Этические аспекты вербального и невербального общения участников педагогического процесса.
На определяющую роль и значение речевого общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. Не даром Макаренко писал: « Я сде¬лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сю¬да» с 15 -20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно» (Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»).
Тема 7. Технология педагогического общения
(2 часа)
План
1. Этические аспекты вербального и невербального общения участников
педагогического процесса.
2. Этикетные формы поведения в педагогическом общении
(приветствие, обращение, представление).
3. Воспитание культуры поведения учащихся: задачи и методы в
условиях школы.
1. Аасамаа И. Как себя вести. Любое издание.
2. Азбука хорошего тона. Минск, 1994.
Список литературы
3. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских
введения в двадцать первый век. М.: 1991.С. 111112.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
5. Волович А.И. Основы этикета и искусства общения // Восп. школьников. –
2004. № 1. – С. 2025.
6. Гинзбург Ф. Заповеди педагогического общения (юмористические стихи) //
Воспитание школьников. – 2002. № 4. – С. 2628.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,
1987.
8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Любое
издание.
9. КанКалик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1986.
10. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999.
11. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
12. Лобанов А.А. Основы профессиональнопедагогического общения:
Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
13. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Минск, 2004.
14.Петровская Л. А. Компетентность в общении.
15. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – Изд. 2е, испр. и доп. – М. – Киев: изд
во «Рефлбук», 2001. – 704 с.
16. Психология эмоций: Тесты. 2е изд. – М., 1993.
17.Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности
педагогического коллектива. Л., 1988.
18.
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.19. Юдина Е. Педагогическая этика и профессиональное сознание
педагогов // Человек. – 1998. № 4. – С. 5766.
ЦЕЛИ:
гносеологическая (познавательная): формирование представления о
технологической структуре педагогического общения;
аксиологическая (воспитательная): знакомство и овладение
технологией и способами
развития коммуникативных
способностей педагогов
1.
Этические аспекты вербального и невербального
общения участников педагогического процесса.
На определяющую роль и значение речевого общения в учебно
воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. Не даром
Макаренко писал: « Я сделался настоящим мастером только тогда, когда
научился говорить «иди сюда» с 15 20 оттенками, когда научился давать 20
нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что ктото ко
мне не подойдет или не почувствует того, что нужно» (Макаренко А.С.
«Педагогическая поэма»).
Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник
отечественной культурноисторической психологии Л. С. Выготский,
связывая проблемы мышления и речи.
Речь – это мысль, выраженная словом, то есть речевыми средствами. Речевое
общение – важнейшая сфера педагогического взаимодействия.
Речевая деятельность – это совокупность психофизиологических и
социокультурных функций индивида по осуществлению речевого общения.
Продуктивность речевой деятельности в значительной мере определяется осознанием
индивида того, кто – кому – о чем где когда почему и зачем говорит.
Особенно важны причина и цель речи.
Культура речи – степень соответствия речи нормам современного
и навыков, обеспечивающих
(Мишаткина Т.В.
литературного языка, совокупность знаний
целесообразное и незатрудненное пользование языком
Педагогическая этика. Минск, 2004. – С. 224).
Основные признаки культуры речи:
грамотность речи;
логичность речи;
психологопедагогическая направленность;
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми
нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении
техника речи;
этичность речи.личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и
правила поведения собеседников.
Выбор темы беседы зависит от многих факторов: повода, по
которому люди собрались, культурного уровня собеседников, общности их
интересов. Тема разговора, по возможности, должна быть интересной для
всех участвующих.
Научившись выбирать тему беседы, начинающий педагог должен
формировать у себя навыки моментального и правильного включения системы
коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1. Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2. Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
3. Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание
инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для
присутствующих при общении) выражают нормативноэтическую функцию
и обеспечивают определенное моральнопсихологическое качество общения.
Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать
педагогу и которые он должен привить своим воспитанникам.
Правила поведения собеседников во время беседы регламентируются
и тактичности. Поэтому, например, не
в основном нормами вежливости
рекомендуется проявлять в разговоре излишнее любопытство.
Об окружающих следует говорить только в корректном тоне . Каждый
должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где
начинается сплетня или того хуже клевета. Ироничная улыбка,
многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека
больше, чем откровенная брань.
Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непременное
требование речевого этикета. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы
должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или
рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает,
что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут
разжечь страсти.
Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры
портят настроение присутствующим. Молодежь должна избегать споров состаршими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел
убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести
разговор на другую тему.
Человек, обладающий даром остроумия , должен использовать свой
дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не
стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить. Шутка или
анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при, условии хорошего вкуса,
остроумия и умения рассказывать.
По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный
человек держится скромно и спокойно , делая вид, что не замечает его
оплошностей. Если же необходимо поправить говорящего, нужно делать это
деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите,
вы не ошиблись?» и т.п. Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил
ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.
грубыми фразами
Невежливо поправлять рассказчика
типа:
«Неправда», «Вы ничего не смыслите в этом», «Это ясно как божий день и
известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не
оскорбляя другого, например: «Простите, но я с вами не согласен», «Мне
кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь другого мнения» и т.п.
Воспитанный человек не «расцвечивает» свою речь сильными выражениями,
не бранится , не сплетничает, не перебивает других.
Невежливо отделяться от общества , организовывая отдельный
«клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если
нужно сказать чтолибо важное, незаметно уединяются. Если все общество
говорит на одном языке, невежливо говорить с кемнибудь на другом. Если
среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему
стараются перевести разговор.
Не «тараторьте», но и не растягивайте слова ; не бормочите под
нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не
похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не
смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите
слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.
К
собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не
вызывающе, а спокойно и доброжелательно.
Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами , не читайте,
не разговаривайте с соседом, не играйте какимлибо предметом, не
исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим
взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет. Педагог должен
постоянно иметь в виду, что высокий уровень культура речи, соблюдение
правил речевого поведения и речевого этикета призваны помочь ему и его
ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими
людьми.Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не
пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать
«педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик.
Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В.А.
Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны,
чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу,
обжигает,
оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих
прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает
душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души
воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания
«распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего,
успокаивать
ВЫВОД: Для того, чтобы научиться эффективно общаться,
овладевать словом, научиться формировать свои мысли, выражать чувства,
необходимы:
высокая культура речи;
соблюдение правил речевого поведения;
овладение речевым этикетом.
Наряду со звуковой речью невербальная коммуникация является
важнейшим средством общения людей. Для детей очень важен внешний вид
педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Невербальная коммуникация это выразительные движения (мимика
и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него
и др.) использование предметов (например дарение женщине букета цветов,
преподнесение неудачливому жениху «гарбуза»). Людьми выработаны также
системы специальных знаковсимволов: знаки управления движением
транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др.
В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном
развитии каждый человек овладевает определенном системой вербальной и
невербальной коммуникации и использует ее в общении.
Совокупность зрительной информации в общении (телодвижения,
манера одеваться, причесываться) –
жесты, мимика, позы, взгляды,
называется кинесикой (Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2е изд., стер. – М., 2005. – 58 с.).
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить
позицию собеседника.
Мускульная мобилизированность обязательное условие начала всяко
го общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускула
туры тела, в частности — в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вотвотвозникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опе
режает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее дос
тоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверен
ности в себе.
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед уча
щимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим
изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад
вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние
предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестику
ляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные
жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются
чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства.
Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень
груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает со
средоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются
друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны
хмурятся, когда сердятся у них сердитый взгляд. Кивание головой
почти во всем мире означает «да» или утверждение (хотя, например, в
Болгарии как раз наоборот отрицание или несогласие). Жест
«пожимание плечами» является хорошим примером универсального
жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем
идет речь.
Непременным атрибутом многих встреч и прощания является
рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его
интенсивность и продолжительность. С помощью интенсивности
рукопожатия, различного разворота ладони можно придать этому жестуразличные значения. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место
кладут руку.
Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить
откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки»
и «расстёгивание пиджака».
Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время,
обычно связанны с очками.
Жест «закладывание рук за спину с захватом запястья» говорит о том, что
человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше
сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста
пошло выражение «возьми себя в руки». Этот жест используется для того, чтобы
скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер наверняка почувствует это.
Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими
является и жест «закладывание рук за голову».
Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или
встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат
на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов
появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и
первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить
психологическое преимущество и контролировать ситуацию.
Мимика искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, со
стояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказы
вает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика,
повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому
лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в
класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах
лишь то, что относится к делу, способствует осуществления учебно
воспитательных задач.
Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о
духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали
мимики брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые
сосредоточенность, неподвижные спокойствие, равнодушие, находящиеся в
движении восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует вни
мательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться вырази
тельным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых
мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности
(«каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визу
альный контакт является техникой, которую необходимо сознательно разви
вать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.ВЫВОД:
Средства невербальной коммуникации значительно
расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны.
2. Этикетные формы поведения в педагогическом
общении
представление).
Воспитание культуры поведения учащихся: задачи и методы
в условиях школы.
(приветствие,
обращение,
Этикет в профессиональной культуре педагога.
Этикет совокупность правил поведения, регламентирующих, что
допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что
нет
Манеры поведения внешняя форма выражения уровня внутренней
культуры человека.
Функции этикета:
организация поведения людей (оценка и регламентация);
гуманизация взаимоотношений (поведение, сделать его приятным и
непринужденным);
социкультурная (этикет – часть культуры общества).
Виды
этикета: повседневный; дипломатический; придворный;
воинский; деловой и т.д.
Принципы этикета:
гуманизм (содержание) и вежливость (форма проявления гуманизма);
Равноправие (вне зависимости от социального положения и
материального достатка). Приоритетные группы в этикете:
А) В повседневном: старшие, женщины, дети;
Б) В деловом – руководители.
Добровольность исполнения требований этикета.
Основные нормы этикета.
Этикетная культура это выражение общей нравственной культуры,
воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в
определенных принципах и нормах этикета. Помимо уже перечисленных к
основным принципам этикета относятся прежде всего внимание и
уважение к другим людям, требующие от нас соблюдения таких норм, как
вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение
слушать, скромность.
1.
Вежливость проявляется во многих конкретных правилах
поведения: приветствии, обращении к человеку, умении помнить его имя иотчество, важнейшие даты его жизни. Известно прекрасное высказывание
Сервантеса: «Ничего не стоит так дешевои не ценится так дорого, как
вежливость
2.
Тактичность и чуткость — это внимание к тем, с кем мы
общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, чем мы можем
доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать раздражение,
досаду, обиду. Тактичность — это умение всегда учитывать конкретные
обстоятельства общения:
общественного
положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Разнообразны формы проявления бестактности. Считается, что:
бестактно в разговоре:
— без причины отказываться от обсуждения предложенной темы;
— вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые
разницу возраста,
пола,
воспоминания, неприятно задеть их;
— позволять неуместные шутки, подтрунивать над рисутствующими,
сплетничать об отсутствующих;
громко распространяться в общественных местах и транспорте о
сугубо личных, интимных делах;
— шептать на ухо и т.д.;
бестактно в поведении:
— войдя в транспорт, останавливаться в дверях, не думая о других
пассажирах; занять собой или своим багажом сразу несколько мест в
транспорте;
— сидеть в транспорте, «не замечая» стоящих перед собой женщин и
пожилых людей;
— не оставлять на эскалаторе метро прохода тем, кто торопится
(следует стоять справа);
— быть всегда всем недовольным, ворчать, все осуждать, постоянно
предъявлять, претензии;
— бесконтрольно вести себя в собственной квартире, доставляя
беспокойство соседям: хлопать дверями, шуметь в позднее время и т.д.
Таким образом, просто «научиться такту» нельзя (а возможно, и не
нужно) он приобретается под влиянием среды и воспитания, обусловлен
характером и желанием самого человека. Однако развить его, безусловно,
можно, А определить, что следует отнести к тактичному или бестактному
поведению, каждому человеку в каждом конкретном случае помогут чувство
меры и деликатность.
3. Чувство меры — это умение найти границу, которую следует
соблюдать в отношениях с людьми, и за которой наши слова и поступки
могут вызвать у человека незаслуженную обиду, огорчение, боль; чувствомеры выступает индивидуальным показателем нашей тактичности и
чуткости.
4.
Деликатность — непосредственное проявление чуткости,
почти ее синоним — подсказывает, как подойти к человеку, чтобы не
оскорбить, не обидеть его, не коснуться больного места, а, напротив,
постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения. Вместе с
тем деликатность не должна быть излишней, навязчивой, назойливой,
льстивой.
5.
