.      Разработать векторные модели воспитательной и предметно-развивающей среды в начальной школе.

Наличие дидактических материалов, справочников, учебников, наглядности, таблиц, схем – обязательно.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. 

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: 

 - многофункциональность помещения; 

- рациональность использования пространства; 

 - взаимосвязь цветовой отделки и освещения; 

- целесообразность озеленения интерьера. 

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;

Должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;

Элементы декора должны быть легко сменяемыми;

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;

Среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;

Необходимо предоставлять детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.

 

 

 

2.      Разработать схему взаимосвязи категорий « образовательное пространство», «образовательная среда», « образовательный процесс».

 

 

 

 

 

 

образовательная среда           образовательное пространство

            

                                                              образовательный

                                                               процесс

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная среда — система возможностей, предоставляющая обучающемуся набор ресурсов (информационных, предметно-пространственных, человеческих, деятельностных) для обучения и личностно-профессионального развития.

Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.

Образовательный процесс - совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

 

3.      Составить библиографию по теме (не менее 15 источников, источники за последние 5 лет, оформление списка по ГОСТу, соответствие тематике дисциплины).

 

 

1) Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

 

2) Диденко Л.А. Планирование и организация образовательного процесса в школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов : учебное пособие / Л. А. Диденко, Г. С. Саволайнен ; ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. – 192 с.

 

3) Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.

 

4) Крежевских, О. В. Развитие технологии ретроинноваций в теории и практике проектирования развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации / О. В. Крежевских // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журнал. — 2016. — № 6. — С. 129—134.

 

5) Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.

 

6) Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.

 

7) Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.

 

8) Образовательный процесс в профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.

 

9) Образование завтра. Современная школа: как сделать образовательное пространство эффективным? [Текст] : материалы Межрегиональной научно-практической конференции (21 марта 2015 года) / Павловская гимназия. - Москва : ЛЕНАНД, 2015. - 270 с.

 

10) Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 487 с.

 

11) Полякова, М. Н. Как сделать среду группы развивающей : советы воспитателю / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 10. — С. 7—19.

 

12) Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 422 с.

 

13) Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с.

14) Солодова Е.А. Новые модели в системе образования [Текст] : синергетический подход / Е. А. Солодова ; [предисл. Г. Г. Малинецкого]. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2011. - 342 с.

 

15) Федорова, Г.А. Информатизация управления образовательным процессом : учебное пособие / Г.А. Федорова ; под редакцией М.П. Лапчика. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 200 с.

 

4.      Найти в интернет - источниках статью по любой теме дисциплины (из НАУЧНОГО ЖУРНАЛА).

 

 

Журнал «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». 2014. №4 с.89-90

 

Подготовка образовательного учреждения к инклюзивному образованию.

 

А.С. КОРЖ,

кандидат педагогических наук, директор

Г.В. СКОКОВА,

заместитель директора по учебно - воспитательной работе

Т.И. БРЯНЦЕВА,

Учитель -логопед, школа № 7, г. Белгород.

 

В настоящее время интеграция в социум детей - инвалидов, детей с особенностями развития — приоритетная задача всей системы образования. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально - нравственной культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так же как и нормально развивающиеся сверстники, должны иметь право быть включенными в детский коллектив и развиваться в соответствии со своими возможностями, обретать перспективу участия в жизни общества.

В нашей школе реализуется программа инновационной деятельности «Создание безбарьерной среды обучения детей инвалидов». (Их в нашем образовательном учреждении 14 человек, из них в начальной школе — 9.) Программа направлена на создание и реализацию в общеобразовательной школе эффективной модели комплексного сопровождения детей - инвалидов, на преодоление барьеров в обучении детей с ОВЗ, на воспитание толерантных межличностных отношений в условиях инклюзивного образования.

Организация на базе школы инновационной площадки потребовала от педагогов получения дополнительных знаний об особенностях обучения детей - инвалидов. Для

успешной реализации программы инновационной деятельности проводится просветительская работа с обучающимися и их родителями. Работа учителя в инклюзивных классах имеет свою специфику. С целью повышения профессиональной компетентности наших учителей мы проводим консультации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ, организуем тренинги. На консультациях мы обсуждаем вопросы использования в учебно-воспитательном процессе разнообразных нетрадиционных методов. На тренингах отрабатываем использование педагогических технологий, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности и реализации природного потенциала каждого ребенка.

При проведении уроков учителя применяют активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малые театрализованные постановки, игры-путешествия. Особое внимание они уделяют составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

Наши специалисты — педагог – психолог и учитель - логопед — активно используют на своих занятиях аппараты биологически обратной связи (БОС). Они прошли подготовку в институте БОС в г. Санкт-Петербурге и имеют специальные удостоверения.

Логотерапевтический комплекс (логоБОС) предназначен для решения очень важной задачи — совершенствования и коррекции речевой функции как здоровых учащихся, так и учащихся с ОВЗ. Комплекс для коррекции психоэмоционального состояния (психоБОС) применяется для предупреждения у учащихся стрессов, а также успешно используется в работе с гиперактивными детьми.

Созданы специальные условия для безболезненной адаптации детей с ОВЗ к обучению в школе. Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата установлены пандусы при входе в здание школы. Оборудована и работает сенсорная комната, пребывание в которой положительно воздействует на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Занятия в сенсорной комнате очень нравятся учащимся с ОВЗ. Сочетание стимулирующих факторов (света, музыки, запахов) становится мощным реабилитационным средством, способствует нормализации психологического и эмоционального состояния, снимает усталость.

Мы разработали рекомендации по созданию условий, обеспечивающих включение «особого ребенка» в инклюзивный класс средней общеобразовательной школы. Среди основных условий успешной адаптации детей с ОВЗ нами были выделены:

• Разработка и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.

• Приоритетность решения задач социальной адаптации, овладения социально-бытовыми навыками и навыками социальной коммуникации.

• Контроль врачей -специалистов за развитием обучающихся.

Известно, что при благоприятных условиях учащиеся с ОВЗ могут достаточно успешно окончить среднюю общеобразовательную школу. Девизом нашей деятельности по организации безбарьерной среды обучения детей-инвалидов стали слова И.П. Павлова: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнутым, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

На начальном этапе инновационной деятельности мы не можем представить данных, свидетельствующих о высокой результативности нашего проекта. Однако мы с уверенностью можем заявить: проводимая в рамках подготовки школы к реализации инклюзивного образования работа имеет большое воспитательное значение, способствует формированию у нормально развивающихся обучающихся таких личностных качеств, как толерантность, сострадание, готовность помогать друг другу.


 

Контрольные точки «Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе» (магистры,

Контрольные точки «Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе» (магистры,

Наличие дидактических материалов, справочников, учебников, наглядности, таблиц, схем – обязательно

Наличие дидактических материалов, справочников, учебников, наглядности, таблиц, схем – обязательно

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;

Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;

Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса

Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса

Неумоева-Колчеданцева, Е. В.

Неумоева-Колчеданцева, Е. В.

Найти в интернет - источниках статью по любой теме дисциплины (из

Найти в интернет - источниках статью по любой теме дисциплины (из

При проведении уроков учителя применяют активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малые театрализованные постановки, игры-путешествия

При проведении уроков учителя применяют активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малые театрализованные постановки, игры-путешествия

На начальном этапе инновационной деятельности мы не можем представить данных, свидетельствующих о высокой результативности нашего проекта

На начальном этапе инновационной деятельности мы не можем представить данных, свидетельствующих о высокой результативности нашего проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020