МДОУ Шарловский детский сад«Технология организации процесса обучения ребенка в условиях ДОО»Технология развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста(обобщение опыта работы)
Воспитатель: Постнова Е.В.
МДОУ Шарловский детский сад
п.Шарлово
Вешкаймского района
Ульяновской области
2024 год
Актуальность ФГОС определяет виды деятельности дошкольников, где познавательно – исследовательская деятельность, игра и общение являются сквозным механизмом развития ребенка..
Основная цель: развитие творческой, свободной, любознательной личности.
Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта.
К таким основополагающим формам упорядочения опыта относятся:
родо -видовые (классификационные),
причинно-следственные связи,
пространственные и временные отношения.
Содержанием познавательно – исследовательской деятельности является формирование следующих представлений:
о предметном мире: посуда, мебель, игрушки, транспорт, одежда, обувь;
о геометрических эталонах: куб, призма, брусок, пластина, круг, треугольник, квадрат;
о человеке, его помощниках (глаза, нос, уши, рот, руки, ноги;
о приготовлении пищи, кулинарии;
о материалах: глина, бумага, камень, дерево, стекло, пластмасса;
о природных явлениях: явления неживой природы, объекты живой природы.
Типы исследования (старший дошкольный возраст)по Н.А. Коротковой
Доступные и интересные дошкольникам старшего дошкольного возраста, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
коллекционирование (классификационная работа);
путешествие по карте;
путешествие по «реке времени».
3. Деятельность в контексте путешествия по карте «Путешествие по Ульяновской области»
Важно! Обсуждение выбора пункта назначения и транспорта, обозначение возможного маршрута, заполнение участка контурной карты: животными, растениями, полезными ископаемыми и др. данной местности.
4. Деятельность в контексте путешествия по «реке времени».«Путешествие в прошлое ложки»
Важно! Освоение временных отношений,
представлений об историческом времени,
от прошлого к настоящему. Например,
деревянные ложки для еды;
ложки – музыкальные инструменты;
ложки- куклы;
металлические ложки;
одноразовые пластиковые ложки
Результаты фиксируются в схемах, рисунках, моделях, проектах. Заключительный этап деятельности характеризуется как «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование или нет.
Результаты
познавательно-исследовательской деятельности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.