Умение выслушать собеседника, способность предусмотреть его
реакцию на наше высказывание, поступки и при необходимости
самокритично, без ложного стыда извиниться за допущенную ошибку —
обязательное условие тактичности и уважения к другому. Особенно важно
это качество как норма поведения учителя. Это не только не уронит вашего
достоинства, но, наоборот, укрепит его в глазах окружающих.
6.
Скромность несовместима со стремлением показывать себя
лучше, способнее, умнее других, подчеркивать свое превосходство,
требовать для себя привилегий, особых удобств, услуг.
Спокойствие,
дипломатичность,
готовность к пониманию
аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация вот
решение противоречия между скромностью и твердостью в отстаивании
своего мнения. А лучше всего положить конец недоразумению
дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять
своего собеседника.
Рассмотренные нормы этикета выступают одновременно и его
основополагающими принципами. Кроме того, существуют еще и общие
правила поведения. К ним относится, в частности, «неравенство» людей в
области этикета, выражающееся в преимуществах, которые имеют:
1) женщины перед мужчинами,
2) старшие перед младшими,
3) начальник (директор, учитель) перед подчиненными,
4) больные, слабые, инвалиды перед здоровыми.
Правила этикета для конкретных ситуаций.
В этикете нет «мелочей», точнее, он весь состоит из «мелочей»,
нанизанных на единый стержень вежливости, внимания к людям. Начинается
же этикет с определенного порядка и правил приветствий, обращений,
представлений и знакомств, которым педагог должен научить своих
учащихся.
Приветствия, обращения, знакомства
1) Приветствия обусловлены «неравенством» в этикете, поэтому
следует помнить, что первыми обязаны приветствовать: молодые —
старших, входящие — присутствующих, запаздывающие — ожидающих и т.д.В гостях в первую очередь приветствуют хозяйку и хозяина, после них —
женщин (сначала пожилых, затем молодых), потом — более пожилых и
старших, по положению мужчин и остальных гостей.
Большое значение при приветствиях имеет манера держаться. На
человека, с которым здороваешься, следует смотреть прямо, с улыбкой.
Крайне неприятное впечатление производит человек, который, протягивая
правую руку для приветствия, левую держит в кармане, смотрит в сторону,
вниз или продолжает разговаривать с другим человеком.
Формы приветствия могут быть разными: от «Здравствуйте» или «Доброе
утро» до простого кивка головой. Одной из наиболее распространенных у нас
форм приветствий является рукопожатие.
Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот,
слишком слабым. Трясти руку или пожимать ее двумя руками неприлично.
Подавать руку следует непосредственно перед рукопожатием, идти с
протянутой рукой или обмениваться рукопожатием через стол не принято.
Первыми для рукопожатия подают руку женщины, старшие по возрасту
или положению. Женщина как бы сама решает, подавать руку или нет. Это ее
право. Если женщина или старший по положению, возрасту, не предлагают
руки, им следует слегка поклониться. Если приветствие сопровождается
рукопожатием, мужчина должен снять перчатку, а женщина может ее не
снимать, поскольку перчатки являются частью дамского туалета. Однако
варежку или теплую перчатку рекомендуется снимать и женщине.
Требования этикета необходимо соблюдать независимо от желания,
настроения, психологического состояния в данный момент. Так, если вы
встретили знакомого, на которого обижены, с ним все равно следует
поздороваться. Слова, с которыми люди при встрече обращаются друг к
другу в знак приветствия, всегда должны быть дружелюбными и
доброжелательными.
2) Формы обращения к другому человеку в современном русском языках,
к сожалению, недостаточно корректны; таких форм обращения, как,
например, в английском, французском и других языках, у нас нет или они
малоупотребительны.
При обращении к незнакомому, малознакомому человеку или
официальному лицу всегда следует говорить «Вы». Форма обращения «ты»
выражает более близкие отношения с человеком.
Принято, что члены семьи и родственники обращаются друг к другу на
«ты» (обращение на «Вы» считается устаревшим). Часто форма «ты»
употребляется между сотрудниками и коллегами. «Ты» указывает в данном
случае на сплоченность и теплые товарищеские отношения.
Взрослые
говорят чужим детям «ты», пока они не становятся подростками; с 16 лет к
ним обычно начинают обращаться на «Вы».
