Контрольные точки «Технология проектирования образовательного процесса в начальной школе»
(магистры, ОЗО, 1 курс)
1. Разработать векторные модели воспитательной и предметно-развивающей среды в начальной школе.
Наличие дидактических материалов, справочников, учебников, наглядности, таблиц, схем – обязательно.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.
В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:
- многофункциональность помещения;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
Должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
Элементы декора должны быть легко сменяемыми;
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
Среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
Необходимо предоставлять детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.
2. Разработать схему взаимосвязи категорий « образовательное пространство», «образовательная среда», « образовательный процесс».
образовательная среда образовательное пространство
образовательный
процесс
Образовательная среда — система возможностей, предоставляющая обучающемуся набор ресурсов (информационных, предметно-пространственных, человеческих, деятельностных) для обучения и личностно-профессионального развития.
Образовательное пространство – часть образовательной среды, представленная многоступенчатой системой связей и отношений, направленных на осуществление эффективного педагогического процесса.
Образовательный процесс - совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.
3. Составить библиографию по теме (не менее 15 источников, источники за последние 5 лет, оформление списка по ГОСТу, соответствие тематике дисциплины).
1) Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2) Диденко Л.А. Планирование и организация образовательного процесса в школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов : учебное пособие / Л. А. Диденко, Г. С. Саволайнен ; ФГБОУ ВО "Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева". - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2019. – 192 с.
3) Золотарева, А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 286 с.
4) Крежевских, О. В. Развитие технологии ретроинноваций в теории и практике проектирования развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации / О. В. Крежевских // Педагогическое образование и наука : науч.-метод. журнал. — 2016. — № 6. — С. 129—134.
5) Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учебное пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
6) Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины.: Уч.-метод.пос. / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
7) Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
8) Образовательный процесс в профессиональном образовании : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.] ; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 314 с.
9) Образование завтра. Современная школа: как сделать образовательное пространство эффективным? [Текст] : материалы Межрегиональной научно-практической конференции (21 марта 2015 года) / Павловская гимназия. - Москва : ЛЕНАНД, 2015. - 270 с.
10) Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 487 с.
11) Полякова, М. Н. Как сделать среду группы развивающей : советы воспитателю / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 10. — С. 7—19.
12) Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 422 с.
13) Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с.
15) Федорова, Г.А. Информатизация управления образовательным процессом : учебное пособие / Г.А. Федорова ; под редакцией М.П. Лапчика. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 200 с.
4. Найти в интернет - источниках статью по любой теме дисциплины (из НАУЧНОГО ЖУРНАЛА).
Журнал «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА». 2014. №4 с.89-90
Подготовка образовательного учреждения к инклюзивному образованию.
А.С. КОРЖ,
кандидат педагогических наук, директор
Г.В. СКОКОВА,
заместитель директора по учебно - воспитательной работе
Т.И. БРЯНЦЕВА,
Учитель -логопед, школа № 7, г. Белгород.
В настоящее время интеграция в социум детей - инвалидов, детей с особенностями развития — приоритетная задача всей системы образования. Ее решение определяет степень зрелости общества и уровень его морально - нравственной культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так же как и нормально развивающиеся сверстники, должны иметь право быть включенными в детский коллектив и развиваться в соответствии со своими возможностями, обретать перспективу участия в жизни общества.
В нашей школе реализуется программа инновационной деятельности «Создание безбарьерной среды обучения детей инвалидов». (Их в нашем образовательном учреждении 14 человек, из них в начальной школе — 9.) Программа направлена на создание и реализацию в общеобразовательной школе эффективной модели комплексного сопровождения детей - инвалидов, на преодоление барьеров в обучении детей с ОВЗ, на воспитание толерантных межличностных отношений в условиях инклюзивного образования.
Организация на базе школы инновационной площадки потребовала от педагогов получения дополнительных знаний об особенностях обучения детей - инвалидов. Для
успешной реализации программы инновационной деятельности проводится просветительская работа с обучающимися и их родителями. Работа учителя в инклюзивных классах имеет свою специфику. С целью повышения профессиональной компетентности наших учителей мы проводим консультации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ, организуем тренинги. На консультациях мы обсуждаем вопросы использования в учебно-воспитательном процессе разнообразных нетрадиционных методов. На тренингах отрабатываем использование педагогических технологий, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для развития личности и реализации природного потенциала каждого ребенка.
При проведении уроков учителя применяют активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, малые театрализованные постановки, игры-путешествия. Особое внимание они уделяют составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.
Наши специалисты — педагог – психолог и учитель - логопед — активно используют на своих занятиях аппараты биологически обратной связи (БОС). Они прошли подготовку в институте БОС в г. Санкт-Петербурге и имеют специальные удостоверения.
Логотерапевтический комплекс (логоБОС) предназначен для решения очень важной задачи — совершенствования и коррекции речевой функции как здоровых учащихся, так и учащихся с ОВЗ. Комплекс для коррекции психоэмоционального состояния (психоБОС) применяется для предупреждения у учащихся стрессов, а также успешно используется в работе с гиперактивными детьми.
Созданы специальные условия для безболезненной адаптации детей с ОВЗ к обучению в школе. Для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата установлены пандусы при входе в здание школы. Оборудована и работает сенсорная комната, пребывание в которой положительно воздействует на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Занятия в сенсорной комнате очень нравятся учащимся с ОВЗ. Сочетание стимулирующих факторов (света, музыки, запахов) становится мощным реабилитационным средством, способствует нормализации психологического и эмоционального состояния, снимает усталость.
Мы разработали рекомендации по созданию условий, обеспечивающих включение «особого ребенка» в инклюзивный класс средней общеобразовательной школы. Среди основных условий успешной адаптации детей с ОВЗ нами были выделены:
• Разработка и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения.
• Приоритетность решения задач социальной адаптации, овладения социально-бытовыми навыками и навыками социальной коммуникации.
• Контроль врачей -специалистов за развитием обучающихся.
Известно, что при благоприятных условиях учащиеся с ОВЗ могут достаточно успешно окончить среднюю общеобразовательную школу. Девизом нашей деятельности по организации безбарьерной среды обучения детей-инвалидов стали слова И.П. Павлова: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнутым, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
На начальном этапе инновационной деятельности мы не можем представить данных, свидетельствующих о высокой результативности нашего проекта. Однако мы с уверенностью можем заявить: проводимая в рамках подготовки школы к реализации инклюзивного образования работа имеет большое воспитательное значение, способствует формированию у нормально развивающихся обучающихся таких личностных качеств, как толерантность, сострадание, готовность помогать друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.