Преподаватели говорят студентам и старшеклассникам официальное
«Вы». Если же у педагога складываются с учащимися неформальныеотношения, то «ты» может быть свидетельством не пренебрежения и
высокомерия, а, напротив, близости и доверия. И конечно же, многое здесь
зависит от тона: теплое «ты» может оказаться куда предпочтительнее
холодного «Вы».
Правила хорошего тона предусматривают, как следует переходить с
«Вы» на «ты». Переход на «ты» может предложить только старший младшему
и начальник подчиненному. Между мужчиной и женщиной это правило
условно. Разрешить говорить «ты» — право женщины, мужчина может
только попросить о такой форме обращения. Молодой человек может
попросить близких старших говорить ему «ты». При этом сам он продолжает
говорить им «Вы». Если же старший разрешит обращаться к нему на «ты», то
молодой человек должен принять это как знак доверия и соответственно
вести себя.
Те же, кто переходит с «Вы» на «ты» в пылу ссоры, стараясь тем самым
унизить противника, ни в коей мере не показывают этим своего
превосходства, наоборот, демонстрируют только несдержанность и
невоспитанность.
3) Этикетные правила знакомства являются не менее сложными.
Первый шаг к установлению знакомства — представление. Представляясь или
представляя когото, обычно называют фамилию, имя, отчество, иногда —
должность или звание. Существует ряд общепринятых правил, которые
необходимо соблюдать при представлении и знакомстве.
Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется
женщине первым. Младших по возрасту или положению мужчин и женщин
следует представлять более старшим. При равном положении более молодой
представляется более пожилому, мужчина — женщине, подчиненный —
начальнику; один человек представляется паре, группе (даже женщина
представляется супружеской паре первой). Если мужчина в момент
представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за
исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая старше ее по
возрасту или положению. Когда в обществе одного человека представляют
сразу нескольким, обычно громко называют
его фамилию, имя.
Представляемый слегка кланяется всем.
Для представления лучше прибегать к помощи посредника. Однако
можно представиться и самому. Если ктонибудь представляется вам, в ответ
следует назвать свою фамилию. Если ктото знакомит двух людей, он должен
сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать:
«Знакомьтесь». Это невежливо, так не принято делать. Если представляющий
знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее
знакомого человека более знакомому. Членов семьи представляют, как
правило, не называя их фамилий, например: «Леонид Петрович, позвольте
представить Вам моего брата Евгения».Человек, которому представляют нового знакомого, называет свою
фамилию и добавляет: «Очень приятно», «Рад с Вами познакомиться» Тот,
кого представляют, говорить этого не должен.
Воспитание культуры поведения учащихся: задачи
3.
и методы в условиях школы.
Учиться хорошим манерам и свободно владеть ими необходимо
каждому. Но для педагога знание и соблюдение правил этикета является
одним из обязательных элементов его профессионализма. Помимо того, что
это — «ярлык», показатель уровня его собственной культуры, это, к тому
же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим
поведением, или целенаправленно, в процессе воспитательной работы,
должен передавать своим подопечным,
причем не только
ученикам«малолеткам», но иногда и учащимся колледжей, и вполне
взрослым студентам вузов. Поэтому важно дать или рекомендовать материал,
который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в
воспитательной работе с учащимися.
Каждый человек находится в системе отношений, диктуемых этикет
ными нормами: дома, на работе, в общественных местах. Как правильно
приветствовать с помощью рукопожатия старшего по возрасту человека или
женщину, как без конфликта разрешить спорный вопрос, пользоваться
столовыми приборами, вести разговор по телефону, выбрать костюм для
деловой встречи и множество других вопросов помогает разрешить
знакомство, а главное выполнение этикетных требований. Особое значение
этикет имеет для тех, кто по роду служебных обязанностей находится в
постоянном общении с людьми. В немалой степени от того, насколько они
владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности.
Побудить к овладению и систематическому выполнению требований
этикета, организовать практические упражнения, деловые игры, способ
ствующие приобретению таких навыков цель педагога
Существуют разнообразные формы приобщения молодого поколения
к нормам этикета – повседневного и делового:
элективные курсы;
тематические классные часы;
клубы (кружки, факультативны) по интересам;
конкурсы знатоков этикета;
деловые и ситуативные игры;
решение проблемных ситуаций и многие другие.
викторины;Значительное количество информации по этой теме содержат
сборники из серии «Праздник в школе», журнал «Классный руководитель»
и т.д.